Лицензия на оказание услуг по экспертизе временной нетрудоспособности

В приказе Минздрава России от 12.04.2011 N 302н в п.37 указано «…работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными веществами и производственными факторами с разовым или многократным превышением предельно допустимой концентрации (ПДК) или предельно допустимого уровня (ПДУ) по действующему фактору, работники, имеющие (имевшие) заключение о предварительном диагнозе профессионального заболевания, лица со стойкими последствиями несчастных случаев на производстве, а также другие работники в случае принятия соответствующего решения врачебной комиссией не реже одного раза в пять лет проходят периодические осмотры в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих право на проведение предварительных и периодических осмотров, на проведение экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией.

В лицензии медицинского учреждения говорится: «При проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз организуются и выполняются следующие работы: …при проведении медицинских экспертиз по: экспертизе профессиональной пригодности, экспертизе временной нетрудоспособности».

При наличии такой лицензии выполняется ли требование п.37 приказа Минздрава N 302н о проведении 1 раз в 5 лет медосмотра работников с вредными условиями труда?

При наличии указанной лицензии медицинского учреждения требования п.37 Минздрава N 302н от 12.04.2011 выполняются частично (не в полном объеме).

  1. В лицензии вашего медицинского учреждения отсутствуют:

— услуги на проведение работ по экспертизе связи заболевания с профессией, которые проводятся специализированной медицинской организацией или специализированным структурным подразделением медицинской организации в области профессиональной патологии при выявлении профессионального заболевания.

Основание: п.5 ст.63 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

  1. Услуги, указанные в лицензии вашего медицинского учреждения, осуществляются:

— врачебной комиссией медицинской организации с привлечением врачей-специалистов по результатам предварительных медицинских осмотров и периодических медицинских осмотров (для экспертизы профессиональной пригодности);

— проводится лечащим врачом, который единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до пятнадцати календарных дней включительно, а в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, — фельдшером либо зубным врачом, которые единолично выдают листок нетрудоспособности на срок до десяти календарных дней включительно (для экспертизы временной нетрудоспособности).

Основание: п.2 ст.63, п.2 ст.59, п.5 ст.63 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Таким образом, для выполнения всех требований п.37 приказа Минздрава N 302н вам необходима лицензия на оказание услуг по экспертизе связи заболевания с профессией.

руководитель Волгоградского Центра охраны труда и экологии от А до Я

predprinfo.ru

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздравмедпрома РФ от 13.01.95 N 5 «О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ»
  • «Библиотека «Российской газеты», N 4, 1995 г.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1.1. Экспертиза временной нетрудоспособности — вид медицинской экспертизы, основной целью которой является оценка состояния здоровья пациента, качества и эффективности проводимого обследования и лечения, возможности осуществлять профессиональную деятельность, а также определение степени и сроков временной утраты трудоспособности.

1.2. Экспертиза временной нетрудоспособности проводится в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, действующим законодательством и настоящим Положением.

1.3. Экспертиза временной нетрудоспособности осуществляется лечащими врачами в лечебно-профилактических учреждениях независимо от их уровня, профиля, ведомственной принадлежности и формы собственности при наличии лицензии на данный вид медицинской деятельности.

В отдельных случаях (в труднодоступных сельских районах, в районах Крайнего Севера и т.д.) по решению органа управления здравоохранением проведение экспертизы временной нетрудоспособности разрешается среднему медицинскому работнику.

Врачи и средние медицинские работники, работающие в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения, осуществляют экспертизу временной нетрудоспособности на основании лицензии, выданной учреждению. Врачи, занимающиеся частной медицинской практикой вне лечебно-профилактического учреждения, должны иметь лицензию на основной вид медицинской деятельности и проведение экспертизы временной нетрудоспособности, а также удостоверение (свидетельство) об окончании курса повышения квалификации по экспертизе временной нетрудоспособности.

1.4. Уровни экспертизы временной нетрудоспособности:

первый — лечащий врач;

второй — клинико-экспертная комиссия лечебно-профилактического учреждения;

третий — клинико-экспертная комиссия органа управления здравоохранением территории, входящей в субъект Федерации;

четвертый — клинико-экспертная комиссия органа управления здравоохранением субъекта Федерации;

пятый — главный специалист по экспертизе временной нетрудоспособности Минздравмедпрома России.

2.1. Лечащий врач, осуществляющий экспертизу временной нетрудоспособности:

— определяет признаки временной утраты трудоспособности на основе оценки состояния здоровья, характера и условий труда, социальных факторов;

— в первичных медицинских документах фиксирует жалобы пациента, анамнестические и объективные данные, назначает необходимые обследования и консультации, формулирует диагноз заболевания и степень функциональных нарушений органов и систем, наличие осложнений и степень их тяжести, обуславливающих нетрудоспособность;

— рекомендует лечебно-оздоровительные мероприятия, вид лечебно-охранительного режима, назначает дополнительные обследования, консультации;

— определяет сроки нетрудоспособности с учетом индивидуальных особенностей течения основного и сопутствующих заболеваний, наличия осложнений и ориентировочных сроков нетрудоспособности при различных заболеваниях и травмах;

— выдает листок нетрудоспособности (справку) в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан (в том числе при посещении на дому), назначает дату очередного посещения врача, о чем делает соответствующую запись в первичной медицинской документации;

— при последующих осмотрах отражает динамику заболевания, эффективность проводимого лечения, обосновывает продление сроков освобождения пациента от работы;

— своевременно направляет пациента для консультации на клинико-экспертную комиссию для продления листка нетрудоспособности свыше сроков, установленных Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, решения вопросов о дальнейшем лечении и других экспертных вопросов (частнопрактикующий врач, при необходимости продления листка нетрудоспособности свыше 30 дней, направляет пациента для консультации и решения вопроса о дальнейшем лечении на клинико-экспертную комиссию учреждения здравоохранения, обеспечивающего его медицинской помощью в соответствии с программой обязательного медицинского страхования);

— при нарушении назначенного лечебно-охранительного режима (в том числе при алкогольном опьянении (при несогласии пациента с отметкой о нарушении режима «алкогольное опьянение» врач направляет его на комиссию по экспертизе алкогольного опьянения)) делает соответствующую запись в листке нетрудоспособности и, в установленном порядке, в истории болезни (амбулаторной карте) с указанием даты и вида нарушения;

— выявляет признаки стойкого ограничения жизнедеятельности и стойкой утраты трудоспособности, своевременно организует направление пациента на клинико-экспертную комиссию и медико — социальную экспертизу;

— осуществляет диспансеризацию длительно и часто болеющих пациентов (граждан, имеющих в год 4 и более случаев и 40 дней временной нетрудоспособности по одному заболеванию или 6 случаев и 60 дней с учетом всех заболеваний);

— при восстановлении трудоспособности и выписке на работу отражает в первичных медицинских документах объективный статус и аргументированное обоснование для закрытия листка нетрудоспособности;

— анализирует причины заболеваемости с временной утратой трудоспособности и первичного выхода на инвалидность, принимает участие в разработке и реализации мероприятий по их снижению;

— постоянно совершенствует знания вопросов экспертизы временной нетрудоспособности.

2.2. Заведующий отделением стационара, поликлиники (при наличии в штатном расписании):

— осуществляет постоянный контроль за исполнением лечащими врачами функций по организации и проведению лечебно — диагностического процесса и экспертизы временной нетрудоспособности, выдачей документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, своевременным и правильным направлением пациентов на клинико-экспертную комиссию и на медико-социальную экспертизу;

— проводит экспертную оценку качества оказания медицинской помощи пациентам на разных сроках лечения с обязательным личным осмотром и записью в первичных медицинских документах, а также осуществляет экспертную оценку медицинской документации по окончании периода временной нетрудоспособности или при переводе пациента на другой этап лечения;

— совместно с лечащим врачом направляет больного на клинико-экспертную комиссию и медико-социальную экспертизу;

— осуществляет контроль за своевременным повышением квалификации лечащих врачей по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности;

— анализирует ежемесячно причины и сроки временной нетрудоспособности, первичного выхода на инвалидность пациентов лечащих врачей отделения и клинико-экспертные ошибки. При отсутствии в штатном расписании должностей заведующих отделениями их функции выполняет заместитель руководителя учреждения по клинико-экспертной работе.

2.3. Заместитель руководителя учреждения по клинико-экспертной работе:

— осуществляет выборочный текущий и по законченным случаям контроль (по медицинской документации или после личного осмотра пациентов) за исполнением врачами функций по диагностике, лечению, реабилитации и экспертизе временной нетрудоспособности, принимает участие в решении сложных клинико-экспертных вопросов;

— анализирует клинико-экспертные ошибки, докладывает на врачебных конференциях результаты анализа и проводимых мероприятий по снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

— осуществляет взаимодействие с соответствующими медико-социальными экспертными комиссиями, учитывает и анализирует расхождения экспертных решений, ошибок и нарушений порядка направления пациентов на медико-социальную экспертизу и регулярно докладывает на врачебных конференциях;

— рассматривает иски и претензии медицинских страховых организаций, территориальных исполнительных органов Фонда социального страхования, жалобы пациентов по вопросам качества медицинской помощи и экспертизы временной нетрудоспособности;

— организует учебу лечащих врачей по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности.

2.4. Клинико-экспертная комиссия лечебно-профилактического учреждения:

принимает решение, по представлению лечащего врача и заведующего отделением, дает заключения:

— при продлении листка нетрудоспособности в случаях, предусмотренных Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан (сроки одномоментного продления листка нетрудоспособности клинико — экспертной комиссией устанавливаются индивидуально);

— в сложных и конфликтных ситуациях экспертизы временной нетрудоспособности;

— при направлении на лечение за пределы административной территории;

— при направлении пациента на медико-социальную экспертизу;

— при необходимости перевода трудоспособных лиц по состоянию здоровья на другую работу или рациональному трудоустройству лиц с ограниченной трудоспособностью;

— в случаях исков и претензий медицинских страховых организаций и исполнительных органов Фонда социального страхования по качеству медицинской помощи и качеству экспертизы временной нетрудоспособности;

— при освобождении от экзаменов в школах, средних и высших учебных заведениях, предоставлении академического отпуска по состоянию здоровья.

Заключения комиссии записываются в истории болезни (амбулаторной карте), книге записей заключений клинико-экспертной комиссии, подписываются председателем и членами комиссии.

2.5. Руководитель учреждения здравоохранения:

— является ответственным за экспертизу временной нетрудоспособности в лечебно-профилактическом учреждении, издает приказы по вопросам ее организации и проведения;

— организует учет и отчетность по временной нетрудоспособности;

— утверждает состав клинико-экспертной комиссии, положение о регламенте ее работы;

— назначает лиц, ответственных за учет, получение, хранение и расходование бланков документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, создает условия для их оформления и выдачи;

— определяет потребность в бланках листков нетрудоспособности, ежегодно в установленные сроки (до 15 января) направляет заявку в территориальный орган управления здравоохранением на необходимое количество бланков и отчитывается об их использовании; о всех случаях хищения бланков сообщает в вышестоящий орган управления здравоохранением;

— применяет меры дисциплинарного и материального воздействия к работникам, допустившим клинико-экспертные ошибки, нарушение порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности, правил хранения, учета, оформления и выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, при необходимости, в установленном действующим законодательством порядке, направляет материалы в следственные органы для решения вопросов о привлечении виновных к уголовной ответственности.

2.6. Клинико-экспертная комиссия органа управления здравоохранением субъекта Федерации и территории, входящей в состав субъекта Федерации:

— осуществляет выборочную экспертную оценку качества медицинской помощи населению и экспертизы временной нетрудоспособности в подведомственных лечебно-профилактических учреждениях;

— организует контроль выполнения нормативных и инструктивно-методических документов по экспертизе временной нетрудоспособности;

— принимает решение и дает заключение в сложных и конфликтных ситуациях, возникающих при проведении экспертной оценки лечебно — диагностического процесса и экспертизы временной нетрудоспособности (по представлению клинико-экспертной комиссии лечебно-профилактического учреждения), в случаях исков и претензий территориальных исполнительных органов Фонда социального страхования, медицинских страховых организаций, жалоб граждан.

2.7. Главный внештатный специалист по клинико-экспертной работе Минздравмедпрома России, органа управления здравоохранением субъекта Федерации и территории, входящей в состав субъекта Федерации:

— анализирует состояние и качество оказания медицинской помощи, экспертизы временной нетрудоспособности в административной территории, готовит предложения и аналитические записки по данному вопросу для рассмотрения на клинико-экспертной комиссии и коллегии органа управления здравоохранением;

— изучает причины заболеваемости, в том числе с временной утратой трудоспособности и первичного выхода на инвалидность, принимает участие в разработке программ по их снижению;

— контролирует организацию и эффективность работы, проводимой учреждениями здравоохранения по комплексной реабилитации больных и инвалидов;

— организует работу по контролю качества медицинской помощи и совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности;

— контролирует реализацию нормативно-правовых и инструктивных документов по экспертизе временной нетрудоспособности;

— взаимодействует с соответствующими органами социальной защиты, территориальными исполнительными органами Фонда социального страхования, Фондами медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями, профсоюзными организациями;

— организует мероприятия по систематическому повышению квалификации врачей по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности;

— рассматривает самостоятельно или готовит для рассмотрения клинико-экспертных комиссий наиболее сложные экспертные вопросы, встречающиеся в практике лечебно-профилактических учреждений;

— рассматривает, при необходимости совместно с другими главными специалистами, жалобы населения по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности и качества оказания медицинской помощи;

— определяет потребность лечебно-профилактических учреждений административной территории в бланках листков нетрудоспособности и в установленные сроки (до 1 февраля) представляет в Фонд социального страхования Российской Федерации заявку на бланки листков нетрудоспособности, согласованную с территориальным исполнительным органом Фонда социального страхования.

2.8. Главные специалисты по другим специализированным профилям анализируют состояние и качество экспертизы временной нетрудоспособности по каждой специализированной службе.

Заместитель начальника
Управления организации
медицинской помощи населению
Г.П.СКВИРСКАЯ

Начальник Управления
охраны здоровья
матери и ребенка
Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ

Приложение 2
к Приказу
Минздравмедпрома России
от 13.01.95 N 5

zakonbase.ru

Подготовка документов для лицензирования работ и услуг по экспертизе временной нетрудоспособности

Статьи по теме

За последние годы нормативная база, регламентирующая лицензирование медицинской деятельности, неоднократно изменялась в целях упрощения этого процесса и однозначности трактовок лицензионных требований и условий. В настоящее время, основополагающими документами в этой сфере являются:
•Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ“О лицензировании отдельных видов деятельности”;
•постановление Правительства РФ от22.01.2007 № 30 “Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности”;
•постановление Правительства РФ от07.04.2008 № 241 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности”;
•приказ Минздравсоцразвития России от 10.05.2007 № 323 “Об утверждении порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи”;
•приказ Росздравнадзора от09.10.2007 № 3063-Пр/07 “Об утверждении форм документов, используемых Росздравнадзором при лицензировании медицинской деятельности”.

В Положении о лицензировании медицинской деятельности (далее – Положение) приведены перечни лицензионных требований и условий, а также, документов, представляемых лицензиатом в лицензирующий орган. Более того, напрямую указано, что “лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением”.

Вместе с тем эти указания носят достаточно общий характер. При подготовке к лицензированию конкретных видов деятельности у лечебно-профилактических учреждений возникает множество вопросов, связанных со спецификой выполнения отдельных работ и услуг, что требует дополнительных разъяснений. Эта проблема стала особенно актуальной после передачи ряда функций по лицензированию медицинской деятельности на уровень субъектов РФ.

Одним из наиболее “проблемных” в этом смысле видов работ и услуг является экспертная деятельность медицинских организаций, в том числе экспертиза временной нетрудоспособности (далее – ЭВН).

Рассмотрим наиболее частые вопросы, возникающие при подтверждении соответствия лицензиата лицензионным требованиям и условиям при лицензировании работ и услуг по ЭВН.

Прежде всего, в соответствии с Положением у должностного лица, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, должно быть высшее медицинское образование, послевузовское или дополнительное профессиональное образование. Применительно к ЭВН это требование конкретизировано письмом Росздравнадзора от 05.04.2007 № 03И273/07 “О повышении квалификации по экспертизе временной нетрудоспособности”, согласно которому руководитель или заместитель руководителя юридического лица, ответственного за осуществление ЭВН, должен иметь документ о прохождении им тематического усовершенствования по ЭВН в объеме не менее 72 часов.

Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 № 514при наличии в медицинской организации фельдшеров или зубных врачей, выдающих листки нетрудоспособности, необходимо получение соответствующего разрешения органов исполнительной власти в области охраны здоровья субъекта РФ, на основании которого издается приказ руководителя медицинской организации. Также приказом руководителя ЛПУ должно быть назначено лицо, ответственное за получение, хранение и выдачу бланков листков нетрудоспособности.

Одним из лицензионных требований, установленных Положением, является ведение учетной и отчетной медицинской документации. Это предполагает наличие основных форм первичной медицинской документации, утвержденных действующими отраслевыми приказами (медицинской карты амбулаторного больного, медицинской карты стационарного больного, истории развития ребенка и т. д.). При этом в ЛПУ должны быть изданы приказы руководителя, определяющие порядок хранения медицинской документации, ее обращение внутри организации, а также выдачу документов (их копий) на руки пациентам (их законным представителям)или по запросам в установленных случаях.

Необходимо также знать, что приказ Минздрава СССР от 04.10.1980№ 1030 “Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения” отменен. Однако согласно практике делового документооборота эти формы могут быть использованы если взамен отмененных документов не утверждены новые.

Следует обратить особое внимание на ведение в ЛПУ документов, наличие которых является строго обязательным для лицензиата деятельности по ЭВН. В соответствии с Инструкцией о порядке обеспечения бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения, утвержденной приказом ФСС России № 18 и Минздрава России № 29 от 29.01.2004, к таким документам относятся:
•Книга получения бланков листков нетрудоспособности;
•Книга распределения бланков листков нетрудоспособности;
•Книга учета испорченных, утерянных, похищенных бланков листков нетрудоспособности;
• Акты об уничтожении испорченных бланков листков нетрудоспособности;
•Акты об уничтожении корешков бланков листков нетрудоспособности;
• Отчеты-заявки на получение бланков листков нетрудоспособности на соответствующий квартал, а также, заявки на следующий календарный год.

Кроме того, в ЛПУ должны вестись:
•Книга регистрации листков нетрудоспособности (форма № 036-У)¹,
• Журнал учета клинико-экспертной работы ЛПУ (форма № 035/у-02)²,
• Отчет по форме № 16-ВН “Сведения о причинах временной нетрудоспособности”³.

Основными локальными нормативными актами медицинской организации, которыми регламентируется деятельность по ЭВН, являются приказы, утверждающие должностные инструкции, содержащие раздел по экспертной работе, а также приказы, регламентирующие порядок проведения ЭВН и контроля над ее проведением, порядок ведения медицинской документации, в т. ч. оформления информированного согласия на медицинское вмешательство, а также отказа от медицинского вмешательства.

Особенностью должностных инструкций лиц, осуществляющих ЭВН, включая контроль над ее проведением, является раздел, где должен быть определен порядок осуществления этой деятельности.

Особой тщательности и организационной четкости требует подготовка и утверждение документов, определяющих порядок работы врачебной комиссии (далее – ВК) медицинской организации. При разработке соответствующих документов за основу следует взять приказ Минздравсоцразвития России от24.09.2008 № 513н “Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации”. Приказами руководителя ЛПУ должен быть утвержден состав ВК, назначен ее председатель, заместители (или заместитель), секретарь.

Следует учитывать, что организационная форма ВК определяется с учетом особенностей работы конкретной медицинской организации, поэтому должно быть разработано и утверждено Положение о врачебной комиссии, которое не только предусматривает организационную структуру (например, перечень подкомиссий), но и определяет круг вопросов, решаемых ею, а также устанавливает порядок ведения документов по учету работы ВК. Приказом руководителя утверждается также график работы ВК.

Приведенный перечень документов, которые должны быть в наличии в медицинской организации, проходящей лицензирование на проведение работ (услуг) по ЭВН, является примерным. Он составлен с учетом действующих нормативных правовых актов федерального уровня, регламентирующих деятельность медицинских организаций по ЭВН, а также определяющих порядок лицензирования.

Однако следует учитывать, что лицензирование медицинской деятельности, в том числе осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи), проводят органы исполнительной власти субъектов РФ. Они могут устанавливать дополнительные требования к лицензиату, детализируя набор документов, в т. ч. локальных нормативных актов, которые необходимо представлять при прохождении процедуры лицензирования. Таким образом, лицензиатам следует принимать во внимание не только нормативные правовые акты федерального уровня, но и локальные нормативные акты субъектов РФ, не противоречащие федеральным, в части детализации документов, представляемых в лицензирующий орган в целях проверки возможности выполнения лицензиатом лицензионных требований и условий по ЭВН.

1 Утверждена приказом Минздрава СССР от 04.10.1980 № 1030 “Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения”
2 Утверждена приказом Минздрава России от 21.05.2002 № 154 “О введении формы учета клинико-экспертной работы в ЛПУ”.
3 Утверждена постановлением Госкомстата России от 29.06.1999 № 49 “Об утверждении годовых форм федерального государственного статистического наблюдения за заболеваемостью населения, профилактическими прививками и медицинской помощью женщинам и детям”.

www.zdrav.ru

О документах, необходимых для лицензирования работ и услуг по экспертизе временной нетрудоспособности

Статьи по теме

В редакцию журнала неоднократно приходили письма с просьбой разъяснить, какие документы должны быть в медицинской организации для подтверждения соответствия лицензиата (соискателя лицензии) необходимым требованиям и условиям при лицензировании работ и услуг по экспертизе временной нетру­доспособности. Представляем подробный комментарий на эту тему.

Лицензирование медицинской деятельности регламентируется сово­купностью нормативных правовых актов, основополагающими из которых являются:

  • Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдель­ных видов деятельности»;
  • постановление Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности»;
  • постановление Правительства РФ от 07.04.2008 № 241 «О внесении из­менений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности»;
  • приказ Минздравсоцразвития России от 10.05.2007 № 323 «Об утверж­дении порядка организации работ (услуг), выполняемых при осущест­влении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе пер­вичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицин­ской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицин­ской помощи»;
  • приказ Росздравнадзора от 09.10.2007 № 3063-Пр/07 «Об утверждении форм документов, используемых Росздравнадзором при лицензирова­нии медицинской деятельности».

Кроме вышеперечисленных нормативных правовых актов, организаци­онные аспекты процедуры лицензирования изложены в Методических ре­комендациях Росздравнадзора «Лицензионные требования и условия при осуществлении медицинской деятельности» (2007 г.).

Рассмотрим перечень документов, подтверждающих соответствие ли­цензиата (соискателя лицензии) лицензионным требованиям и условиям при лицензировании работ и услуг по экспертизе временной нетрудоспо­собности (далее — ЭВН).

В первую очередь необходимо наличие у должностного лица, ответ­ственного за осуществление лицензируемой деятельности (в нашем слу­чае — ЭВН), документа (удостоверения или свидетельства) о тематическом усовершенствовании по ЭВН в объеме не менее 72 ч (в соответствии с письмом Росздравнадзора от 05.04.2007 № 03И-273/07).

Должностные инструкции лиц, осуществляющих ЭВН, включая контроль за ее проведением, должны содержать соответствующий раздел, где опреде­лен порядок осуществления деятельности по ЭВН (в т. ч. контролирующей).

При наличии в медицинской организации лиц со средним медицин­ским образованием, выдающих листки нетрудоспособности, должно быть разрешение органов исполнительной власти в области охраны здоровья субъекта РФ и на его основании — соответствующий приказ руководителя медицинской организации.

Ведение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности учетной и отчетной медицинской документации предполагает наличие основных, утвержденных приказами Минздрава СССР и Минздравсоцраз-вития России, форм первичной медицинской документации (медицинской карты амбулаторного больного, медицинской карты стационарного боль­ного, истории развития ребенка и т. д.). Соответственно необходимо нали­чие в организации приказов руководителя, определяющих порядок хране­ния медицинской документации, обращения медицинской документации внутри учреждения, а также выдачи документов (их копий) на руки пациен­там (их законным представителям) или по запросам в установленных случа­ях. Следует учитывать, что приказ Минздрава СССР от 04.10.1980 № 1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учрежде­ний здравоохранения» в настоящее время отменен, но используется в слу­чае, если взамен отмененных документов ничего нового издано не было.

Кроме основных форм первичной медицинской документации, при проведении ЭВН осуществляется ведение строго определенных докумен­тов, наличие которых является обязательным для лицензиата. К таким до­кументам относятся: книга регистрации листков нетрудоспособности (фор­ма № 036-у, журнал учета клинико-экспертной работы ЛПУ (форма № 035/у-02), отчеты по форме № 16-ВН «Сведения о причинах временной нетрудоспособности», а также книги учета и использования бланков лист­ков нетрудоспособности, документы по работе с испорченными и невос­требованными бланками листков нетрудоспособности, акты об уничтоже­нии испорченных бланков листков нетрудоспособности, акты об уничтожении корешков бланков листков нетрудоспособности в соответ­ствии с Инструкцией о порядке обеспечения бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения, утвержденной приказом ФСС России № 18 и Минздрава России № 29 от 29.01.2004. Приказом руководителя медицин­ской организации должно быть назначено лицо, ответственное за получе­ние, хранение и выдачу бланков листков нетрудоспособности.

Таким образом, основными приказами руководителя медицинской ор­ганизации, которыми регламентируется деятельность по ЭВН, являются приказы, утверждающие должностные инструкции, содержащие раздел по экспертной работе, а также приказы, регламентирующие порядок проведе­ния ЭВН в медицинской организации, порядок осуществления контроля за ее проведением, порядок ведения медицинской документации, в т. ч. оформление информированного согласия на медицинское вмешательство, а также отказа от медицинского вмешательства.

Особой тщательности и организационной четкости требует подготовка и утверждение документов, определяющих порядок работы врачебной ко­миссии (далее — ВК) медицинской организации. При разработке соответ­ствующих документов за основу следует взять приказ Минздравсоцразвития России от 24.09.2008 № 513н «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации». Однако организационная форма ВК определяется с учетом особенностей работы конкретной медицинской ор­ганизации. Поэтому приказами руководителя должен быть утвержден со­став ВК, назначен ее председатель, заместители (или заместитель), секре­тарь. Кроме этого, должно быть разработано и утверждено Положение о врачебной комиссии, которое предусматривает не только организацион­ную структуру (например, подкомиссии), но и оформление определенных документов, учитывающих работу ВК, а также круг вопросов, решаемых ко­миссионно. Приказом руководителя утверждается также график работы ВК.

В период осуществления процедуры лицензирования по ЭВН руково­дители медицинских организаций могут столкнуться с определенными сложностями. Наиболее частой проблемой, особенно для коммерческих учреждений, является неправильная трактовка лицензирующей стороной понятий «вид медицинской деятельности» (в нашем случае — ЭВН) и «специ­альность врача, удостоверяемая сертификатом», между которыми ставится знак равенства и соответственно предъявляются требования к сроку тема­тического усовершенствования по ЭВН в объеме не менее 144 ч вместо необходимых 72 ч, что противоречит действующей нормативной базе.

Приведенный перечень документов, которые должны быть в наличии в ме­дицинской организации, проходящей лицензирование на проведение работ (услуг) по ЭВН, является примерным. Он составлен с учетом действующих нор­мативных правовых актов федерального уровня, регламентирующих деятель­ность медицинских организаций по ЭВН, а также определяющих порядок ли­цензирования медицинской деятельности. Однако следует учитывать, что лицензирование медицинской деятельности, в части деятельности, осущест­вляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицин­ской помощи), проводят органы исполнительной власти субъектов РФ. Они мо­гут устанавливать дополнительные требования к лицензиату, детализируя на­бор документов, в т. ч. локальных нормативных актов, которые необходимо представлять при прохождении процедуры лицензирования. Таким образом, лицензиатам следует принимать во внимание не только нормативные правовые акты федерального уровня, но и локальные нормативные акты субъек­тов РФ, не противоречащие федеральным в части некоторой детализации до­кументов, предоставляемых в лицензирующий орган в целях проверки возможности выполнения лицензиатом лицензионных требований и условий, в нашем случае — работ (услуг) по ЭВН.

Хочется обратить внимание руководителей медицинских организаций, что все необходимые для лицензирования по ЭВН формы документов четко регламентированы. Поэтому в медицинских организациях, где заместитель руководителя по ЭВН (или другой руководитель, отвечающий за организа­цию ЭВН) хорошо знает свою работу и круг функциональных обязанностей, сложностей при проведении процедуры лицензирования возникать не должно. Любые требования проверяющего, в данном случае — лицензирую­щего, выходящие за рамки нормативной базы, не состоятельны и свиде­тельствуют о его недостаточной экспертной грамотности.

И.М. Старовойтова,
канд. мед. наук, доц. каф. медицинской экспертизы Российской медицинской академии последипломного образования, г. Москва

www.zdrav.ru

Смотрите еще:

  • Увольнение инспекторов гибдд Названа причина увольнения 10 000 сотрудников ГИБДД Поделиться С 1 января 2018 года штат органов внутренних дел был сокращен на 10 000 сотрудников - причем все увольнения прошли в системе ГИБДД. До настоящего момента конкретных причин такого радикального решения не раскрывалось - теперь ведомство дало […]
  • Правило перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов Правила перевозки негабаритных грузов автомобильным транспортом Правила перевозки негабаритных грузов автомобильным транспортом в 2017 достаточно строгие. Согласно им, транспортировать негабаритные и тяжеловесные грузы следует особым образом. Все подробности изложены в специальных циркулярах: в […]
  • Условия заключения брака обстоятельства препятствующие заключению брака Семейное право (Е. В. Карпунина) Информативные ответы на все вопросы курса «Семейное право» в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Оглавление 1. Общие положения семейного права 2. Предмет и метод семейного права 3. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы […]
  • Снятие впускного коллектора приора 16 клапанов Замена и монтаж впускного коллектора Лада Приора 8 и 16 клапанов Рано или поздно автомобиль необходимо ремонтировать. Где-то замену нужно выполнять планово, где-то нет. Но каждый автовладелец встречается с подобной проблемой. Сразу же возникает вопрос: какой ремонт реально провести самостоятельно, а где […]
  • Приказ минфина 163н от 23122014 приложение 2 СКАЧАТЬ 163Н ОТ 23.12 2014 БЕСПЛАТНО Указывается дата постановки обособленного подразделения на учет в налоговом органе в соответствии со сведениями ЕГРЮЛ. Указывается основной государственный регистрационный номер юридического лица, правопреемником которого является организация, в соответствии со […]
  • Рассчитать страховку автомобиля в росгосстрах Росгосстрах – стоимость страховки не бьёт по карману Для того, чтобы иметь возможность получить обязательную и добровольную страховки быстро, недорого и с учётом всевозможных рисков, необходимо обращаться только в надёжную компанию. Например, такую, как Росгосстрах. Только здесь можно выгодно и в короткие […]