Новый закон о государственных и муниципальных закупках претерпел изменения еще до вступления в силу

28 декабря 2013 года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этим актом были внесены поправки в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), основная часть положений которого вступила в силу с 1 января 2014 года.

В частности, в новой редакции изложены требования к участникам закупки.

Так, из перечня обязательных требований исключено отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки-юридическом лице, в том числе о его учредителях, членах коллегиального исполнительного органа или исполняющем функции единоличного исполнительного органа лице (п. 6 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ признан утратившим силу). В то же время, заказчики получили возможность устанавливать такое требование по своему усмотрению (соответствующее полномочие закреплено в ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Одновременно перечень требований к участникам закупки был дополнен новым условием – теперь участник закупки обязан подтвердить отсутствие конфликта интересов с заказчиком (п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). При этом под конфликтом интересов понимается один из следующих случаев:

  • руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика или контрактный управляющий состоит в браке с участником закупки-индивидуальным предпринимателем либо с выгодоприобретателем, руководителем, членом исполнительного органа (либо лицом, выполняющим функции единоличного коллегиального органа) юридического лица-участника закупки;
  • указанные представители заказчика и участника закупки являются близкими родственниками (в том числе братьями и сестрами) либо состоят в отношениях усыновления.

Установленный решением суда конфликт интересов, в результате которого у представителя заказчика возникает личная заинтересованность в заключении и исполнении контракта, может послужить основанием для признания контракта недействительным (ч. 22 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Дмитрий Соколов, генеральный директор ООО «Альянс Консалтинг Групп»:

«Введение пункта о недопустимости конфликта интересов Заказчика и Участников закупки укладывается в общую концепцию закона.

Подобное требование содержалось и в старом законе, только для меньшего круга лиц и без определения понятия выгодоприобретателя.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, Заказчик вправе, но не обязан проверить Участника закупки на предмет наличия конфликта интересов и не вправе обязывать Участников подтверждать его отсутствие.

В Типовом положении (регламенте) о контрактной службе, утвержденном Минэкономразвития [приказ от 29 октября 2013 г. № 631. – Ред.], требование к Контрактной службе обеспечить такую проверку, также отсутствует.

Механизм остается прежним: Заказчик выдвигает требование (в том числе отсутствие конфликта интересов) – Участник закупки подачей документов для участия в торгах подтверждает, что конфликт интересов отсутствует. Никаких дополнительных документов оформлять не надо».

Поправки также отменили обязанность участников закупки-юридических лиц сообщать о своих выгодоприобретателях, руководителе, единоличном исполнительном органе или членах коллегиального органа в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млрд руб. (при осуществлении закупок для федеральных нужд) или 100 млн руб. (при осуществлении закупок на региональном или местном уровне) (постановление Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. № 775 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию»). Часть 20 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, исключенная поправками, предусматривала закрепление в контракте правила о взыскании пени за непредоставление этой информации в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. К слову, ранее действовавший Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» положений, аналогичных исключенным, не содержал.

В то же время сохранилась другая обязанность участника закупки, в которой начальная цена контракта превышает установленный Правительством РФ размер, – сообщать о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор (договоры) с поставщиком, подрядчиком, исполнителем, цена которого (общая цена которых) составляет более чем 10% цены контракта (ч. 23 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Помимо этого, новая редакция Закона № 44-ФЗ сократила сроки заключения контракта по итогам конкурса с 15 дней (с даты получения от заказчика проекта контракта) до 10 дней (с даты размещения в единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе либо с даты подписания такого протокола, если проводился закрытый конкурс) (ч. 3 ст. 54 Закона № 44-ФЗ).

Круг случаев, в которых заказчики имеют право требовать обеспечение исполнения контракта, был расширен. Если ранее такая возможность была предусмотрена только в отношении некоторых случаев закупок у единственного поставщика (ст. 93 Закона № 44-ФЗ), то теперь заказчики могут требовать обеспечение при проведении запроса котировок, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб. (параграф 3 гл.3 Закона № 44-ФЗ), а также в некоторых случаях проведения запроса предложений (ч. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Регионы получили право разрабатывать методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения нужд субъектов федерации – в дополнение к аналогичным рекомендациям, действующим на федеральном уровне (приказ Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)») (ч. 20.1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Кроме того, многие законы претерпели редакционные изменения, связанные с утратой Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» юридической силы с 1 января 2014 года.

Были конкретизированы и некоторые положения гл. 7 КоАП РФ «Административные нарушения в области охраны собственности» в части госзакупок. В частности, с 10 тыс. до 15 тыс. руб. был увеличен штраф за нарушение должностным лицом заказчика сроков (не более чем на два рабочих дня) размещения в ЕИС информации и документов, если это предусмотрено Законом № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 7.30 КоАП РФ). До начала работы ЕИС ответственность за этот проступок будет применяться при несоблюдении сроков размещения информации на портале госзакупок.

Поправки также ограничили суммой в 30 тыс. руб. максимальный размер штрафа за незаконное отклонение котировочной заявки или рассмотрение котировочной заявки, которая должна быть отклонена (сейчас размер штрафа за это правонарушение определяется ч. 6 ст. 7.30 КоАП РФ следующим образом: «в размере 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не более тридцати тысяч рублей»).

В отдельный состав правонарушения выделено ненаправление или несвоевременное направление информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (в ФАС России), а также сведений и документов для включения в реестр контрактов (в государственные и местные органы, уполномоченные на ведение этих реестров) (ст. 7.31 КоАП РФ). Размер штрафа за этот проступок установлен в сумме 20 тыс. руб. В соответствии с ранее действовавшей редакцией ст. 7.31 КоАП РФ административная ответственность налагалась только за предоставление заведомо недостоверных сведений.

Уточнено, что соблюдение требования об осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций в установленном размере оценивается на дату окончания календарного года.

www.garant.ru

Нормативно-правовые акты в сфере размещения заказа

Федеральные законы

  • 223-ФЗ от 18.07.11 (ред.29.06.18)Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ (изм. от 01.07.2018) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами..»
  • 44-ФЗ от 05.04.13 (ред.29.06.18)Федеральный закон N 44-ФЗ от 05.04.2013 (изм. с 01.07.2018) «О контрактной системе в сфере закупок ..»
  • 135-ФЗ от 26.07.06 (ред.13.07.15)Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции»
  • 63-ФЗ от 06.04.11 (ред.02.07.13)Федеральный закон от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи»

Приказы, Постановления

  • Сборник ПП и РП РФ для 44-ФЗ от 15.01.17 (ред.15.02.17)Сборник Постановлений Правительства РФ для нужд 44-ФЗ
  • 552 от 05.06.15 (ред.25.01.17)Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 N 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок . а также требований к форме плана закупок товаров..»
  • 553 от 05.06.15 (ред.25.01.17)Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 N 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок . а также требований к форме плана-графика закупок..»
  • Сборник Приказов МЭР и МФ от 15.01.17Сборник Приказов Минэкономразвития, Минпромторга, Минфина РФ для нужд 44-ФЗ
  • 544/18н от 20.09.13 (ред.29.08.14)Приказ Минэкономразвития/Казначейства России N 544/18н от 20.09.2013 «Об особенностях размещения на официальном сайте РФ в сети «Интернет» планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы»
  • 407 от 28.04.15Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 N 407 «О порядке определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком..»
  • 567 от 02.10.13Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)»
  • 631 от 29.10.13Приказ Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе»
  • 1043 от 21.11.13Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 N 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов»
  • 1063 от 25.11.13Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом . «
  • 1071 от 26.11.13Постановление Правительства РФ от 26.11.2013 N 1071 «Об утверждении Правил принятия решений о заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд на срок, превышающий срок ..»
  • 1093 от 28.11.13Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения»
  • 1005 от 08.11.13Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  • 761/20н от 27.12.11Приказ Минэкономразвития/Казначейства России N 761/20н от 27.12.2011 «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказа..»
  • 99 от 04.02.15Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки..»

Классификаторы

  • ОК 034-2014 от 31.01.14 (ред.03.05.17)ОКПД2 (ОК 034-2014) — Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности
  • ОК 029-2014 от 01.02.14 (ред.07.10.16)ОКВЭД2 (ОК 029-2014) — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности
  • 329-ст от 22.11.07 (ред.24.12.12)ОКПД — Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности. ОК 034-2007 (КПЕС 2002)
  • 329-ст от 22.11.07 (ред.24.12.12)ОКВЭД — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОК 029-2007)
  • ОК 004-93 от 01.01.94 (ред.12.12.12)ОКДП — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг

Утратившие актуальность

  • 94-ФЗ от 21.07.05 (ред.07.06.13)Федеральный закон N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
  • Проект 68702-6 от 22.03.13ФКС — О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
  • 1-ФЗ от 10.01.02 (ред.08.11.07)Федеральный закон от 10 января 2002 года N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»
  • 1044 от 21.11.13Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 N 1044 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов-графиков»

Ежедневно на форуме — ответы специалистов на сотни вопросов о закупках.

www.gov-zakupki.ru

44 ФЗ о закупках с последними изменениями

Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — Федеральный закон РФ, который регламентирует порядок осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заключение контрактов и их исполнение. Данный закон отменяет действия Федерального закона №94-ФЗ с 1 января 2014 года.

Также по ссылки ниже вы можете скачать 44 ФЗ с комментариями последней редакции в удобном для чтения формате. Мы всегда следим за всеми изменениями в законах и выкладываем для вас только самую актуальную информацию.

Вся только самая необходимая информация из 44 ФЗ о закупках с последними изменениями, которую должен знать каждый участник торгов проходящих по 44 Федеральному закону.

Штрафы по 44 ФЗ — таблица КоАП с последними изменениями

Как известно, 44 Федеральный закон о закупках предусматривает ответственность за несоблюдение его положений, как поставщиками, так и государственными заказчиками при проведении закупок в любой из обозначенных в Законе форме. В приведенной ниже таблице штрафов по 44-ФЗ вы сможете точно определить, какая ответственность предусматривается за нарушение конкретного положения Федерального закона.

Закупка у единственного поставщика по 44 ФЗ

Действующим законодательством в области осуществления госзакупок предусматривается целый ряд процедур конкурентного определения поставщиков. Однако в определенных случаях допускается применение и неконкурентных способов.

Одностороннее расторжение контракта по 44 ФЗ

Заключение договора (или контракта) между заказчиком и исполнителем несёт в себе цель досконально проработать условия, на которых вдальнейшем будут взаимодействовать обе стороны. Он, в идеале, должен предусмотреть все мыслимые варианты развития событий, вплоть до возможности разрыва этого самого договора. Федеральный Закон № 44 РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает три способа расторжения договора.

Вторая часть заявки по 44 ФЗ

Согласно предусмотренной законом процедурой проведения электронного аукциона, для участия в нем поставщик направляет заказчику заявку, состоящую из двух частей. Первая часть заявки содержит согласие поставщика исполнить условия госконтракта в соответствии с извещением и аукционной документацией, а также описание товаров, работ, услуг. В процессе рассмотрения первых частей заявок формируется перечень участников, допущенных для участия в аукционе. После завершения торгов заказчик рассматривает вторые части заявок.

Первая часть заявки по 44 ФЗ

В соответствии с Законом № 44-ФЗ поставщик подтверждает своё участие в электронных торгах на заключение госконтракта путём направления заказчику заявки. Заявка на участие в аукционе подается в электронном виде и содержит две части, которые одновременно направляются оператору электронной электронной торговой площадки.

Запрос котировок по 44 ФЗ

Законом № 44-ФЗ устанавливается несколько различных способов конкурентного определения поставщиков. Одним из способов поиска исполнителей по государственным контрактам в рамках данного закона является запрос котировок.

Запрос предложений по 44 ФЗ

Одним из способов поиска исполнителей по государственным контрактам в рамках закона № 44-ФЗявляется запрос предложений. Данную процедуру заказчик вправе проводить только в установленных случаях, предусмотренных частью 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.

Электронный аукцион по 44 ФЗ

Электронный аукцион, несомненно, наиболее популярная конкурентная процедура, из осуществляемых в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года No 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ее отличительной особенностью является универсальность, позволяющая применять этот способ практически в любой ситуации.

Обеспечение контракта по 44 ФЗ

Что такое обеспечение исполнения контракта? Обеспечение исполнения контракта – является одним из важнейших элементов сотрудничества заказчика и поставщика в рамках контрактной системы, регулируемой положениями Федерального Закона No 44-ФЗ. Это своего рода залог или некая гарантия того, что поставщик исполнит свою часть условий добросовестно, в срок и в полном объеме.

Обеспечение заявки по 44 ФЗ

Одним из механизмов, препятствующих недобросовестному участию поставщиков в конкурсах и аукционах на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в соответствии с требованиями закона о контрактной системе No 44-ФЗ, является предоставление обеспечения заявки. Обеспечением заявки на участие в конкурсе может служить как гарантия, выданная банком, так и денежные средства участника, в электронном аукционе – только деньги участника.

good-tender.ru

Закон о государственных закупках

Система государственных контрактов и установление правового института госзакупок в России (начатая еще в 90х годах прошлого века) привели к созданию обширной инфраструктуры. Этот немаловажный сегмент экономической жизни государства охватывает не только многие отрасли промышленности, но и вовлекает в свою сферу государственные органы власти, государственный сектор экономики, большое количество предприятий малого и среднего бизнеса, позволяя им найти устойчивый рынок сбыта своей продукции и оказания услуг.

Сформированная на текущий момент система государственного регулирования госзакупки и ее дальнейшее совершенствование направлена на создание унифицированной контрактной системы, основанной на принципах равного доступа всех участников, информационной открытости, и применении наиболее совершенных методов реализации контрактов, в том числе с помощью передовых информационных технологий.

В этой статье будет рассказано о некоторых особенностях работы правовой системы регулирования государственных закупок и контрактов, а также о том, какие перспективные направления в развитии этого интересного экономического сектора (в том числе изменение в законе о государственных закупках) следует ожидать в ближайшем будущем и какую это может принести пользу предпринимателям.

Основные принципы правового регулирования госзакупок в РФ

Система правового регулирования государственного контракта и закупки опирается на фундаментальные положения, закрепленные в Конституции РФ и кодифицированных нормативных актах, — таких как Налоговый Кодекс, Гражданский Кодекс, Земельный Кодекс, Таможенный Кодекс и другие.

В общем виде эта правовая система должна не только регулировать определенные типы отношений между субъектами в сфере госзакупки, но и создавать условия для развития эффективных и современных методов заключения контрактов, проведения торгов и аукционов, обеспечительных гарантий и т.п.

Для более полного представления общей системы правового регулирования государственных контрактов и закупок можно обратиться к представленной выше таблице. В ней собраны в единый формат все типы отношений между субъектами, перечень технических и правовых факторов, подлежащих контролю и государственному регулированию и т.п.

Одним из таких основных правовых актов в сфере государственных контрактов, например, является ФЗ 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Главным стержнем и целями этого законодательного акта является:

  • эффективное расходование государственных средств, выражающееся в экономии средств, выделяемых на размещение государственного заказа;
  • полное, качественное и своевременное удовлетворение государственных нужд;
  • повышение прозрачности государственных расходов.

Кроме этого, ФЗ — 94 определяет порядок и виды конкурсов, на которых проводится размещение государственных заказов:

  • открытым конкурсом;
  • открытым аукционом в электронной форме;
  • запросом котировок цен;
  • размещением заказа у единственного поставщика (подрядчика);
  • закрытым конкурсом;
  • закрытым аукционом

Одним из главных недостатков (требует изменение закона о государственных закупках) Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» является его ограниченность в смысле регламентирования лишь стадии размещения заказа. Он не регулирует процесса планирования закупок и фактически не встроен в бюджетный процесс.

В Законе № 94-ФЗ также отсутствует системный подход (проблемы закона о государственных закупках) ко всем этапам организации закупок – от прогнозирования и планирования до исполнения контрактов, анализа их эффективности, приемки и оценки контрактных результатов.

С точки зрения функциональности и практического применения в бизнесе, для предпринимателей представляет больший интерес и участие в конкурсных торгах на электронных торговых площадках. Это в основном регулируется положениями ФЗ 44 от 5 апреля 2013 г.

В частности этим законодательным актом (включая последние изменения в законе о государственных закупках) регулируются такие нормы и действия на рынке госзакупок:

  • открытый конкурс; конкурс с ограниченным участием;
  • двухэтапный конкурс;
  • закрытый конкурс;
  • закрытый конкурс с ограниченным участием;
  • закрытый двухэтапный конкурс;
  • электронный аукцион (см. Электронные площадки для торгов: госзакупки);
  • закрытый аукцион;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • закупка у единственного поставщика.
  • Реестры контрактов, банковских гарантий;
  • реестр недобросовестных поставщиков; реестр жалоб (см. Реестр госзакупок: единая база);
  • единое информационное пространство;
  • план закупок, план — графики закупок;
  • электронные торговые площадки

Отдельный интерес при изучении правоприменительной практики в области государственных контрактов и закупок является система контроля прозрачности сделок, равного доступа к ним участников, антикоррупционные и антимонопольные механизмы защиты и контроля. В частности можно рассмотреть некоторые положения правовых актов, устанавливающие нормы государственного контроля, проследить за исполнением государственных заказов и торгов.

Мониторинг закупок. Мониторинг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы – Минэкономразвития РФ. А на основе решений (актов) высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций может осуществляться мониторинг закупок для обеспечения соответственно нужд субъектов РФ и муниципальных нужд органами исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Положение (фз о государственных закупках) о мониторинге вступает в силу только 01.01.2017 года, но Министерство экономического развития (МЭР) реализует свое полномочие через участие в конференциях, проведение on-line семинаров. Также МЭР публикуются методические разъяснения, презентации с обзорами результатов функционирования контрактной системы (в частности уже опубликована презентация о достижениях 2015 года на официальном сайте министерства).

Принципы и механизм мониторинга закупок прописаны в ст. 97 Закона № 44-ФЗ. Контроль в сфере государственных закупок. Контролю в сфере закупок отведена отдельная глава (гл. 5 Закона № 44-ФЗ).

Согласно положениям данной главы, контроль в сфере закупок осуществляется:

  1. Уполномоченными государственными органами контроля.
  2. Государственными органами в отношении подведомственных им заказчиков (ведомственный контроль).
  3. Заказчиками.
  4. Гражданами и общественными объединениями (объединениями юридических лиц) (общественный контроль).

Субъекты контроля определены частью 2 ст. 99 Закона № 44-ФЗ и включают в себя всех задействованных авторов государственных закупок, от заказчиков и его должностных лиц до операторов электронных торговых площадок. Деятельность по контролю и предотвращению коррупции в сфере государственных закупок и контрактов осуществляет прокуратура РФ, Следственный комитет, ФАС (федеральная антимонопольная служба) и другие.

Выделяются следующие нарушения, допускаемые при организации и проведении закупок:

  • при определении потребности: реальная потребность «изобретается» или преувеличивается;
  • обеспечение интересов подобранного поставщика;
  • при разработке технических требований: технические спецификации «подгоняются» под конкретного поставщика;
  • заблаговременное информирование необходимого поставщика;
  • установление стандартов соответствия под технические возможности конкретного поставщика;
  • приглашение к участию в торгах: установление времени подачи заявок на участие в конкурсе, удовлетворяющее только избранного поставщика;
  • конкретный поставщик получает доступ к информации аукционной комиссии и др.

Кроме контрольных функций и законодательного обеспечения процедур проведения конкурсов может представлять интерес и система государственных закупок, ориентированная на международное сотрудничество.

Так, например, с 1 января 2015 г. официально начал функционировать Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В рамках ЕАЭС создается единый рынок государственных закупок. Для всех стран Союза предоставляется национальный режим, что позволит компаниям участвовать в государственных закупках наравне с национальными поставщиками. Таким образом удастся избежать монополии на участие в аукционе только представителей конкретной страны.

В случае присоединения к Соглашению России придется создавать новый проект закона о государственных закупках или вносить поправки в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который в настоящее время фактически разрешает введение протекционистских мер с целью защиты национальных производителей.

tv-bis.ru

Снимите маски

Такая динамика свидетельствует, с одной стороны, об увеличении доверия предпринимателей к антимонопольному органу и эффективности восстановления их нарушенных прав. C другой стороны, неуклонный рост обращений в ФАС говорит о том, что проблемы в сфере закупок до сих пор есть.

При этом закон о контрактной системе (44-ФЗ), несмотря на существующие недостатки, представляет собой более прозрачный и продвинутый порядок проведения конкурентных процедур, чем закон о закупках (223-ФЗ), который носит рамочный характер и фактически обязывает лишь обеспечить публичность торгов. В результате до сих пор только пять процентов закупок можно отнести к конкурентным процедурам. Остальные 95 — это закупки у единственного поставщика и закупки с применением «иных способов» вроде «приглашения к сотрудничеству», «иного не запрещенного законом способа», «прямого контакта», «прямого выбора». Всего по итогам 2016 года зафиксировано около 4,5 тысячи таких способов, причем многие из них маскируют закупки у единственного поставщика.

Именно поэтому в законопроекте о внесении изменений в 223-ФЗ, в разработке которого ФАС участвует совместно с минфином и минэкономразвития, предлагается установить закрытый перечень из 7-10 процедур как минимум для закупок среди субъектов малого и среднего предпринимательства, порядок проведения которых будет жестко регламентирован. При необходимости госкомпании, конечно же, смогут проводить закупку у единственного поставщика. Однако они должны будут честно и открыто об этом заявить, а не маскировать закупку у единственного поставщика тысячами придуманных способов неконкурентных закупок.

Очень часто мы сталкиваемся с ситуациями, когда заказчики-госкомпании незаконно ограничивают количество участников закупки. К примеру, в документации устанавливается требование о том, что участник должен быть производителем либо официальным дилером производителя продукции, предлагаемой к поставке, в то время как другие компании абсолютно законно имеют возможность поставлять те же товары и зачастую на более выгодных условиях. Также ограничивающим круг участников становится требование об обязательном согласовании с заказчиком привлекаемых субподрядчиков или вовсе запрет на их привлечение.

Еще один пример — установление в документации требования о наличии у участника квалифицированного персонала исключительно в штате организации или материально-технических ресурсов исключительно в ее собственности. Из-за этого ряд компаний, привлекающих работников по гражданско-правовому договору и использующих материально-технические ресурсы на праве аренды, лишаются права на участие в торгах.

Кроме того, нередко при проведении закупок по строительству заказчики не размещают проектно-сметную документацию, в результате чего остается неясным объем работ, подлежащих выполнению. Как следствие, участникам сложно оценить свои возможности и сформировать адекватное предложение. Сложности при формировании заявки возникают у участников и в случаях, когда в документации о закупке некорректно устанавливаются критерии и порядок оценки и сопоставления заявок.

К подобным злоупотреблениям заказчиков при проведении торгов приводит в том числе несовершенство, а если быть точным, практически полное отсутствие законодательного регулирования процедур закупок госкомпаний. Как следствие — растет число жалоб от участников торгов.

Информационная открытость — одно из главных достижений всей сегодняшней системы государственных закупок и закупок госкомпаний. Без нее невозможно обеспечить равный доступ предпринимателей к торгам, а также полноценную работу такого института, как общественный контроль. До недавнего времени обжаловать действия заказчика по 223-ФЗ в порядке ст. 18.1 Закона «О защите конкуренции» могли любые лица, не обязательно подавшие заявку на участие в закупке. Однако в июне этого года Верховный суд РФ вынес несколько определений, в которых указал на отсутствие у ФАС России полномочий по рассмотрению жалоб на закупки госкомпаний от лиц, не участвовавших в них.

Антимонопольный орган учел позицию суда и принял решение о процессуальном возврате жалоб, поданных в порядке ст. 18.1 Закона «О защите конкуренции», от физических лиц на закупки некоторых видов работ по 223-ФЗ.

Речь идет только о работах, выполнение которых не может быть осуществлено физическими лицами в силу их правового статуса. Так, в некоторых случаях, предусмотренных законом, участник закупки может заниматься теми или иными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного такой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. К примеру, для выполнения работ по строительству, реконструкции, капремонту объектов капитального строительства необходимо иметь допуск СРО. Однако получить его и, как следствие, выполнять такие работы могут только индивидуальные предприниматели или юридические лица, но не физические лица.

Жалобы от физических лиц на такие закупки теперь рассматриваются ФАС России не в порядке ст. 18.1 Закона «О защите конкуренции», а в качестве обращений в соответствии с Законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». И если по результатам рассмотрения таких обращений в действиях заказчиков или организаторов закупок будут выявлены признаки нарушений Закона о защите конкуренции или КоАП РФ, антимонопольный орган примет все предусмотренные законом меры (возбуждение дела, выдача предписания, назначение штрафа).

Таким образом, ФАС не прекратила принимать жалобы на закупки госкомпаний от физических лиц, изменилась лишь процедура по довольно узкому сегменту закупок, участниками которых физические лица в принципе быть не могут. При этом жалобы от физических лиц на закупки госкомпаний, в которых они могут быть участниками, по-прежнему рассматриваются ФАС России в порядке ст. 18.1 Закона «О защите конкуренции». Также нововведение абсолютно не затрагивает жалобы на закупки по 44-ФЗ.

Эти проблемы возникают прежде всего в силу несовершенства закона о закупках и отсутствия в нем детальной регламентации процесса закупок и обжалования действий заказчика. Принятие поправок в 223-ФЗ, находящихся сейчас на рассмотрении в Государственной Думе, поможет решить многие из этих проблем.

rg.ru

Смотрите еще:

  • Как рассчитать подоходный налог с зарплаты если трое детей Как рассчитать подоходный налог, если есть дети в семье – примеры, вычеты, важные правила Работающие родители по закону обладают правом пользоваться определенным преимуществом при расчете заработной платы — допустимо уменьшение НДФЛ за счет получения вычета на детей. За счет этого величина чистого дохода […]
  • План по гражданству План-конспект занятия по обществознанию (11 класс) по теме: "Гражданин РФ. Гражданство РФ"11 класс Материал для подготовки к ЕГЭ (теория) в 11 классе по обществознанию. Гражданство, принципы гражданства в РФ, особенности приобретения гражданства РФ по УМК Боголюбова Предварительный просмотр: Гражданин […]
  • Квалификация преступлений схема Понятие квалификации преступлений Квалификация преступлений – это процесс, при котором выявляется соответствие между совершенным лицом общественно опасным деянием и признаками конкретного состава преступления, описанного в одной из статей Особенной части УК РФ, а в необходимых случаях – и Общей части […]
  • Должник избил коллекторов Что делать, если вас избили коллекторы? П рофессия коллектор на сегодняшний день набирает все бОльшую популярность. Как говорится «спрос рождает предложение». Мы все видим, что получить кредит можно даже не выходя из дома. Достаточно просто позвонить или оставить заявку онлайн(см. Кредит онлайн ). Кредитный […]
  • Правило тушино Москвичам напомнили как вести себя в чрезвычайных обстоятельствах Главное правило поведения во время теракта - сохранять спокойствие Теракт страшен уже тем, что он непредсказуем. В считанные мгновения жизнь делится на две несоединенные меж собой части — до и после. Напоминаем мирным жителям, что в […]
  • Проблематика система образов романа преступление и наказание Система образов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Конфликт, обозначенный Достоевским в названии романа, раскрывается и в его построении, и в системе образов. Образная система в «Преступлении и наказании» Раскольников как центральный персонаж В центре романа главный герой — Родион […]