Функции военных судов в рф

Функции военных судов в РФ

Принципиально изменились выполняемые военными судами функции. В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» основными задачами военных судов являются обеспечение и защита нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений, органов местного самоуправления Российской Федерации и ее субъектов, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.
С учетом решаемых военными судами задач определена и подсудность им дел. Непосредственно правила о подсудности дел военным судам конкретизированы в вышеназванном Законе, УПК РФ и ГПК РФ.
Военные суды рассматривают не только уголовные дела, но и определенные категории гражданских и административных дел.
В качестве основного критерия для определения подсудности дел военным судам Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» предусматривает субъективный признак: по уголовным (административным) делам — наличие статуса военнослужащего у лица, совершившего преступление (административное правонарушение), а по гражданским делам — правовое положение сторон (военнослужащий и орган военного управления, воинское должностное лицо).
В соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, что соответствует Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46).
Практика обращения военнослужащих с жалобами в военный суд за защитой своих прав и свобод получила широкое распространение. В военные суды обращаются все категории военнослужащих — от рядового до генерала. Если в 1993 г. с жалобами в военные суды обратились около 3 тыс. военнослужащих, то в 2002 . — свыше 200 тыс.*(235)
Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, также вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения в период прохождения ими военной службы, военных сборов (п. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»).
Граждане, уволенные с военной службы (прошедшие военные сборы), т.е. не имеющие статуса военнослужащих, вправе подать жалобу на действия воинских должностных лиц по своему усмотрению в военный или гражданский суд. Рассмотрение военными судами таких жалоб является исключением из общего правила о подсудности дел военным судам и обусловлено стремлением обеспечить наиболее полную защиту прав граждан по делам, связанным со специальными воинскими правоотношениями и применением норм военного законодательства.
Подсудность военным судам гражданских дел, указанных в ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» находит подтверждение в нормах ГПК РФ*(236).
В соответствии со ст. 31 УПК РФ к подсудности военных судов отнесены уголовные дела обо всех преступлениях, совершенных только военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы. Дела о преступлениях других лиц военным судам неподсудны.
Если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из них, то данное дело может рассматриваться военным судом, если против этого не возражает то лицо или те лица, которые не являются военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы. При наличии возражений со стороны указанных лиц уголовное дело в отношении их выделяется в отдельное производство и рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции. В случае если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, данное уголовное дело в отношении всех лиц рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции (ч. 7 ст. 31 УПК РФ).
В соответствии со ст.ст. 29, 108-109 УПК РФ гарнизонные военные суды принимают решения о заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений.
В ходе досудебного производства по подсудным им уголовным делам военные суды правомочны рассматривать жалобы на постановления прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию (ст. 29, ст. 125 УПК РФ; п. 6 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»).
Гарнизонные военные суды принимают также решения об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища (ч. 2 ст. 29 УПК РФ, п. 3 ст. 22 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»).
Согласно ч. 8 ст. 31 УПК РФ военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, членами их семей, а также другими гражданами Российской Федерации, если деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией России, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором России.
Подсудность уголовных дел военным судам разных уровней — гарнизонным и окружным (флотским) — определена исходя из разграничения их полномочий по тому же принципу, что и подсудность дел районным и вышестоящим над ними судам.
Следует отметить, что положения УПК РФ о подсудности уголовных дел военным судам не в полной мере согласуются с нормами Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации». Исходя из содержания данного Закона и чч. 5 и 6 ст. 31 УПК РФ дела о преступлениях гражданских лиц, совершенных ими в период военной службы или прохождения военных сборов, военным судам в настоящее время неподсудны.

sinref.ru

Функции военных судов в рф

СОСТАВ, СТРУКТУРА, ПОЛНОМОЧИЯ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ

Военные суды Российской Федерации входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах рФ.

Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом.

Военные суды в пределах своих полномочий рассматривают дела и материалы, связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.

В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Высшим судебным органом для военных судов является Верховный Суд РФ (ст. 126 Конституции РФ), который реализует свои функции в отношении военных судов через Военную коллегию Верховного Суда РФ.

Военная коллегия, в состав которой входят председатель, его заместитель, председатели судебных составов и другие судьи Верховного Суда РФ, действует в составе Верховного Суда РФ и является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к нижестоящим судам.

Военная коллегия рассматривает в первой инстанции: дела об оспаривании ненормативных актов, дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого. Уголовные дела рассматривает коллегия, состоящая из 3 судей и присяжных заседателей. Дела по жалобам и протестам рассматривает коллегия, состоящая из трех судей.

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на решения.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, принятые в первой инстанции и не вступившие в силу.

Окружной военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, а также других судей и действует на территории одного или нескольких субъектов РФ.

Президиум окружного военного суда, действующий в составе председателя, его заместителей, заместителей председателя, рассматривает гражданские, административные, уголовные дела по протестам гарнизонных военных судов. Координирует работу судебной коллегии. Утверждает председателей судебных коллегий.

Окружной (флотский) военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, и дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни.

Гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, других судей и действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов.

www.nnre.ru

§ 1. Задачи военных судов и их место в российской судебной системе

У современных российских военных и гражданских судов много общего. И те, и другие входят в одну подсистему судов — как отмече­но выше (см. § 3 гл. III учебника), в подсистему судов общей юрисдик­ции. Подобно всем правоохранительным органам и иным судам, в со­ответствии со ст. 1 Закона о безопасности, военные суды призваны участвовать в охране личности — ее прав и свобод, общества— его материальных и духовных ценностей, а также государства — его кон­ституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.

Эта общая идея положена в основу Закона о военных судах, о чем свидетельствует сказанное в его ст. 4: «Основными задачами во­енных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государ­ственной власти субъектов Российской Федерации».

Как и иные органы судебной власти, военные суды наделяют­ся основными полномочиями, свойственными данной ветви государ­ственной власти (см. § 1 гл. III учебника). На них возложены отправ­ление правосудия, проверка правомерности решений и действий должностных лиц, затрагивающих права и свободы военнослужащих и граждан, приравненных к ним, обеспечение исполнения пригово­ров и других судебных решений, участие в формировании судейс­кого корпуса (военных судей) и содействие органам судейского со­общества в подсистеме военных судов.

Сближает военные и гражданские суды также установленная для них равная обязанность подчиняться в своей деятельности тре­бованиям законности. Военные суды, как и все иные суды, должны неуклонно следовать предписаниям Конституции РФ и других феде­ральных законов. При разбирательстве конкретных гражданских и уголовных дел они руководствуются всеми другими принципами правосудия (см. § 3—15 гл. IV учебника), а равно одинаковыми для всех в общей юрисдикции процессуальными правилами, установленными ГПК и УПК, без каких бы то было изъятий. К примеру, подсудимый в военном суде, как и подсудимый в гражданском суде, пользуется в полном объеме процессуальными правами, которые дают ему возможность защищаться от предъявленного обвинения. На него пол­ностью распространяется действие презумпции невиновности, он вправе иметь приглашенного или назначенного защитника, представлять в свою защиту доказательства, заявлять ходатайства и отводы судьям и другим должностным лицам, ведущим производство по уголовному делу, высказывать свои суждения по поводу обвинительных доказательств или требований государственного обвинителя, обжаловать в вышестоящий суд приговор и иные решения суда и т. д.

Важно подчеркнуть и то, что по закону военные суды, как и гражданские, самостоятельны и никому не подотчетны. Об этом недвусмысленно сказано в ч. 2—4 ст. 5 Закона о военных судах:

«2. Судьи военных судов независимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны.

3. Всякое вмешательство в деятельность судей военных судов осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом.

4. Гарантии независимости судей, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, не могут быть отменены или снижены в отношении судей военных судов».

Но наряду со сходством задач и полномочий военных и общих судов между ними существуют и различия. Они проявляются в ряде моментов. Во-первых, полномочия судебной власти, которыми наделены военные суды, реализуются не всегда в том объеме, в каком это делают гражданские суды. Например, военные суды осуществляют правосудие в отношении далеко не всех граждан. Во-вторых, их деятельность по проверке правомерности действий и решений государственных органов и должностных лиц ограничена сравнительно узкими рамками — она распространяется лишь на органы военного давления и соответствующих должностных лиц. В-третьих, особенностью полномочий военных судов является то, что только они могут рассматривать и разрешать уголовные дела о преступлениях против военной службы (неисполнение приказа, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы, самовольное оставление части или места службы, дезертирство, нарушение правил несения боевого дежурства, утрата военного имущества и т.д.).

Существенным фактором, влияющим на положение военных судов в российской судебной системе, является то, что они образу­ют и функционируют в специфических условиях войск, органов и формирований, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Специфичность этих условий проявляется прежде всего в том, что в организации и функционировании военных структур на первом плане находится обеспечение безопасности Российской Фе­дерации, необходимой боеспособности и боеготовности войск и фор­мирований, поддержание воинской дисциплины и установленного по­рядка несения службы. С учетом этих и некоторых других обстоя­тельств дислокация войск и сил флота не связывается жестко с ус­тановленным законодательством национально-территориальным или административно-территориальным делением Российской Федера­ции. Сообразно с этим и строится система (подсистема) военных судов. В определенных случаях войска и силы флота могут находить­ся за пределами страны. Естественно, вместе с ними располагаются и военные суды.

Изложенные и некоторые другие факторы в значительной мере предопределяют особенности организации и основ деятельности военных судов.

Однако эти факторы не должны заслонять главного — россий­ские военные суды являются неотъемлемой частью судов общей юрисдикции. Предусмотренный ст. 126 Конституции РФ судебный надзор за деятельностью военных судов, в конечном счете, осуществ­ляет Верховный Суд РФ, который также надзирает за деятельнос­тью гражданских судов. Это позволяет обеспечивать единообразное, а значит, и справедливое, применение закона как к обычным граж­данам, так и к тем, которые одеты в военную форму.

Значение такого построения военных судов и определения их места в государственном механизме целесообразно оценивать с уче­том сведений об иных подходах к роли и значению военных судов. В частности, с учетом того, что в России до 1917 г. и в ряде совре­менных государств до настоящего времени военные суды считались и считаются частью армии, средством, с помощью которого военное командование достигает поставленные перед ним цели (судьи назна­чались и назначаются командирами или воинскими начальниками различных уровней, последние утверждали и утверждают пригово­ры, выступали и могут выступать в роли органа, проверяющего при­говоры, высшие инстанции военных судов обособлялись и обособля­ются от соответствующих гражданских судов с подчинением воен­ному ведомству и т.д.).

www.bibliotekar.ru

Военные суды рф: особенности организации, задачи и полномочия.

1. Военные суды Российской Федерации (далее — военные суды) входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее также — органы).

2. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах.

3. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность судей военных судов устанавливаются Верховным Судом Российской Федерации.

4. Особенности организации и деятельности военных судов в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Основные задачи военных судов

Основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 9. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел, подсудных военным судам

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (далее — Военная коллегия) и военных судов, вступившие в силу.

2. Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в силу.

3. Военная коллегия рассматривает в первой инстанции:

1) дела об оспаривании ненормативных актов Президента Российской Федерации, нормативных актов Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

2) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.

4. Военная коллегия рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу.

5. Военная коллегия рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу.

6. Военная коллегия рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и приговоров Военной коллегии, вступивших в силу.

students-library.com

Функции военных судов в рф

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВОЕННЫХ СУДОВ

(ВОЕННЫХ ТРИБУНАЛОВ) В РОССИИ

А.Я. ПЕТРОЧЕНКОВ

Петроченков А.Я., заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заслуженный юрист РФ.(Журнал «Российская юстиция» 2009 год №1)

Декабрь в 2008 году на редкость богат событиями, имеющими значение для юридической общественности страны. Прошел VII съезд судей России (2 — 4 декабря); 3 декабря мы впервые отметили день юриста. 12 декабря исполнилось 15 лет, как принята и действует Конституция Российской Федерации. 8 декабря российские военные суды отпраздновали 90-летие со дня образования.

Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев на последнем съезде судей дал, в общем, положительную оценку судебной системе России, констатировав, что в целом решены ее главные, фундаментальные проблемы: сформировано конституционное правосудие, экономическое и административное судопроизводство, восстановлены суды присяжных, мировые судьи, служба судебных приставов. Вместе с тем Президент страны сформулировал ряд серьезных задач, над которыми предстоит активно работать. Значение этого съезда судей и рассмотренных на нем вопросов обусловлено в первую очередь все более возрастающей ролью суда как одной из ветвей власти, а также его реальным влиянием на жизнь все большего числа граждан нашей страны.

Военный суд — не исключение. Его значимость для обеспечения и защиты нарушенных и оспариваемых законных прав и интересов значительной части населения России, к которой относятся в первую очередь военнослужащие и члены их семей, сегодня трудно переоценить.

История российской военно-судебной системы по-своему уникальна.

Первые упоминания о военных судах встречаются в конце XVI — начале XVII веков. Такими судами были воеводские суды и суды полковых судей. Эти суды образовывались и рассматривали дела только во время войны, то есть были временными судебными органами. Несмотря на это, их можно считать прообразами современных военных судов.

Появление первых военных судов было связано с необходимостью осуществления судебной власти в военных организациях того времени, стрелецких и пушкарских полках. В дальнейшем это предназначение военных судов сохранялось, а их развитие происходило одновременно со становлением других государственных органов и военной организации страны, под воздействием общих исторических факторов.

Наиболее значимые изменения в системе военных судов произошли в годы правления Петра I. Этот период истории ознаменован созданием в России регулярной постоянной армии и появлением специальных военно-судебных и военно-уголовных законов.

В 1715 — 1716 гг. поэтапно был введен в действие разработанный при личном участии Петра I Воинский устав, который нормативно закрепил создание в России военно-судебной системы. В нем содержалась специальная глава «О суде и судиях», в которой были предусмотрены коллегиальные военные суды трех видов: 1) высший (генеральный) суд; 2) низший (полковой) суд; 3) «скорорешительный суд» (для условий военного времени в случаях, не терпящих отлагательства).

Петровские военные суды без сколько-нибудь серьезных изменений в структуре и судопроизводстве просуществовали 150 лет.

В 1867 году при императоре Александре II была проведена военно-судебная реформа, принят Военно-судебный устав. Получили нормативное закрепление вопросы подсудности военных судов, принципы их деятельности, такие, например, как состязательность, равноправие сторон, устность, гласность. Созданная военно-судебная система включала в себя: 1) полковые суды, 2) военно-окружные суды, 3) Главный военный суд (с двумя его отделениями — в Сибири и на Кавказе).

Полковые и военно-окружные суды являлись судами первой инстанции и рассматривали дела по существу. Главный военный суд был судом второй инстанции, решал дела по кассационным жалобам и протестам прокуроров. Он также должен был наблюдать за «охранением точной силы закона и за единообразным его исполнением военными судами».

Военные суды в России продолжали существовать и в период действия Временного правительства (февраль — октябрь 1917 г .).

В марте 1917 г . были приняты Основные положения реформы военной юстиции. В целях реализации этой концепции были внесены изменения в действовавшие нормативные правовые акты военно-судебного и военно-уголовного характера, а также принят ряд новых важных документов. В частности, Положение о дисциплинарных судах, Временные правила об устройстве полковых судов в мирное и военное время (апрель 1917 г .), «О новом устройстве военно-окружных и корпусных судов и производстве в них дел» (июнь 1917 г .), «О введении военно-революционных судов» (июль 1917 г .).

Как видно, Временное правительство стремилось сохранить военные суды в судебной системе молодой буржуазной республики. Однако в условиях экономического, политического и военного кризисов в стране эти попытки не увенчались успехом.

Стартовой чертой, с которой началось развитие современных военных судов, является образование в 1918 году военных трибуналов, послуживших спустя десятилетия основой для создания военно-судебной системы нового Российского государства.

Упразднение в 1917 г . старого госаппарата, кардинальные изменения в законодательстве страны прекратили деятельность прежней судебной системы, в том числе военных судов, и на начальном этапе становления советской власти создание специальных военных судов не планировалось. Однако жизнь диктовала иное.

Политическая обстановка, условия гражданской войны требовали принятия особых мер по поддержанию боеспособности армии, укреплению дисциплины и правопорядка в ее рядах. Общегражданские же судебные органы не могли эффективно осуществлять правосудие в войсках, не обеспечивали оперативного разрешения дел, особенно в условиях боевых действий. Судьи были оторваны от армии, не знали специфики военной службы.

Поэтому в войсках по инициативе Реввоенсоветов в середине 1918 года стали образовываться военно-судебные органы: чрезвычайные тройки, полевые суды, военно-полевые сессии и др., которые в результате их преобразования стали называться революционными военными трибуналами. Справедливости ради следует отметить наличие военных судов и в армии противоборствующей стороны.

Для организации единого управления разрозненно создававшихся военных трибуналов Реввоенсовет (РВС) Республики приказом от 14 октября 1918 г . N 94 учредил Военно-Революционный Трибунал, переименованный в ноябре 1918 г . в Революционный Военный Трибунал Республики (РВТР). 8 декабря 1918 г . приступил к работе Реввоентрибунал Республики, взявший на себя руководство реввоентрибуналами в войсках. Таким образом, началось возрождение или второе рождение отечественной военно-судебной системы. С этого времени дату 8 декабря принято считать днем создания военных трибуналов (военных судов).

Сам РВТР стал также и судом первой инстанции по делам о преступлениях, в совершении которых обвинялись высшие военачальники, председатели и члены реввоентрибуналов фронтов и армий. Кроме того, решением РВС Республики дела могли изыматься из ведения РВТ фронтов и армий и передаваться на рассмотрение РВТР.

Таким образом, впервые в отечественной истории высший военно-судебный орган стал рассматривать и разрешать дела по существу. С этого времени РВТР весьма интенсивно работал в качестве суда первой инстанции. Так, в 1920 году членами этого трибунала, при штате 4 человека, были рассмотрены уголовные дела в отношении 290 человек (всеми же реввоентрибуналами в этом году были рассмотрены дела в отношении 106966 человек). Первым председателем РВТР был назначен К.Х. Данишевский, который затем в начале 1921 года по решению ЦК был направлен на ответственную хозяйственную работу.

Переход к мирному строительству обусловили сокращение Красной Армии и необходимые структурные преобразования военных трибуналов. В 1921 году в их правовом положении произошло изменение, положившее основу дальнейшего функционирования военных судов как части единой судебной системы государства. Из специального репрессивного органа Революционного военного совета Республики и революционных военных советов фронтов и армий они фактически превратились в специализированные судебные органы, созданные для осуществления правосудия в вооруженных силах, а также для рассмотрения дел о совершении наиболее опасных преступлений. Нормативным документом, урегулировавшим эти изменения, было Постановление ВЦИК от 23 июня 1921 г . «Об объединении всех Революционных трибуналов Республики». Согласно названному Постановлению в качестве единого кассационного органа и органа ближайшего надзора для всех действующих на территории РСФСР трибуналов, а также судебного учреждения для дел особой важности был установлен состоящий при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Верховный Трибунал. В его состав вошли Реввоентрибунал Республики, Главный революционный военный железнодорожный трибунал и Кассационный трибунал. Одновременно упразднялись почти все революционные тыловые военные трибуналы. Функции последних были переданы так называемым военным отделениям при губернских революционных трибуналах, а функции Реввоентрибунала Республики — Военной коллегии Верховного Трибунала ВЦИК, которая продолжила работу по надзору и инспектированию местных реввоентрибуналов, оставаясь одновременно судом первой инстанции при рассмотрении определенной категории дел.

В 1923 году Военная коллегия вошла в состав Верховного Суда РСФСР.

23 ноября 1923 г . ЦИК СССР утвердил Положение о Верховном Суде Союза ССР, в соответствии с которым Военная коллегия передавалась в его состав. Фактически она начала работать в составе Верховного Суда СССР в апреле 1924 г .

Первым председателем Военной коллегии Верховного Суда СССР в феврале 1924 г . стал В.А. Трифонов. Накануне и после революции 1917 года он занимался формированием Красной Армии, являлся активным участником Гражданской войны. Возглавляя Военную коллегию в течение двух лет, В.А. Трифонов многое сделал для становления военных трибуналов как судов общей юрисдикции Союза ССР.

Компетенция Военной коллегии в составе Верховного Суда СССР определялась Положением о Верховном Суде СССР от 23 ноября 1923 г . и Наказом Верховному Суду СССР от 14 июля 1924 г . Рассмотрению Военной коллегией подлежали уголовные дела исключительной важности, направляемые ей особым постановлением Президиума ЦИК СССР или пленарного заседания Верховного Суда СССР, а также дела по обвинению в совершении преступлений, отнесенных к производству военных трибуналов, лиц военного ведомства, включенных в особый список, утвержденный Президиумом ЦИК СССР. Согласно Постановлению Президиума ЦИК СССР от 28 декабря 1923 г . в этот список вошли должностные лица от начальника штаба РККА до командиров и комиссаров корпусов, а также судьи, начальники особых отделов и прокурорские работники окружного и армейского уровня.

Однако не все вопросы деятельности военных трибуналов перешли в ведение Военной коллегии. Судебный надзор за деятельностью военных трибуналов оставался за верховными судами союзных республик.

С принятием Положения о военных трибуналах и военной прокуратуре ( 1926 г .) реввоентрибуналы переименованы в военные трибуналы, а Военная коллегия стала вышестоящей инстанцией для всех военных трибуналов.

В 20 — 30 гг. XX века деятельность военно-судебной системы была направлена на борьбу с правонарушениями в армии, укрепление основ государства. В СМИ, научной литературе нередко говорится о негативной роли военных трибуналов и Военной коллегии в этот период.

Необходимо понимать, что суд — неотъемлемая часть государственного механизма и, соответственно, защищает систему ценностей, этим государством поддерживаемых. На протяжении известного периода российской истории военно-судебная система не раз становилась заложницей политических игр и практически всегда, хотя и в разной мере, оставалась под властью идеологической диктатуры, в решающей степени обусловившей наступление трагических последствий.

Говоря о периоде репрессий, не стоит забывать, что, помимо судебных органов, в стране параллельно действовала целая система разного рода «двоек», «троек», «особых совещаний». Она являлась активным противовесом судам, проводя репрессивные меры именно в обход правосудия, в обход закона. Ведь судебный порядок рассмотрения дел, требовавший исследования доказательств вины подсудимого, соблюдения законных процедур, даже в условиях идеологической диктатуры оставался серьезным препятствием на пути репрессирования невиновных.

Нельзя не вспомнить и об открытом противодействии многих военных судей беззаконию и произволу со стороны карательных органов. Эти люди одними из первых ощутили на себе тяжесть репрессий. Другие же работники военных трибуналов, вынужденно исполняя роль, отведенную им политическим руководством, оказались причастными к репрессивной политике. Это наша история! Сложная, трагическая. Но — наша! От нее невозможно отказаться. Но она должна быть не источником для формирования некоего комплекса неполноценности, а уроком, гарантирующим суды от повторения ошибок.

Незабываем опыт Великой Отечественной войны. В этот период компетенция военных трибуналов в силу понятных причин существенно расширилась. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г . «О военном положении» устанавливалось, что «в изъятие из действующих правил о рассмотрении судами уголовных дел в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передаются на рассмотрение военных трибуналов». Тогда же было утверждено Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий. Приговоры кассационному обжалованию не подлежали и могли быть изменены или отменены лишь в порядке судебного надзора. Судьи осуществляли правосудие в сложнейших условиях, зачастую рискуя жизнью, сосредоточивая усилия на борьбе с дезертирами, изменниками, другими опасными преступниками. Офицеры военных трибуналов участвовали в боях, многие удостоены государственных наград.

С принятием в 1957 году Положения о Верховном Суде СССР, а в 1958 году нового Положения о военных трибуналах существенно изменилась компетенция военных судов, которая отныне строго определялась общими для всех судов общей юрисдикции целями осуществления правосудия, а также задачей борьбы с посягательствами на боеспособность и боеготовность Вооруженных Сил СССР.

Военной коллегии стали подсудны дела исключительной важности, а также дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинские звания генерала (адмирала) либо занимающих должности от командира соединения и выше и им равные. Кроме того, она вправе была принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое дело, подсудное военному трибуналу. Согласно этим правилам подсудности дел Военная коллегия рассмотрела в августе 1960 г . громкое уголовное дело в отношении американского летчика-шпиона Френсиса Г. Пауэрса, а в мае 1963 г . — дело по обвинению гражданина СССР офицера Пеньковского и подданного Великобритании Винна в шпионаже.

В новой редакции Положения о военных трибуналах 1980 г . компетенция Военной коллегии и военных судов особых изменений не претерпела.

Особое место в истории военных судов занимает период, связанный с десятилетним пребыванием советских войск в Афганистане, где пять военных трибуналов осуществляли правосудие практически в боевой обстановке.

При упразднении в 1991 г . судебных структур СССР Председатель Верховного Суда РСФСР В.М. Лебедев, работая над судебной реформой России, настоял на сохранении военных судов как части судебной системы.

С учетом суверенного права Российской Федерации на осуществление всей полноты власти на своей территории, по предложению Верховного Суда Постановлениями Президиума Верховного Совета от 28 декабря 1991 г . «О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР» и от 13 января 1992 г . «О военных трибуналах» Военная коллегия бывшего Верховного Суда СССР и военные трибуналы, дислоцирующиеся на территории России, были включены в судебную систему Российской Федерации. С этого времени Военная коллегия работает в составе Верховного Суда Российской Федерации.

21 апреля 1992 г . Съезд народных депутатов России вернул военным трибуналам наименование «военные суды», сохранив их в судебной системе страны.

Конституция РФ 12 декабря 1993 г . ознаменовала новый, современный этап в развитии системы военных судов.

Значимым событием стало принятие Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г . «О военных судах Российской Федерации». По-новому определив задачи военных судов, подсудность, структуру, порядок комплектования кадрами, финансирование, материально-техническое обеспечение, этот Закон поставил военные суды и Военную коллегию на принципиально иной, более высокий уровень их развития.

Закон определил военные суды как федеральные суды общей юрисдикции, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах и других военных организациях государства; вывел военные суды из-под влияния органов исполнительной власти и военного командования, передав их штаты, вопросы обеспечения в Верховный Суд РФ и Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

Система военных судов строится по территориальному принципу на условиях, обеспечивающих доступ военнослужащих и других граждан к правосудию, и состоит из гарнизонных (суды первой инстанции) и окружных (флотских) военных судов (суды кассационной и надзорной инстанций). Военная коллегия действует в составе Верховного Суда РФ и является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам.

Сегодня правосудие в Вооруженных Силах и других военных организациях государства осуществляют 12 окружных (флотских) и 119 гарнизонных военных судов. 5 гарнизонных военных судов дислоцируются за пределами России.

Военные суды рассматривают: 1) гражданские дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений; 2) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов; 3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Ежегодно военными судами рассматривается около 100000 дел и различных материалов, подлежащих разрешению в судебном порядке.

Статьей 4 Закона о военных судах определены основные задачи военных судов. Первая в их числе — это обеспечение и защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, а также иные, которые ранее законодательно не декларировались.

С 1993 г . военные суды в порядке гражданского судопроизводства рассматривают жалобы военнослужащих на действия органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие их права и свободы. Количество таких обращений из года в год возрастало: 1993 г . — рассмотрено свыше 3000 гражданских дел, в 1994 г . — уже около 13000, а в 2001 г . — примерно 200000. На сегодня таких дел рассмотрено около 1000000. Одна из основных причин обращений в суд: необеспечение положенными видами довольствия. С 1997 по 2005 год — это примерно 85% от числа всех жалоб. Тенденция на уменьшение количества подобных жалоб наметилась лишь в последние годы (в 2006 г . — 60%, 2007 г . — 49%).

Можно констатировать: сегодня в военный суд за защитой своих законных прав военнослужащие идут независимо от воинских званий, должности и ведомства, в котором они служат. На столах военных судей нередко соседствуют обращения рядового и офицера, сержанта и генерала. Это яркое подтверждение активного повышения правовой культуры российских граждан, свидетельство их доверия к военным судьям! Примерно 83% жалоб военнослужащих военными судами удовлетворяются. Это ясный сигнал о том, что положение в войсках далеко от нормального. Возникает вопрос: что препятствует реализации законных очевидных прав граждан до судебного вмешательства, почему без вмешательства суда исполнение закона на местах пробуксовывает?

Таким образом, сегодня военные суды из органов, рассматривающих уголовные дела в отношении военнослужащих, превратились в органы защиты их интересов, стали гарантом законности в военных организациях государства. Наделив военные суды правом контроля за исполнительной властью, Закон обусловил приоритет этого направления в их работе. В объеме судебной работы уголовные дела составляет лишь треть, остальное — гражданские и иные дела и материалы, большинство из которых затрагивают законные интересы военнослужащих.

Нельзя не сказать о роли суда, в том числе военного, как института, в значительной мере определяющего отношение граждан к государственной власти в целом. Дмитрий Анатольевич Медведев совершенно справедливо отметил в выступлении на VII съезде судей, что люди в суде «оценивают способность государства защищать их интересы, применять силу закона и восстанавливать справедливость». Один из важнейших вопросов, поставленных Президентом страны в этом контексте, — «повышение доверия, уважения граждан к суду». А кому человек верит?! Кого он уважает?! Думаю, не ошибусь, утверждая, что в первую очередь — того, кто способен прийти на выручку в трудную минуту, кто не побоится отстоять и защитить его законные интересы вопреки сложившейся местной конъюнктуре, чьему-то «высокопоставленному» мнению. Полагаю, что у военных судей сегодня есть все необходимые условия для завоевания такого доверия граждан и эти возможности в значительной мере реализуются, о чем наглядно свидетельствует статистика обращений в военные суды.

Председатель Верховного Суда РФ Вячеслав Михайлович Лебедев в своем выступлении на VII Всероссийском съезде судей потребовал добиваться большей открытости судебной системы, шире информировать общественность о работе суда и ее результатах, быть более доступными для граждан.

Исходя из этих требований, военные судьи стараются строить свою работу.

В частности, уголовные дела, решения по которым могут сыграть предупредительную и воспитательную роль, рассматриваются военными судами, как правило, в присутствии личного состава, это 30% от общего количества уголовных дел. Кроме того, треть приговоров доводится до военнослужащих путем издания приказов соответствующими командирами. Таким образом, военнослужащие получают возможность реально наблюдать процесс отправления правосудия, что имеет важное превентивное значение.

Между тем возможности для расширения информированности граждан о работе военных судов, повышения доступности правосудия не исчерпаны. Это и поиск новых разновидностей консультационной, разъяснительной, информационной деятельности, и более активное использование широко распространенных форм взаимодействия с армейской общественностью и командованием.

Реформа военно-судебной системы продолжается. В 2007 году законодательно упразднен институт прикомандирования. В этой связи во исполнение решения Совета Безопасности от 28 июня 2005 г . Правительством РФ направлены в Государственную Думу Федерального Собрания РФ два законопроекта о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военных судов, в том числе и Закон «О военных судах Российской Федерации». В этих документах предусмотрена замена военной службы государственной гражданской службой в военно-судебной системе .

На момент подготовки статьи указанные проекты законов рассмотрены в первом чтении.

Планируемые изменения коснутся в основном организационных вопросов, в том числе вопросов прохождения государственной гражданской службы в системе военных судов. Вместе с тем каких-либо изменений в подходах, оценках, квалификации, уровне профессиональной подготовки, нравственных качествах и других аспектах практической деятельности судей, в том числе требовательности к ним, не планировалось и не планируется. Выполнение задач, возложенных законом на военно-судебную систему, было и остается основной задачей каждого работника военного суда. В первую очередь это обеспечение и защита нарушенных или оспариваемых, прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, а также решение других вопросов, отнесенных законом к компетенции военного суда.

Таким образом, военные суды ликвидировать никто не собирается, они будут продолжать функционировать как часть федеральных судов общей юрисдикции. Хотелось бы особо обратить внимание, что в 2003 году постоянный комитет по правам человека Совета Европы подготовил и опубликовал своеобразный обзор — Меморандум «Судопроизводство в военных судах», в котором обобщил практику функционирования военных судов в различных странах и выработал критерии законности военного суда при условии наличия гарантий его беспристрастности и независимости. В соответствии с выработанными критериями российские военные суды отнесены к числу легитимных судебных органов.

Современная российская военно-судебная система выросла вместе с нашим государством, прошла вместе с ним через серьезные испытания, была и остается с ним и его армией, учитывает печальный опыт, но и чтит немалые заслуги наших предшественников, руководствуясь в своей деятельности требованиями Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации», российского законодательства.

yusgvs.sah.sudrf.ru

Смотрите еще:

  • Субсидии в уральске Субсидии для сельхозпроизводителей Казахстана теперь бесплатно будут оформляться через ЦОНы Почти все услуги по субсидированию предприятий сельского хозяйства теперь доступны через ЦОНы и только три — через портал электронного правительства, сообщила СМИ пресс-служба РГП «ЦОН». ЦОН принимает документы на […]
  • Курсы для юристов уфа Учебный центр в Уфе Чтобы проверить подлинность документа, выданного по окончании курса, введите его номер в форму Бухгалтерские курсы Финансы и МСФО Компьютерные курсы Курсы менеджмента Курсы дизайна Мастер-курсы Курсы английского языка Курсы немецкого языка Курсы французского языка Курсы итальянского […]
  • Кто принимает законы в москве Закон г. Москвы «Устав города Москвы» от 28.06.1995 (ред. от 20.09.2017) Статья 35. Полномочия Московской городской Думы 1. Московская городская Дума: 1) принимает Устав города Москвы; 2) принимает законы города Москвы в пределах полномочий города Москвы; 3) принимает постановления Московской городской […]
  • Ставки транспортного налога крым 2018 Ставки транспортного налога крым 2018 Изменения ОСАГО. Приоритетной формой возмещения ущерба теперь будет восстановительный ремонт на станции технического обслуживания. Подробнее Плата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в […]
  • Увеличение размеров алиментов Как увеличить размер алиментов? Ни для кого не секрет, что далеко не все родители после развода добросовестно выполняют свои обязанности и в полном размере выплачивают алименты на содержание своих несовершеннолетних детей. На какие только уловки идут недобросовестные родители для того, чтобы уменьшить […]
  • 159-фз о внесении изменений в федеральный закон Законопроект, упрощающий порядок выкупа субъектами МСП арендуемой государственной и муниципальной недвижимости, принят в первом чтении На прошлой неделе Государственная Дума приняла в первом чтении правительственный законопроект, который направлен на расширение имущественной поддержки субъектов малого и […]