Основные сведения по технике безопасности при работах дорожных машин

При работе на машинах, при их обслуживании или уходе за ними, при наладочных и ремонтных работах или текущей регулировке узлов, механизмов и агрегатов водитель и другие лица, участвующие в работах, должны соблюдать ряд правил, обеспечивающих личную безопасность людей и сохранность машин.

Ниже приведены основные правила для работающих на дорожно-строительных машинах:
1. Запрещается выполнять работы неисправными машинами, даже если неисправны лишь отдельные узлы.
Категорически запрещается выезд на работу на самоходных и прицепных машинах с неисправными тормозами ходовых колес или гусениц. Для работ в ночное время машины должны быть оснащены достаточным количеством осветительных приборов. Работать ночью без освещения запрещается.
2. Машины, имеющие топливные баки или отопительные системы, должны быть снабжены огнетушителями; работать на таких машинах при отсутствии огнетушителей категорически запрещается.
3. При заправке топливом баков машин категорически запрещается курить или иметь вблизи машины открытые огни, например фонари, факелы и т. п.
4. При воспламенении топлива в баках машин заливать пламя водой категорически запрещается, так как это может повести к взрыву. Следует пользоваться пенным огнетушителем и засыпать источник пламени песком или землей.
5. Перед розжигом форсунок необходимо убедиться в отсутствии капель и потеков горючего в топке; при наличии капель и потеков горючего следует удалить их протиранием обмуровки ветошью. Наличие горючего в топке может привести к взрыву.
6. У машин с электрическим приводом токоподводящие провода должны быть проложены в металлических трубах или в бронерукавах. ©тсутствие такой защиты может привести к случайной порче изоляции провода и замыканию тока на массу, что вызовет либо простой, либо аварию, а в случае прикосновений людей может причинить им тяжелые травмы.
7. Аппаратура контроля и управления машин с электрическим приводом (рубильники, предохранители, выключатели) должна быть смонтирована в ящике, запирающемся на ключ. При работе машины ящик должен быть заперт и ключ должен находиться У лица (водителя, оператора), ответственного за электропривод.
8. Ременные и цепные передачи, валы и другие вращающиеся детали, вблизи которых могут находиться люди, должны быть закрыты кожухами.
9. Категорически запрещается производить осмотры или мон- тажно-демонтажные, наладочные, регулировочные или ремонтные работы на машинах с работающими двигателями.
10. Водителю-оператору запрещается оставлять работающую машину. При уходе от машины водитель должен остановить двигатель. При пуске машины в работу водитель должен дать предупреждающий сигнал.
11. При остановке самоходной или прицепной машины водитель должен включить тормоза ведущих колес или гусениц.
12. Категорически запрещается находиться под стрелами и крюками кранов, грузоподъемными стрелами и рамами погрузчиков, конвейеров и подобных им машин.
13. Категорически запрещается находиться на металлокощ струкции самоходных, прицепных и навесных машин во время работы или при транспортном движении. Люди при работе или движении машины могут находиться либо в кабине водителя; либо на площадках управления.
Водителям машин запрещается брать в свою кабину людей сверх положенного количества. На площадках управления машин не должны находиться лица, не имеющие отношения к управлению ими.
14. Категорически запрещается смачивать вручную вальцы моторных катков при их движении или при стоянке на месте с работающим двигателем.
15. На машинах, имеющих подвижные рабочие органы (бульдозеры, погрузчики, скреперы, грейдер-элеваторы и им подоб-! ные), запрещается производить осмотры, наладочные и ремонтные работы, находясь под рабочими органами, поднятыми и удерживаемыми канатными или гидравлическими механизмами. Рабочие органы должны быть надежно укреплены бревнами или козелками, поставленными на землю.
16. При ремонтных и наладочных работах, если работающие находятся под поднятыми рабочими органами, категорически запрещается кому-либо находиться вблизи рычагов управления и трогать рычаги, даже если двигатель машины выключен, а рабочие органы оперты на козелки или бревна.
17. При накачивании шин колесного хода воздухом запрещается находиться у колеса со стороны съемного бортового кольца. Возможный -срыв кольца может причинить тяжелое увечье.
Накачивать шины размером 14.00—20 и более непосредственно на машине не разрешается; шина с ободом должна быть сня-, та с машины и уложена в металлический ящик с надежно заши рающейся крышкой.
Категорически запрещается накачивать шины воздухом сверх разрешенного максимального давления.
18. Бачки, работающие под давлением воздуха, категорически запрещается накачивать сверх разрешенного давления.
19. При обрубке канатов нужно обматывать их проволокой с двух сторон от места обрубки, так как раскручивание проволок обрубленных концов может причинить увечье, особенно глазам работающего.
20. Категорически запрещается сменять масло в редукторах и смазывать узлы и детали машин при работающем двигателе.

stroy-technics.ru

Основные сведения по эксплуатации машин

Под эксплуатацией машин понимают совокупность организационных и технических мероприятий, обеспечивающих их бесперебойное и рациональное использование. В связи с этим каждая машина должна удовлетворять всем требованиям производственного и технического характера. Планом организации работ (ПОР) предусмотрены выбор машин, режимы их работ, расстановка и последовательность выполнения работ, учет работы машин. К основным вопросам, рассматриваемым при изучении технической эксплуатации машин, относятся допуск к управлению машинами, приемка и сдача, работа на машинах, смазка и транспортирование, хранение, организация и учет работы машин, техника безопасности.

Допуск к управлению машинами. К управлению и обслуживанию путевых и дорожных машин допускаются лица, знающие правила управления и обслуживания машин, а также правила техники безопасности. После приведения машины ^в состояние готовности ее проверяет механик с опробованием на холостом ходу. Работать на машинах следует в строгом соответствии с указаниями, изложенными в заводской инструкции по эксплуатации. Контроль за правильной эксплуатацией машин, проводится инспекциями Госгортехнадзора. Инспекция имеет право делать предписания администрации об устранении обнаруженных нарушений, а также останавливать эксплуатацию машин, техническое состояние которых угрожает жизни и здоровью людей.

По окончании работы машинист должен очистить машину от грязи и пыли и проверить ее состояние и, если необходимо, провести крепежные работы и устранить обнаруженные дефекты. При невозможности устранения неисправности на месте машинист сообщает об этом механику и вносит соответствующую запись в сменный журнал.

Приемка и сдача машин. Различают следующие виды приемки машин: приемка новых машин, приемка машин из ремонта, приемка машин от другой организации и межсменная приемка. Каждая машина, вновь прибывшая в организацию, подвергается тщательному осмотру, контрольному опробованию в работе и оформляется двусторонним приемо-сдаточным актом. При обнаружении в машине неисправностей или некомплектности составляют акт-рекламацию для предъявления претензий соответствующей организации. Межсменная приемка и сдача машин производится для повышения ответственности обслуживающего персонала за техническое состояние машины. Сдаваемая машина должна быть исправной, очищена от грязи и смазана. Межсменный осмотр производится в течение 20—45 мин за счет времени обеих смен с соответствующей записью сменщиков в журнале. Сдачу машин в ремонт оформляют актом с приложением описи технического состояния. Машины, сдаваемые в ремонт, должны быть полностью укомплектованы, очищены от грязи и вымыты. Детали, подвергающиеся коррозии, должны быть окрашены или смазаны маслом, окна, проемы и люки обшиты досками, а крышки и двери опломбированы.

Новые и капитально отремонтированные машины перед вводом в эксплуатацию проходят испытания и обкатку. Испытание на холостом ходу позволяет оценить правильность сборки машины, а под нагрузкой — установить соответствие основных ее показателей данным технической характеристики. Обкатка машин проводится в течение 10—100 ч и преследует цель наилучшей приработки трущихся поверхностей сопряженных деталей. В процессе обкатки машины работают 10% времени вхолостую, в каждые последующие 30% времени обкатки нагрузка увеличивается от 25 до 100% номинальной.

Работа на машинах. Работать на машинах можно начинать только после приемки смены и ознакомления с записями в журнале. При обнаружении неисправностей к работе приступить нельзя до полного их устранения. Работу необходимо производить в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с соблюдением всех норм и правил, предусмотренных Госгортехнадзором. По окончании работы машинист должен очистить машину от грязи и провести ее осмотр, в процессе которого установить состояние ее узлов и деталей, подтянуть ослабленные соединения, заменить негодные и установить новые крепежные детали взамен утерянных, проверить состояние канатов, ремней и цепей, а также отрегулировать основные механизмы и системы управления. Летом следует особенно тщательно следить за состоянием масляных, топливных и воздушных фильтров, так как при запыленном воздухе фильтры загрязняются быстрее. Воздушные фильтры необходимо очищать при всех видах технического обслуживания, а при работе машины в особо пыльных условиях даже ежедневно.

Эксплуатация машин в осенне-зимних условиях усложняется в основном за счет низкой температуры окружающего воздуха. При этом затруднен запуск двигателей, падает их мощность, ухудшаются условия смазки и работа ходовых частей, затрудняется управление машинами и их техническое обслуживание. Перевод машин на осенне-зимний режим эксплуатации производится по плану при установившейся температуре окружающего воздуха ниже 5 °С. При подготовке к зимней эксплуатации кабины утепляют войлоком, на двигатель внутреннего сгорания надевают чехлы, в.оду в радиаторе заменяют специальной жидкостью (антифризом), двигатель заправляют зимними сортами масел. Машины смазывают смазками сразу после остановки работы, когда механизмы еще разогреты. Перед началом работы машину заправляют топливом, маслом и опробывают на холостом ходу во избежание примерзания деталей, особенно фрикционных и тормозных лент. Примерзшие детали отогревают, а лед и грязь удаляют.

Смазка машин. В процессе работы машины все подвижные соединения в силу имеющегося трения начинают изнашиваться, увеличиваются зазоры в соединениях и ухудшается качество работы машины. Износ делится на две основные группы: естественный или нормальный износ и аварийный износ. Естественный износ возникает при нормальных условиях эксплуатации и соблюдении всех правил ухода за машиной. Он может быть механическим, коррозионным, тепловым и абразивным. Аварийный износ выводит из строя машину преждевременно. Аварийный износ возникает вследствие применения недоброкачественных материалов, неправильного монтажа, нарушения режимов смазки и правил эксплуатации.

Для борьбы с износом проводят правильную и своевременную смазку. Смазка уменьшает потери мощности на трение, снижает изнашивание деталей, предохраняет от коррозии и амортизирует ударные нагрузки. Смазки бывают жидкие и консистентные. Смазка должна обладать хорошей вязкостью и маслянистостью, низкой температурой застывания и химической стойкостью. Смазку подбирают по удельному давлению, скорости скольжения и температуре. Смазка со временем в работе загрязняется, частично пропадает, а большое количество ее собирают и очищают (регенерируют) в специальных установках для повторного использования. При работе машин необходимо стремиться к тому, чтобы подшипники трения скольжения работали в зоне жидкостного трения. В целях предохранения от попадания абразивных частиц в зону трения для смазки подшипников применяют консистентные смазки, жировые и синтетические солидолы, заполняющие все зазоры.

Открытые зубчатые передачи смазывают графитной мазью. Перед нанесением смазки очищают шестерни от грязи и старой смазки. Для смазки закрытых передач применяют нигролы. Закрытые цепные передачи смазывают летом маслом АК-15, зимой АК-10. Уровень масла в ванне должен быть не выше уровня цепи. Открытые цепные передачи после очистки и промывки от грязи в керосине смазывают разогретой графитной мазью. Стальные канаты смазывают разогретой канатной мазью. Места и сроки смазки, а также выбор сорта смазки указывают в картах и схемах смазки.

Транспортирование машин. Эксплуатация путевых и дорожных машин связана с их передвижением и перевозкой с одного объекта на другой, на ремонтное предприятие, в карьеры, вдоль трассы и т.д. Быстрое перемещение машин повышает коэффициент их использования. Для выполнения этого условия предварительно выбирают наилучший способ перемещения, требующий наименьших затрат времени и материалов. Для увеличения проходимости машин по болотистым участкам пути устраивают различного рода настилы: маты, фашины, жердевой или бревенчатый настил, гибкие покрытия, жердет вые, брусчатые, бревенчатые, железобетонные и металлические щиты. Выбор типа настила обычно зависит от наличия местных‘материалов.

Для передвижения по льду выбирают такие участки рек и озер, на которых между льдом и водой, нет воздушной прослойки. Несущую способность льда можно увеличить намораживанием слоя льда. Намороженная часть льда должна быть не выше 7з толщины естественного льда. Долго пользоваться им нельзя, так как лед, усиленный сверху, подтаивает снизу. С целью безопасности движения по льду, особенно вблизи берега, применяют сплошные настилы. При движении по льду расстояние между машинами должно быть не менее 55—60 м. Остановки и развороты в пути следования недопустимы. Двери кабины машиниста должны быть открыты.

На малые расстояния (до 5—10 км) гусеничные машины перемещают на буксире или собственным ходом. Не допускается перемещать машины с буксирами по льду рек и озер. Тяжелые машины на средние дистанции (до 100—150 км) перевозят на прицепах-тяжеловозах. На расстояние более 150 км машины перевозят железнодорожным или водным транспортом. Пневмоколесные машины перемещаются своим ходом на расстояние 15— 20 км и на буксире —на расстояние 100—150 км. Перед транспортированием необходимо подготовить машины, транспортные и вспомогательные средства.

Хранение машин. Машины, работа которых прерывается на срок более одного месяца, проходят консервацию и ставятся на хранение. В состав работ, связанных с консервацией машин, входят: чистка и мойка; освобождение емкостей от воды, топлива и масла; установка на подкладки или подставки с разгрузкой рессор, канатов, гидравлического и пневматического управления; установка рычагов в нейтральное положение; консервация двигателя; проверка комплектности запчастей и инструмента с упаковкой их в ящики; заправка всех точек смазкой; восстановление окраски внутри и снаружи; защита шин пневмоколесных машин от атмосферных воздействий; опломбирование кабины.

При длительной консервации машин необходимо: дополнительно слить масло из картеров и редукторов, промыть жидкой смазкой и заправить свежим маслом; снять цепи и канаты и после очистки и смазки установить на место; промыть гидросистему и заполнить ее свежим маслом; заклеить стекла бумагой; покрышки присыпать тальком и*шины вновь накачать. Перед консервацией машина должна пройти техническое обслуживание или ремонт, чтобы после консервации ее можно было сразу использовать на полную мощность. Состояние машин, находящихся на длительном хранении, проверяют через каждые 2—3 мес.

Организация и учет работы машин. Механизацию общестроительных и специальных работ в настоящее время осуществляют тресты механизации. Они обеспечивают строительные организации всеми необходимыми крупными машинами на договорных началах. Специализированным строительным организациям (трестам) подчинены управления механизации с парком необходимых им машин. Управления механизации, входящие в состав треста механизации, с целью улучшения технической эксплуатации и ремонта машин специализируются на выполнении отдельных видов работ: управления механизации земляных работ, управления механизации по эксплуатации башенных кранов и др. Существуют также управления механизации смешанного типа, которые создаются в районах строительства, где объем работ недостаточен для организации треста механизации. Для оперативного руководства работой машин на строительных площадках создаются диспетчерские пункты, оборудованные двусторонней радиосвязью или телевидением. Диспетчер с центрального диспетчерского пункта следит за ходом работ и вовремя принимает необходимые меры для ликвидации возникающих в процессе работы неполадок. Создание диспетчерского управления позволяет повысить использование машин по времени за счет резкого сокращения их простоев и поднять их производительность.

Для улучшения использования машин и создания условий экономического стимулирования обслуживающего персонала большое значение имеет автоматический учет работы машины. Для автоматического учета работы машин используют приборы, фиксирующие время работы и простоев машины, и приборы, регистрирующие производительность машины. Последние позволяют более правильно планировать ремонт машин в соответствии с отработанными ими часами. На машинах, где автоматический учет работы отсутствует, первичным учетным и контрольным документом является сменный рапорт машиниста. В этом рапорте-отмечают отработанное машиной время, объем выполненных работ, простои машины и расход эксплуатационных материалов. По данным этих рапортов составляют месячные карточки учета работы машин. Сведения о количестве часов, отработанных машиной за год, и об объеме выполненных ею работ заносят в паспорт машины.

Техника безопасности. Требования техники безопасности при работе на машинах делятся на общие, относящиеся ко всем машинам, и специальные, учитывающие особенности устройства и принцип действия определенных машин или установок. Общими требованиями для всех машин в основном являются: наличие ограждений вращающихся частей, предохранительных устройств и сигналов, нормальная освещенность рабочего места, хороший обзор машиниста, электробезопасность и противопожарная безопасность. Специальные требования тех- “ ники безопасности могут быть отнесены как к одной машине, так и к целой группе машин одного класса. Ниже приводятся некоторые дополнительные требования техники безопасности при работе различных дорожно-строительных машин. При выполнении подготовительных работ широко применяют корчеватели, кусторезы, бульдозеры. Во время работы корчевательных машин необходимо обеспечить надежное крепление канатов на корчуемых пнях, для чего на последних делают зарубки достаточной глубины, препятствующие соскальзыванию канатов. Диаметры канатов принимают в пределах 20— 30 мм. Рабочие должны отойти от каната на расстояние не менее расстояния между якорным и корчуемым пнями.

Работа кустореза должна начинаться после очистки площади от больших деревьев, камней и пней. Запрещается движение на участках, где деревья наклонены навстречу движению машины. Рабочие, оттаскивающие срезанные кусты и небольшие деревья, должны находиться не ближе 25—30 м от места работы кустореза. Бульдозерист при сбрасывании грунта под откос насыпи не должен допускать выдвижение ножа отвала за край откоса во избежание сползания трактора. Запрещается работа бульдозера на подъемах более 25°, спусках с уклоном свыше 35° и поперечных уклонах свыше 30°.

Грузоподъемные машины до пуска в работу должны быть зарегистрированы в Госгортехнадзоре. При работе не допускается поднимать груз, превышающий грузоподъемность машины при определенных вылетах стрелы. Не допускается косое подтягивание груза, отрыв примерзшего или засыпанного землей груза. Нельзя находиться под поднятым грузом, а также в зоне действия стрелы. После окончания работы груз опускают на землю, механизмы отключают, а кабину машиниста закрывают на замок.

Во время работы экскаватора запрещается находиться в зоне действия рабочего оборудования. Перед началом работы необходимо подавать предупредительный сигнал. При работе камнедробильных машин над загрузочными отверстиями должны быть козырьки. Приемное отверстие следует обнести ограждением, предохраняющим обслуживающий персонал от травмирования камнем, случайно выбрасываемым из дробилки. Рабочие должны быть обеспечены сетчатыми очками и респираторами. При работе на машинах вибрационного действия для защиты обслуживающего персонала от вредных воздействий вибраций должна быть применена виброизоляция. Кроме того, рабочие, обслуживающие вибрационные механизмы, должны быть снабжены противовибрационны-ми ботинками и рукавицами. При работе на передвижных машинах запрещается входить и выходить из машины на ходу.

Запрещается производить техническое обслуживание и ремонт машины на ходу. В кабине машиниста должны быть созданы нормальные условия для работы. Зимой температура в кабине должна быть не менее 10 °С. Для этой цели устраивают отопление. В летний период при температуре окружающей среды свыше 26 °С в кабине машиниста устраивают воздушный обдув. При работе в условиях жаркого юга кабину оборудуют установкой для кондиционирования воздуха.

stroy-technics.ru

Техника безопасности при эксплуатации дорожно-строительных машин

Базовые машины

безопасность транспорт эксплуатация

Базовая машина – это гусеничный или колесный трактор, тягач или любая другая самоходная машина, которую можно агрегатировать (соединять) с навесным, полуприцепным или прицепным строительно-дорожным оборудованием, в том числе с землеройным.

Базовая машина должна обеспечивать:

тяговое усилие, необходимое для копания грунта, при движении её с рабочей скоростью без потери устойчивости и достаточно низком удельном давлении на опорную поверхность;

отбор мощности для привода механизма управления рабочим органом;

достаточно высокие скорости движения и проходимость при обратных холостых ходах и транспортных переездах;

сравнительно быстрое и легкое изменение направления и скоростей движения при переходе от рабочего хода к обратному, холостому ходу или транспортному переезду;

удобное управление одновременно навесным, полуприцепным или прицепным оборудованием и базовой машиной;

возможность быстрого проведения технических уходов, разборки, сборки и ремонта;

необходимую безопасность и удобство водителя.

В качестве базовых машин для бульдозеров используют в основном гусеничные тракторы и в меньшей степени – двухосные колесные тракторы и тягачи.

Прицепные скреперы и грейдеры агрегатируются с этими же тракторами и тягачами, а полуприцепные – главным образом с двухосными колесными тракторами.

Самоходные скреперы выполняют на базе одноосных колесных тягачей, которые входят составной частью в эти машины и соединяются с ковшом скрепера при помощи шарнирно-сцепного устройства.

Автогрейдеры представляют собой самоходные машины специальной конструкции.

Эффективность применения гусеничных или колесных машин определяют грунтовыми эксплутационными условиями.

Работа в тяжелых грунтовых условиях вызывает большой повреждение и износ шин. При работе в абразивной среде, например на песчаных грунтах, гусеницы выходят из строя быстрее, чем шины колес.

Определенные требования предъявляют также к положению центра массы базовых машин, удельному давлению на грунт, обзорности с места водителя, управлению и конструкции кабины, необходимый комфорт для водителя.

Безопасность при эксплуатации транспортных средств

Основными причинами опасностей, аварий и несчастных случаев, связанных с эксплуатацией транспортных средств является:

нарушение требований правил дорожного движения на улицах и дорогах, а также во всех местах, где возможно движение транспортных средств, например, внутризаводские территории;

— нарушение требований правил техники безопасности;

— неосторожные действия исполнителей работ;

— отсутствие механизации выполняемых работ;

— неправильный и опасный прием труда, работа в опасной зоне;

— неисправность оборудования, приспособлений, инструмента, машин;

— выполнение несвойственной работы;

— скользкость полов, территорий, платформ, кузовов, лестниц, буферов, подножек автомобилей;

— незнание правил безопасности выполнения работ, устройства автомобиля, оборудования.

При эксплуатации автомобильного транспорта, тракторов, погрузчиков, других транспортных средств необходимо руководствоваться Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте. При эксплуатации автомобилей, тракторов и других мобильных машин возникновение опасных факторов отмечается при выполнении почти всех производственных операций.

Следствием травматизма является нарушение требований безопасности при их выполнении: техническое обслуживание, текущий ремонт и хранение подвижного состава автотранспорта; вождение подвижного состава автотранспорта по улицам и дорогам; обслуживание и текущий ремонт автомобилей в пути; погрузка и разгрузка грузовых автомобилей.

Дорожно-строительные машины

Бульдозером называют самоходную землеройную машину, представляющую собой гусеничный или колесный трактор, тягач или другую самоходную машину с навешенным с помощью рамы или брусьев рабочим органом – отвалом криволинейного профиля, расположенным вне базы ходовой части.

Чаще всего отвал располагают криволинейной отвальной поверхностью в сторону от базовой машины, габарит которой по ширине он полностью перекрывает.

Бульдозер служит для послойного копания, планировки и перемещения на расстояние до 60-150 м грунтов, полезных ископаемых, рудных, строительных и других материалов при строительстве и ремонте дорог, каналов, дамб, котлованов и других строительных, гидротехнических, земляных сооружений.

В зависимости от мощности и конструкции бульдозеры могут работать на самых разнообразных грунтах и материалах: от болотистых и песчаных до разборных, взорванных или разрыхленных скальных пород и руд.

Техника безопасности при эксплуатации бульдозера

Помимо общих требований техники безопасности, выполнение отдельных видов бульдозерных работ требует соблюдения определенных правил.

При производстве любых работ уклоны на подъемы и спусках, а также крены в поперечном направлении не могут превышать предельных значений, указанных заводом-изготовителем в инструкции по эксплуатации. Обычно эти значения не превышают для подъемов 25, спусков 35, для боковых кренов – 12-15є.

При сбросе грунта под откос поперечными ходами нельзя выдвигать отвал за край насыпи, так как в этом случае машина может сползти вниз. При движении бульдозера вдоль откоса или насыпи его ходовая часть не должна выходить за их края. Такие же требования соблюдают при засыпке траншей поперечными, косыми и продольными ходами бульдозера. Нарушение этих правил может вызвать обрушение стенок траншеи и сползание в неё всей машины.

Высота перемычек между траншеями при производстве любых работ траншейным способом не должна превышать высоту отвала, так как в противном случае возможно случайное обрушение грунта .

Сбрасывать грунт под откос методом работы через вал следует без заезда ходовой частью на разрыхленный грунт, находящийся за краем откоса, иначе вместе с рыхлым грунтом машина может сползти вниз по откосу.

При работе на косогорах следует создавать небольшой (3-7є) обратный уклон полки или террасы, что исключит возможность сползания трактора по склону или обрушения края разработанной полки или террасы вниз.

Расчищать местность от кустарника и мелколесья, а также сооружать пионерные дороги и пробивать трассы следует с большой осторожностью, так как при выполнении таких работ возможно повреждение радиатора, кабины, облицовки и других узлов базового трактора деревьями, корнями и другими препятствиями.

При корчевке пней и удалении крупных камней возможны наезд на корчуемый предмет поддоном картера двигателя, корпусами заднего моста и бортовых передач и их повреждение, что особенно опасно при отсутствии защитных кожухов снизу.

По той же причине опасно работа бульдозера на разработке взорванных и разрыхленных скальных пород. При этом особенно надо следить за тем, чтобы отдельные камни не попадали между отвалом, брусьями и ходовой частью и остовом базовой машины, а также между отдельными узлами и деталями ходовой части.

www.refbzd.ru

Правила эксплуатации дорожной техники

Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по технической эксплуатации и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в качестве техника на промышленных, автотранспортных, дорожно-строительных предприятиях и в организациях различных организационно-правовых форм собственности; в научно-исследовательских и конструкторских организациях автомобильно-дорожного профиля.

Основные виды деятельности техника:

производственно-технологическая – техническая эксплуатация и наладка транспортно-технологических машин и оборудования; осуществление эффективного использования материалов, технологического оборудования предприятий; оформление технической документации; надзор за безопасной эксплуатацией машин и оборудования, участие в обеспечении экологической безопасности эксплуатации, хранения, обслуживания и ремонта дорожных, строительных машин и оборудования; осуществление контроля параметров эксплуатационной пригодности и диагностирование дорожных, строительных машин, автомобилей и тракторов; осуществление ремонта и технического обслуживания, сервис подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования; проведение испытаний и определение работоспособности эксплуатируемых и ремонтируемых дорожных, строительных машин и оборудования;

организационно-управленческая – организация работы коллектива исполнителей; планирование и организация производственных работ; организация эффективной эксплуатации машин и оборудования; выбор оптимальных решений при планировании работ в условиях нестандартных ситуаций; осуществление контроля качества выполняемых работ; участие в оценке экономической эффективности производственной деятельности; обеспечение техники безопасности на производственном участке;

конструкторско-технологическая – проектирование участков и цехов эксплуатационных и ремонтных предприятий дорожно-транспортного комплекса; разработка новой конструкторской и технологической документации для ремонта, модернизации и модификации дорожно-транспортных средств и оборудования и технологических процессов изготовления и ремонта деталей машин.

Выпускник должен уметь:

разрабатывать и осуществлять технологический процесс технического обслуживания и ремонта подъемно-транспортных, дорожных, строительных машин и оборудования; рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности участка, цеха; оценивать эффективность производственной деятельности; осуществлять технический контроль соответствия качества эксплуатируемого транспорта; организовывать свой труд; самостоятельно формулировать задачи и определять способы их решения в рамках профессиональной компетенции; осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для решения профессиональных задач, используя современные информационные технологии; владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации; анализировать и оценивать состояние техники безопасности на производственном участке, управлять основными дорожными, строительными машинами и автомобилем.

Выпускник должен знать:

особенности технического обслуживания и ремонта подъемно-транспортных, дорожных, строительных машин и оборудования; классификацию, основные характеристики и технические параметры подъемно-транспортных, дорожных, строительных машин и оборудования; методы оценки и контроля качества технического обслуживания и ремонта подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования; основные положения действующей нормативной документации; основы организации деятельности предприятия и управления им; основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии, противопожарной защиты и экологической безопасности; основы управления дорожными, строительными машинами и транспортными средствами с учетом технических, финансовых и человеческих факторов.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Профессионально важные качества:

    • интерес к автомеханике;
    • практический склад ума;
    • техническое мышление;
    • наблюдательность;
    • способность на слух определять неисправность;
    • развитый глазомер;
    • умелые руки;
    • физическая сила и выносливость;
    • требовательность;
    • ответственность, организаторские способности.

Медицинские противопоказания:

    • опорно-двигательного аппарата;
    • аллергическими заболеваниями;
    • выраженными дефектами зрения и слуха.

Условия труда

Виды труда:

Объектами профессиональной деятельности являются:

    1. Автотранспортные базы
    2. Автоколонны
    3. Эксплуатационные и ремонтные цеха предприятий дорожно-строительного комплекса
    4. Коммерческие предприятия, связанные с автосервисом

Сферы деятельности:

Техник-электромеханик занимается монтажом, обслуживанием, ремонтом машин и механизмов угольных разрезов и карьеров. Он имеет дело с эксплуатацией электрооборудования и систем автоматизации экскаваторов (шагающих, роторных, механических лопат), стационарных машин (компрессоров, вентиляторов, насосов), подъемно-транспортных установок, электрическими сетями предприятий. Умеет работать с конструкторско-технологической документацией на горнодобывающих предприятиях.

Пути получения профессии

· КГБОУ СПО «Назаровский энергостроительный техникум»

Возможности продолжения образования

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям), подготовлен к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования в ГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» по направлению подготовки направления подготовки Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование, Сельскохозяйственные машины и оборудование, Многоцелевые гусеничные и колесные машины в сокращенные сроки.

Области применения профессии

Техническая эксплуатация и наладка транспортно-технологических машин и оборудования, осуществление ремонта и технического обслуживания, сервис, проведение испытаний и определение работоспособности эксплуатируемых и ремонтируемых машин, проектирование участков и цехов эксплуатационных и ремонтных предприятий дорожно-транспортного комплекса.

Перспективы карьерного роста

Специалисты могут занимать должность механика, мастера, заведующего гаражом, начальника автоколонны.

www.nestn.ru

Смотрите еще:

  • Экспертиза антифриза УЧЕБНО-НАУЧНАЯ ХИМИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ РГУ НЕФТИ И ГАЗА (НИУ) ИМЕНИ И.М. ГУБКИНА Экспертиза незамерзайки и антифризов в лаборатории Лаборатория качества топлива проводит исследования не только топлива для автомобилей, но и других жидкостей, используемых в эксплуатации автомобиля. В двигателе […]
  • Есть ли льгота по транспортному налогу для многодетных семей Какие льготы есть на транспортный налог многодетным семьям Налоговый кодекс России является основным актом, который информирует о налоге на транспорт. В этом кодексе прописаны механизмы начисления и выплаты налогов, от которых отталкиваются субъекты РФ. Также в этом документе указываются размеры ставок, […]
  • Приказ по эцп Приказ на ЭЦП Обновление: 2 марта 2018 г. Образец приказа о наделении правом электронной подписи Хозяйственная деятельность каждого предприятия сопровождается оформлением определенной документации. Не является исключением и наделение правом электронной подписи. В такой ситуации руководитель предприятия […]
  • Ходатайство о продление сессии Как продлить сессию? Обстоятельства могут сложиться так, что студенту вуза может потребоваться перенос сессии. Продление периода сдачи экзаменов разрешено законодательством, однако необходимо знать, когда и как писать заявление, чтобы просьба учащегося была удовлетворена. Обстоятельства могут сложиться так, […]
  • Изменения в закон об осаго с 2018 года Изменения в ПДД и ОСАГО в июне 2018 года В июне для автовладельцев есть несколько важных изменений. Они касаются европротокола и новых запрещающих знаков. Еще месяц назад появилась новая дорожная разметка — ее нужно соблюдать, чтобы не пришлось платить штрафы. А вот со знаком «Шипы» вышло недоразумение. СМИ […]
  • Налог с переуступки права аренды земельного участка Уплата налога при переуступке права аренды земельного участка Добрый день,имею в долгосрочной аренде земельный участок,кадастровая стоимость 2 200 000 Рублей.Как я понимаю,есть два варианта его продажи: 1.Заключение договора переуступки права аренды,чтобы переводом в собственность занимался уже новый […]