Часть С — ОГНИ И ЗНАКИ. Часть 2

Правило 27 — СУДА, ЛИШЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЯТЬСЯ ИЛИ ОГРАНИЧЕННЫЕ В ВОЗМОЖНОСТИ МАНЕВРИРОВАТЬ

(a) Судно, лишенное возможности управляться, должно выставлять:

(i) два красных круговых огня, расположенные по вертикальной линии на наиболее видном месте;

(ii) два шара или подобных знака, расположенные по вертикальной линии на наиболее видном месте;

(iii) если судно имеет ход относительно воды, то в дополнение к огням, предписанным этим пунктом, — бортовые огни и кормовой огонь.

(b) Судно, ограниченное в возможности маневрировать, за исключением судна, занятого тралением мин, должно выставлять:

(i) три круговых огня, расположенные по вертикальной линии на наиболее видном месте. Верхний и нижний из этих огней должны быть красными, а средний — белым;

(ii) три знака, расположенные по вертикальной линии на наиболее видном месте. Верхний и нижний из этих знаков должны быть шарами, а средний — ромбом;

(iii) если судно имеет ход относительно воды, то в дополнение к огням, предписанным подпунктом (i), — топовые огни, бортовые огни и кормовой огонь;

(iv) если судно стоит на якоре, то в дополнение к огням или знакам, предписанным подпунктами (i) и (ii), — огонь, огни или знак, предписанные Правилом 30.

Судно, занятое такой буксировочной операцией, которая делает для него невозможным отклонение от своего курса, должно, в дополнение к огням или знакам, предписанным подпунктами (i) и (ii) пункта (b) этого Правила, выставлять огни или знак, предписанные Правилом 24 (а).

Судно, занятое дноуглубительными работами или подводными операциями, когда оно ограничено в возможности маневрировать, должно выставлять огни и знаки, предписанные пунктом (b) этого Правила, и, если существует препятствие для прохода другого судна, должно дополнительно выставлять:

(i) два красных круговых огня или два шара, расположенные по вертикальной линии, — для указания стороны, на которой существует препятствие;

(ii) два зеленых круговых огня или два ромба, расположенные по вертикальной линии, — для указания стороны, с которой может пройти другое судно;

(iii) если оно имеет ход относительно воды, то в дополнение к огням, предписанным этим пунктом, — топовые огни, бортовые огни и кормовой огонь;

(iv) судно, на которое распространяются требования этого пункта, должно, когда оно стоит на якоре, выставлять огни или знаки, предписанные подпунктами (i) и (ii), вместо огней или знака, предписанных Правилом 30

(e) Если размеры судна, занятого водолазными работами, практически не позволяют выставлять знаки, предписанные пунктом (d) этого Правила, то должен выставляться флаг А по Международному своду сигналов, изготовленный в виде жесткого щита высотой не менее 1 м. Должны быть приняты меры к тому, чтобы обеспечить круговую видимость этого флага.

(f) Судно, занятое тралением мим, в дополнение к огням, предписанным Правилом 23, должно выставлять три зеленых круговых огня или три шара. Один из этих огней или знаков должен выставляться на топе фок-мачты или вблизи от него, а два других — на ноках фок-рея. Эти огни или знаки указывают, что другому судну опасно подходить ближе чем на 1000 м к корме или на 500 м к любому борту судна, занятого тралением мин.

(g) Суда длиной менее 7 м не обязаны выставлять огни, предписанные этим Правилом.

(h) Сигналы, предписанные этим Правилом, не являются сигналами судов, терпящих бедствие и требующих помощи. Такого рода сигналы приведены в Приложении IV к настоящим Правилам.

ТОЛКОВАНИЕ

Это Правило основано на Правиле 4 ППСС—60.

Судно, лишенное возможности управляться. Определение судна, лишенного возможности управляться, дано в Правиле 3 (1) -(см. с. 23, 25—27). В нем, конечно, подразумевается, что судно должно быть на ходу. Судно с механическим двигателем или парусное судно, которое из-за какого-то исключительного обстоятельства не в состоянии маневрировать, как требуется настоящими Правилами, должно выставлять только огни и знаки, предписанные Правилом 27 (а).

Судно, ограниченное в возможности маневрировать. Определение судна, «ограниченного в возможности маневрировать», и обстоятельства, при которых судно должно считаться относящимся к этой категории, приведены в Правиле 3 (g) (см. с. 23, 27—28). Огни, предписанные для таких судов, аналогичны предписанным Правилом 4(c) ППСС—60 для судна, затрудненного в своем движении и остановившегося, а новое Правило требует, чтобы дополнительно были выставлены топовые огни, когда судно имеет движение. Знаки должны быть черными, а не красный — белый — красный, как предусматривалось ранее.

Специальные операции на якоре. Правило 11 (d) ППСС—60 требовало, чтобы судно, занятое прокладкой или поднятием подводного кабеля или установкой навигационного знака, или судно, занятое гидрографическими или подводными операциями, в дополнение к якорным сигналам выставляло красный — белый — красный огни или знаки, когда стоит на якоре. Сигналы затрудненного в своем движении судна выставляются для того, чтобы обратить внимание других судов на необходимость держаться от него в достаточном удалении. Правило 27 (b) (iv) МППСС—72 предусматривает аналогичное требование, применение которого не ограничено указанными выше критериями судов; только суда, занятые тралением мин, исключены из перечня, приведенного в Правиле 3 (g). Однако поскольку судно на якоре не может быть занято буксировочной операцией, которая значительно ограничивает его возможности отклоняться от курса, оно не может быть включено в категорию судов, занятых пополнением снабжения на ходу, а так как взлет и посадка самолета на авианосцах обычно происходят при наличии движения относительно воды, то в этом отношении изменений внесено не было.

Суда, занятые пересадкой людей, приемом снабжения или груза на якоре, не включены в категорию, указанную в Правиле 3 (g) (iii), к которой относятся только суда на ходу. Обычно нет необходимости для таких судов предупреждать другие суда о том, чтобы они держались в достаточном удалении.

Судно, занятое дноуглубительными или подводными операциями, не должно выставлять якорные сигналы, если оно несет дополнительные огни или знаки, предусмотренные Правилом 27 (d), (i) и (ii). Суда, занятые трудной буксировочной операцией. Всякое судно, занятое такой буксировочной операцией, которая серьезно ограничивает буксирующее и буксируемое суда в их возможности отклониться от курса, обязано выставлять огни и знаки, предписанные Правилом 27 (b), (Г) и (ii). Это, по-видимому, относится к буксируемому судну, а также к буксирующему судну или судам. Давно известно, что термин «судно, занятое пополнением снабжения» подразумевает каждое из занятых в этой операции судов. К сожалению, содержащаяся в Правиле 27 (с) ссылка на дополнительные огни или знак, выставляемые в соответствии с Правилом 24 (а), может вызвать некоторую путаницу из-за отсутствия ссылки на требования Правила 24 (е).

В случае трудной буксировки именно буксируемое судно, которое может быть более серьезно ограничено в возможности маневрировать, представляет большую опасность для других судов. Цветной бортовой огонь обычно является единственным огнем, усматривающимся на буксируемом судне ночью при сближении на пересекающихся курсах, поэтому возникает особая необходимость в выставлении дополнительных огней на этом судне, если оно не в состоянии отклониться от своего курса. Буксирующее судно будет, вероятно, выставлять три белых топовых огня на одной вертикали и дополнительный топовый огонь позади этих огней, таким образом, красный— белый — красный огни, которые имеют меньшую дальность видимости, могут быть менее приметными. Для некоторых судов, занятых трудной буксировочной операцией, может быть оправдано несение огней и знаков, предусмотренных Правилом 27 (b), в течение всего времени операции; другие же могут оказаться ограниченными в своей возможности отклониться от курса лишь в течение относительно короткого периода неблагоприятной погоды. При неблагоприятных условиях погоды может оказаться невозможным выставление дополнительных огней и знаков на буксируемом судне (рис. 30, 31).

Судно, занятое дноуглубительными или подводными работами. Суда, занятые подводными работами, должны выставлять только огни и знаки, предписанные Правилом 27 (b), если они значительно ограничены в возможности маневрировать. Дополнительные огни и знаки, предусмотренные Правилом 27(d), судно должно выставлять, если с одного борта имеется препятствие, а другой борт чист. Места установки этих дополнительных огней указаны в Приложении I, п. 4 (b).

Судно, занятое подводными поисковыми работами, может выставлять сигналы международного свода IR и РО. Судно, занятое сейсмическими наблюдениями, может выставить флаг В, а ночью один красный огонь в дополнение к предписанным огням. Более подробная информация приведена в «Mariner’s Handbooks где другим судам рекомендуется не приближаться к исследовательским судам на расстояние менее 2 миль.

Пункт (е) Правила 27 предусматривает новое требование к малым судам, занятым водолазными работами, которые практически не могут выставлять знаки, требуемые пунктом (d).

Судно, занятое тралением мин. Огни и знаки, предписанные Правилом 27 (f) для судна, занятого тралением мин, аналогичны предписанным Правилом 4 (d) ППСС—60, но три зеленых огня или три черных шара судно должно выставлять даже в том случае, если опасность имеется только с одного борта. Зеленые огни должны быть выставлены в дополнение к огням, предписанным судну с механическим двигателем. Суда, занятые тралением мин, ранее освобождались от несения второго топового огня, теперь они обязаны нести его. Однако Правило 1 (е) разрешает заинтересованным в этом правительствам устанавливать особые требования для судов специальной конструкции.

Небольшие суда, стесненные в своем движении. Правило 7 (g) ППСС—60 освобождало суда с механическим двигателем длиной менее 65 футов (19,8 м) и парусные суда менее 40 футов (12,19 м) от выставления сигналов судна, не имеющего возможности управляться. Правило 27 (g) освобождает только суда длиной менее 7 м как с механическим двигателем, так и парусные. Таким образом, необходимость иметь наготове огни и знаки судна, лишенного возможности управляться, теперь будет распространяться на многие небольшие суда длиной более 7 м, которые ранее не должны были нести их. Хотя в Правиле 27 (g) знаки особо не упоминаются, следует считать, что нет необходимости выставлять их на затрудненных в своем движении малых судах, так как Правило 30 (е) освобождает их от несения как огней, так и знаков.

Правило 28 — СУДА, СТЕСНЕННЫЕ СВОЕЙ ОСАДКОЙ

Судно, стесненное своей осадкой, в дополнение к огням, предписанным Правилом 23 для судов с механическим двигателем, может выставлять на наиболее видном месте три красных круговых огня, расположенные по вертикальной линии, или цилиндр.

ТОЛКОВАНИЕ

Судно, стесненное своей осадкой, не должно выставлять три круговых огня по вертикали или цилиндр, когда оно не настолько стеснено в возможности изменить курс, чтобы считать себя вправе использовать эти сигналы, и на него, разумеется, не распространяются привилегии, предусмотренные Правилом 18. Если же судно действительно стеснено своей осадкой, то три красных огня должны быть выставлены в сочетании с огнями, предусмотренными для судна с механическим двигателем на ходу.

Правило 29 — ЛОЦМАНСКИЕ СУДА

(а) Судно при исполнении лоцманских обязанностей должно выставлять:

(i) на топе мачты или вблизи от пего — два круговых огня, расположенные по вертикальной линии; верхний из этих огней должен быть белым, а нижний — красным;

(ii) если оно на ходу, то дополнительно — бортовые огни и кормовой огонь;

(iii) если оно стоит на якоре, то в дополнение к огням, предписанным подпунктом (i),—якорный огонь, огни или знак.

Лоцманское судно, не занятое исполнением лоцманских обязанностей, должно выставлять огни или знаки, предписанные для подобного судна соответствующей длины.

ТОЛКОВАНИЕ.

Это Правило соответствует Правилу 8 ППСС—60, но оно не включает отдельно требования, предъявляемые к парусным лоцманским судам, поскольку теперь всякое судно при исполнении лоцманских обязанностей, независимо от того, является ли оно судном с механическим двигателем или парусным» должно выставлять огни, предписанные Правилом 29 (а).

Суда с механическим двигателем при исполнении лоцманских обязанностей ранее должны были показывать вспышки огня с интервалами не более 10 мин или прерывистый белый круговой огонь. Этот сигнал не требуется новым Правилом, но лоцманское судно по-прежнему может использовать прерывистый белый огонь или аналогичный сигнал для привлечения внимания приближающегося судна в соответствии с Правилом 36, так как его невозможно принять за какой-либо другой сигнал, требуемый Правилами.

Правило 30 — СУДА НА ЯКОРЕ И СУДА НА МЕЛИ

(а) Судно на якоре должно выставлять на наиболее видном месте:

(i) в носовой части судна — белый круговой огонь или шар;

(ii) на корме или вблизи от нее и ниже огня, предписанного подпунктом (i), — белый круговой огонь.

(b) Судно длиной менее 50 м может выставлять на наиболее видном месте белый круговой огонь вместо огней, предписанных пунктом (а) этого Правила.

(c) Судно на якоре может, а судно длиной более 100 м должно использовать также имеющиеся рабочие или другие равноценные огни для освещения своих палуб.

(d) Судно на мели должно выставлять огни, предписанные пунктами (а) или (b) этого. Правила, и, кроме того, на наиболее видном месте:

(i) два красных круговых огня, расположенные по вертикальной линии;

(ii) три шара, расположенные по вертикальной линии.

(e) Судно длиной менее 7 м на якоре или на мели, когда оно не находится в узком проходе, на фарватере, месте якорной стоянки или вблизи от них, а также в районах, где обычно плавают другие суда, не обязано, выставлять огни или знаки, предписанные пунктами (а), (b) или (d) этого Правила.

ТОЛКОВАНИЕ

Огни и знаки, которые должны быть выставлены судном на якоре или на мели, ранее были предписаны Правилом 11 Правил 1960 г.

На якоре. Суд определил, что судно считается стоящим на якоре, пока его якорь на грунте и удерживает его. При подъеме якоря судно продолжает считаться стоящим на якоре, пока его якорь не оторвется от грунта.

Forest Lake — «Ianet Quinn». «Я проконсультировался с экспертами Лоцманской ассоциации в отношении момента, когда следует убирать якорный шар, и я согласен с их ответом, что его следует убирать, как только якорь оторвется от грунта» (судья Кармински, 1967 г.).

Судно, стоящее на бочках, может считаться стоящим на якоре. Судно, дрейфующее по течению с ползущим якорем или протаскивающее якорь по грунту, считается на ходу, но если якорь забрал и держит, то оно считается на якоре.

Расположение якорных сигналов. Судну длиной менее 50 м разрешается выставлять один круговой белый огонь там, где он лучше всего виден, не обязательно в носовой части.

Всякое судно, которое выставляет два якорных огня, включая судно длиной менее 50 м, обязано выставить носовой якорный огонь в носовой части вблизи форштевня. Шар всегда должен выставляться в носовой части.

Подробная информация о расположении якорных огней приведена в Приложении I, п. 2 (к). Рабочие огни. Пункт (с) включает новое положение, основанное на обычной практике, требующее, чтобы суда длиной 100 м и более использовали огни для освещения палуб, и разрешающее пользоваться такими огнями судам длиной менее 100 м. Эти огни должны быть выключены, как только судно окажется на ходу.

Небольшие суда. Правила 1960 г. освобождали небольшие суда от несения сигналов при нахождении на мели, но не освобождали их от несения якорных сигналов. Суда длиной менее 7 м, которые находятся на якоре или на мели, теперь освобождаются от несения огней или знаков, предписанных Правилом 30, в тех районах, где обычно не ходят другие суда, но они должны выставлять эти сигналы, находясь в узком проходе, на фарватере или поблизости от них.

Правило 31 — ГИДРОСАМОЛЕТЫ

Если гидросамолет практически не может выставлять огни или знаки, которые по своим характеристикам и расположению отвечали бы требованиям Правил этой части, он должен выставлять огни и знаки, которые по своим характеристикам и расположению были бы настолько близки к требованиям Правил, насколько это возможно.

ТОЛКОВАНИЕ

Гидросамолеты, находясь на ходу на воде, обычно могут иметь «топовый огонь» в носовой части и бортовые огни на концах крыльев. Большой гидросамолет на якоре может иметь белые огни на концах крыльев в дополнение к белым огням на носу и корме.

flot.com

Огни лоцманских судов

г. Выкса Нижегородская область

Глава XVI . Предупреждение о столкновении судов в море.

Порядок предупреждения столкновений судов в море распространяется на все суда, плавающие на морях и океанах, как парусные, так и суда с механическим двигателем, и регулируется «Правилами для предупреждения столкновений судов в море» (ППСС).

§ 72. Судовые огни и знаки.

Все суда несут положенные им огни в любую погоду от захода и до восхода солнца. Судовые огни позволяют определить направление движения судна, большое ли оно или малое, род занятий (буксировщик, рыболовное и т. п.), на ходу ли судно, стоит ли оно на якоре, ограничено ли в способности управляться. Каждый огонь характеризуется цветом, дугой освещаемого горизонта, дальностью видимости и расположением его на судне.

Всякое судно считается на ходу, если оно не стоит на мели, на якоре или не ошвартовано у берега. Одиночное судно на ходу в море несет следующие огни:

Правый отличительный — зеленый, сектор освещения 112°,5 (10 румбов), освещает дугу горизонта от направления прямо по носу до двух румбов вправо позади траверза.

Левый отличительный — красный, сектор освещения 112°,5 (10 румбов), освещает дугу горизонта от направления прямо по носу до двух румбов влево позади траверза.

Дальность видимости обоих огней не менее двух миль. Щитки огней окрашиваются в соответствующий цвет и ставятся с таким расчетом, чтобы огонь одного борта не был виден с другого. Огни устанавливаются на высоте мостика, а на мелких судах на высоте планширя.

Топовый огонь — белый, сектор освещения 225° (20 румбов), устанавливается на фок-мачте на высоте не менее 6,1 м над палубой (если ширина судна более 6,1 м, то над корпусом судна, но не выше 12,19 м) с таким расчетом, чтобы быть видимым прямо по носу и по 112°,5 вправо и влево. Дальность видимости его не менее пяти миль. Если длина судна с механическим двигателем более 45,75 м, то оно несет на второй мачте точно такой же огонь, но расположенный на 4,57 м выше первого топового огня.

Кормовой огонь — белый, сектор освещения 135° (12 румбов, по 6 румбов в обе стороны от диаметральной плоскости судна). Дальность видимости не менее двух миль.

Огни и знаки судов, стоящих на якоре. Судно длиной 45,75 м и менее, стоящее на якоре, несет в носовой части белый огонь с круговым освещением и дальностью видимости не менее двух миль. Судно длиной более 45,75 м, стоящее на якоре, кроме указанного штагового огня, расположенного на высоте не ниже 6,1 м над корпусом, несет кормовой огонь с такой же характеристикой, расположенный ниже первого на 4,57 м. Эти огни должны быть видимы насколько возможно, вокруг по всему горизонту на расстоянии не менее 3 миль.

Судно, стоящее на якоре, включает якорные огни с заходом солнца. Если судно стало на якорь после захода солнца, то в момент отдачи якоря выключают ходовые огни и включают якорные огни. Днем (от восхода до захода солнца) судно, стоящее на якоре, несет в передней части черный шар диаметром не менее 0,61 м.

Огни буксирных судов. Судно, буксирующее другое судно, несет огни одиночного судна на ходу и в дополнение к ним еще один топовый огонь, расположенный ниже первого на 1,8 м, если длина буксира менее 183 м. При длине буксира более 183 м буксирующее судно несет третий топовый огонь, расположенный также вертикально и на расстоянии 1,8 м выше или ниже упомянутых огней. Характеристика всех трех огней одинакова. Буксируемые суда несут бортовые отличительные огни, а последнее несет еще гакобортный огонь.

Огни и знаки судов, лишенных возможности управляться. Судно, лишенное возможности управляться, не имеющее хода, несет ночью только два красных вертикально расположенных огня с круговым освещением. Расстояние между огнями не менее двух метров. Дальность видимости не менее двух миль. Днем такое судно несет на мачте два вертикально расположенных черных шара. Судно, лишенное возможности управляться, но имеющее ход, несет упомянутые два красных огня и дополнительно бортовые отличительные огни и гакобортный огонь. Днем такое судно несет два вертикально расположенных черных шара.

Огни и знаки судов, занятых различными работами. Судно, занятое подводными, гидрографическими или другими работами, если оно не может уступить дорогу другому судну, несет бортовые отличительные огни, гакобортный огонь и на мачте три вертикально расположенных огня с круговым освещением: верхний и нижний — красные, средний — белый. Дальность видимости их не менее двух миль. Днем такое судно несет на мачте три предмета, из которых верхний и нижний имеют форму шара красного цвета, а средний — ромб белого цвета.

Огни лоцманских судов. Лоцманские суда, находящиеся при исполнении своих обязанностей, несут бортовые отличительные огни, гакобортный огонь и на передней мачте — постоянный белый огонь с круговым освещением. При приближении других судов такое судно через короткие промежутки времени показывает вспышки белого огня. Лоцманские суда с механическим двигателем дополнительно к белому огню на мачте ниже его несут красный огонь с круговым освещением. Дальность видимости красного огня не менее трех миль. Лоцманские суда, не находящиеся при исполнении обязанностей, несут огни одиночного судна.

Огни и знаки рыболовных судов. Рыболовные суда, производящие лов рыбы, несут огни и знаки, дальность видимости которых не менее двух миль. Суда, занятые ловом рыбы крючковыми (буксируемыми) снастями, несут огни судна с механическим двигателем или парусного судна на ходу.

Суда, производящие лов рыбы сетями или снастями длиной до 153 м, несут два огня, расположенных по вертикальной линии. Верхний из этих огней должен быть красным, а нижний — белым, каждый из них должен быть видим по всему горизонту. Суда, производящие лов рыбы сетями или снастями длиной более 153 м, должны показывать в направлении выметанных снастей дополнительный белый огонь, видимый по всему горизонту. Если такое судно имеет ход, то оно несет еще бортовые отличительные огни и кормовой огонь. Днем рыболовные суда на самом видном месте выставляют два черных конуса вершинами вверх. Если суда менее 19,80 м, вместо конуса может выставляться корзина.

Огни судов, занятых тралением. Судно, занятое тралением, несет два огня, расположенных по вертикальной линии один над другим. Верхний из этих огней должен быть зеленым, а нижний — белым, каждый из них должен быть видим вокруг по всему горизонту. Эти суда, когда они имеют ход относительно воды, должны нести бортовые огни, а также гакобортный огонь. Такие суда могут нести дополнительно белый огонь (§ 72), но этот огонь должен выставляться ниже и позади зеленого и белого огней.

Огни и знаки работающих дноуглубительных снарядов. Дноуглубительный снаряд во время работы поднимает с обоих бортов по два красных вертикально расположенных огня, если проход судам с обеих сторон не разрешен.

Если проход возможен, то со стороны прохода снаряд поднимает два зеленых вертикально расположенных огня. Днем вместо красных огней снаряд несет сочетание шара и конуса.

Парусное судно на ходу должно нести те же огни, какие предписаны для судна с механическим двигателем, за исключением белых огней, которые оно никогда не должно нести. Оно должно нести кормовой огонь, как указано выше, а буксируемые судна, за исключением последнего судна в караване, могут нести вместо упомянутого кормового огня небольшой белый огонь (позади трубы, кормовой мачты, чтобы облегчать управлением буксируемому судну, но этот огонь не должен быть видимым впереди траверза).

В дополнение к огням, упомянутым выше, парусное судно может нести на топе фок-мачты два огня, расположенных по вертикальной линии один над другим на достаточном удалении друг от друга, чтобы быть ясно различимыми. Верхний огонь должен быть красным, а нижний — зеленым. Требования к этим огням предъявляются, как к топовым, с дальностью видимости не менее 2 миль.

Судно, идущее под парусами и в то же время приводимое в движение механическим двигателем, днем несет на видном месте черный конус вершиной вверх, а ночью — топовый белый огонь.

Всякое судно, желающее обратить на себя внимание, дополнительно к положенным ему огням может показывать белую вспышку или употреблять любой сигнал, который не напоминает сигнал бедствия.

Ниже излагаются выдержки относительно огней и знаков для малых судов из «Правил предупреждения столкновения судов в море», точное знание которых необходимо каждому судоводителю, управляющему маломерным судном на водных пространствах, где действуют «ППСС».

«Правило 6».

а) Когда из-за плохой погоды или по какой-либо другой существенной причине невозможно укрепить зеленый или красный бортовые огни, их надлежит иметь под руками зажженными и готовыми к немедленному применению, а при приближении других судов или при подходе к ним они должны быть выставлены на соответствующих сторонах заблаговременно, для предупреждения столкновения, таким образом, чтобы они были наиболее ясно видны, и так, чтобы зеленый огонь не был виден с левого борта, а красный — с правого и чтобы по мере возможности они не были видимы более 22,°5 (2 румбов) позади траверза соответствующего борта.

б) Чтобы применение этих переносных огней было безошибочным и удобным, сами фонари, в которых они заключены, дол жны быть окрашены снаружи в цвета, соответствующие цвету огней, и снабжены надлежащими щитами.

«Правило 7».

Суда длиной менее 19,80 м (65 футов) с механическим двигателем, суда длиной менее 12,19 м (40 футов), идущие на веслах или под парусами, а также гребные шлюпки, когда они на ходу, должны быть снабжены следующими огнями:

а) Суда длиной менее 19,80 м с механическим двигателем, за исключением упомянутых в пунктах (в) и (с), должны нести: ( i ) в носовой части судна на наиболее видном месте и на высоте над планширем не менее 2,74 м яркий белый огонь, устроенный и установленный так, как предписано Правилом 2(а) ( i ) *, и такой, чтобы он был видим на расстоянии не менее 3 миль;

* См. топовый огонь, § 72.

( ii ) зеленый и красный бортовые огни, устроенные и установленные так, как это предписано Правилом 2 ( a ), ( iv ) и ( v ) *, и такие, чтобы они были видимы на расстоянии не менее 1 мили, или комбинированный фонарь, показывающий зеленый и красный огни от направления прямо по носу до 22°,5 (2 румбов) позади траверза соответствующего борта. Такой фонарь следует нести ниже белого огня не менее чем на 0,91 м.

* См. правый и левый отличительные огни, § 72.

(в) Судно длиной менее 19,80 м с механическим двигателем, когда оно буксирует или толкает другое судно, должно нести:

( i ) в дополнение к бортовым огням или комбинированному фонарю, предписанным пунктом (а) (и), два белых огня, расположенных по вертикальной линии один над другим на расстоянии не менее чем на 1,22 м друг от друга. Каждый из этих огней должен быть такого же устройства и такой же дальности видимости, а один из них должен выставляться в том же положении, как и белый огонь, предписанный пунктом ( a ) ( i ). Судно с одной мачтой такие огни может нести на этой мачте;

( ii ) кормовый огонь, предусмотренный Правилом 10 *, или вместо этого огня небольшой белый огонь позади дымовой трубы или кормовой мачты, чтобы облегчить управление буксируемому судну, но этот огонь не должен быть видим впереди траверза.

* См. кормовой огонь, § 72.

(c) Суда длиной менее 12,19 м с механическим двигателем могут нести белый огонь на высоте менее 2,74 м над планширем, но не меньше 0,91 м над бортовыми огнями или комбинированным фонарем, предписанным пунктом (а) ( ii ).


Рис. 171. Комбинированный носовой двухцветный и топовый огни на катере

( d ) Суда длиной менее 12,19 м, идущие на веслах или под парусами, за исключением упомянутых в пункте ( f ), должны, если они не несут бортовых огней, нести на наиболее видном месте фонарь, показывающий зеленый огонь с одного борта и красный огонь с другого видимостью не менее 1 мили и так установленный, чтобы зеленый огонь не был виден с левого борта, а красный огонь — с правого. Если невозможно укрепить этот фонарь, его надлежит иметь готовым к немедленному применению и выставлять заблаговременно для предупреждения столкновения таким образом, чтобы зеленый огонь не был виден с левого борта, а красный — с правого.

(e) Суда, упомянутые в настоящем Правиле, когда они буксируются, должны нести соответственно бортовые огни или комбинированный фонарь, предписанные пунктами (а) или ( d ) настоящего Правила, и кормовой огонь, предусмотренный Правилом 10 *, или, за исключением последнего буксируемого судна, небольшой белый огонь, предписанный пунктом (в) ( it ). Суда, толкаемые вперед, должны нести на передней оконечности бортовые огни или комбинированный фонарь, предписанные пунктами (а) или ( d ) настоящего Правила, при условии, что любое количество толкаемых вперед судов в группе должно быть в соответствии с этим Правилом освещено как одно судно; если наибольшая длина группы судов превышает 19,80 м, огни должны выставляться в порядке, установленном правилом 5с ** (как для толкаемых судов).

* См. кормовой огонь, § 72.

** Сигналы на буксирных судах, § 72.

( f ) Небольшие гребные шлюпки, идущие на веслах или под парусами, должны иметь наготове под рукой только переносный электрический фонарик или зажженный фонарь с белым огнем, который должен заблаговременно выставляться для предупреждения столкновения.

В приложении наглядно в цветных иллюстрациях изображены огни и знаки со ссылкой на соответствующие правила из «ППСС».

okafish.ru

МППСС-72: Коментарии: часть С

Согласно Правилу 20, выставление огней, предписанных МППСС-72, в светлое время суток в условиях ограниченной видимости является обязательным. Правила 20 указывает, что все предписанные Правилами требования, касающиеся несения на судах знаков, должны соблюдаться в дневное время. Учитывая, что требования, относящиеся к техническим характеристикам огней и знаков, указаны в Приложении I, в п. (е) помещено указание о необходимости их выполнения.

МППСС содержат понятия «ночью» и «днем» . Понятие «ночью» включает в себя период времени от захода до восхода солнца.
Понятие «днем» — от восхода до захода солнца. В период сумерек фактическая наблюдаемость знаков, ракурса, действий судов и т. п. может дать важные сведения для предупреждения столкновений. Это особенно характерно для высоких широт, где сумерки бывают весьма продолжительными. Поэтому выставление в период сумерек знаков (в дополнение к огням), и учет фактически наблюдаемых данных отвечают хорошей морской практике.
В период сумерек выставляются как огни, так и знаки.

рисунок 2

Правило 21 В МППСС-72 всем основным судовым навигационным огням присвоены собственные названия, под которыми они в дальнейшем и упоминаются в тексте Правил. Это существенно облегчает изучение МППСС-72. Определения, касающиеся этих огней, приведены в Правиле 21. К основным огням, кроме топового, бортовых и кормового, отнесен буксировочный огонь, выставление которого на корме судов, занятых буксирными операциями, предписано МППСС-72. Его не следует путать с так называемыми буксирными огнями, которые судно, занятое буксировкой, несет на мачте вместо переднего топового огня. Буксировочный огонь выставляется над кормовым огнем и имеет одинаковые с ним характеристики, но цвет его желтый.
В Правиле 21 приведено описание проблескового и кругового огней. Первый из них выставляется на судах на воздушной подушке. Круговой же огонь используется на многих категориях судов, и чтобы избежать частого повторения в Правилах его характеристик, они даны в Правиле 21.
В содержащихся в нем определениях приведены только те характеристики огней, которые нужны для установления категории судна и его ракурса, т. е. те данные, которые необходимы судоводителю для расхождения. К ним относятся сведения о характере, цвете, расположении и секторе видимости огней, остальные их технические характеристики даны в Приложении I к МППСС-72.

Правило 22 также является новым. В отличие от ППСС-60, где дальность видимости огней приводилась в каждом правиле, в МППСС-72 дальность видимости для всех огней сосредоточена в одном Правиле 22. Это сделано в соответствии с общим принципом построения новых Правил, а также с целью избежания повторений и сокращения текста последующих правил этой части. В отличие от ППСС-60, в новом Правиле 22 дана несколько иная разбивка судов на группы или категории по дальности видимости огней и изменена сама дальность видимости. Кроме того, в этом правиле нет упоминания о гидросамолете, поскольку, согласно общим определениям (Правило 3), он подпадает под понятие «судно» и должен выполнять все требования, относящиеся к судну, с учетом возможных отступлений, обусловленных Правилом 31 этой части.

Как это видно из текста п. а Правила 22, дальность видимости огней на судах длиной более 50 м увеличена по сравнению с ППСС-60 на 1 милю для каждого из огней, предписанных настоящими Правилами.

Согласно им теперь топовые огни должны иметь дальность видимости не менее 6 миль, остальные судовые навигационные огни, включая красный и зеленый бортовые, — не менее 3 миль. Увеличение дальности видимости огней произведено с учетом все возрастающих скоростей судов в море.

На судах длиной от 12 до 50 м дальность видимости топового, бортовых, кормового и круговых огней соответствует видимости, предусматривавшейся ППСС-60, но здесь выделена группа судов длиной от 12 до 20 м, где дальность видимости топового огня установлена в 3 мили.

В то же время установлена группа малых судов длиной менее 12м, имеющих уменьшенную дальность видимости топового и бортовых огней.

1. На новом Правиле 23 можно ясно видеть результаты структурных изменений, произведенных при пересмотре Правил. Если в ППСС-60 требования об огнях для судов с механическим двигателем содержались в разных правилах: для судов длиной более 19,80 м — в Правилах 2 и 10, а для судов длиной менее 19,80 м — в Правиле 7, то теперь в Правиле 23 МППСС-72 сосредоточены «ее требования, касающиеся огней для всех судов с механическими двигателями (больших и малых), что более удобно и целесообразно. При этом объем Правила уменьшился в несколько раз.

2. Согласно п. а Правила 23, судно с механическим двигателем на ходу несет те же огни, что и требовались ППСС-60, и с тем» же характеристиками. Изменения касаются лишь их дальности видимости, что определено Правилом 22.

3. Учитывая маневренные особенности быстроходных неводоизмещающихся судов (не воздушной подушке и на подводных крыльях), при пересмотре ППСС выдвигались предложения возложить на них ответственность за расхождение и установить для них особые сигналы. После длительной дискуссии Конференция ввела лишь опознавательный сигнал только для судов на воздушной подушке. В соответствии с п. b Правила 23 судно на воздушной подушке, находящееся в нее одой вмещающем состоянии, должно нести круговой желтый проблесковый огонь. Оно также выставляет все Другие огни, как обычное судно с механическим двигателем, соответственно своей длине. Специфической особенностью судна на воздушной подушке, определившей введение Ал я него специального сигнала, является то, что, когда оно перемещается в неводоизмещающем состоянии, его ракурс к действительный путь движений могут не совпадать и это может усложнить расхождение с ним.

Принятый для судна на воздушной подушке сигнал — желтый проблесковый огонь — аналогичен сигналу, подаваемому подводными лодками ряда стран (США, Норвегия и т. д.), и похож на сигнал, выставляемый судном, ведущим лов рыбы кошельковым неводом. Эти обстоятельство следует учитывать при обнаружении в море желтого проблескового огня.

4. В п. с Правила 23 определен порядок несения огней на малых судах с механическими двигателями. Если их длина менее 7м, а скорость не превышает 7 уз, то таким судам разрешается вместо топового и кормового огней выставлять один белый круговой огонь. Они также должны, если это практически возможно, нести бортовые огни.

1.В отличие от ППСС-60, где огни для буксирующего судна были даны в Правиле 3, а огни для Буксируемого — в Правиле 5, совместно с огнями для парусных судов и гидросамолетов, в МППСС-72 все требования об огнях, касающихся буксировки, сосредоточены в одном Правиле 24, что более логично и удобно. Основные огни для буксирующего судна оставлены те же, что я были в ППСС-60, но в дополнение к кормовому огню добавлен «буксировочный» огонь желтого цвета. Это сделано для лучшего распознавания буксирующего судна с кормы, что особенно важно при буксировке не освещаемых объектов. Кроме того, в отличие от ППСС-60, длина буксира, при которой должен включаться третий топовый огонь или подниматься ромбовидный знак, увеличена со 183 до 200 м,

2. Включение в п. b Правило 24 объясняется появлением нового вида толкания, при котором толкающее и толкаемое суда бывают настолько жестко сочленены между собой, что практически с точки зрения маневрирования представляют одно Судно. Учитывая это, п. (b) обязывает в такой ситуации выставлять на них огни как на одном судне в соответствии с п. а Правилом 23, а это значит, что для соблюдения установленных требований необходимо предусматривать специальное оборудование таких судов огнями, позволяющими обеспечить их вертикальное и горизонтальное размещение и выполнение других технических требований в соответствии с Приложением 1 МППСС-72.

3. П. c Правила 24 относится к судам с механическим двигателем, толкающим другое судно обычным методом, т. е. когда эти суда не сочленены и когда диаметральная плоскость толкающего судна может менять свое положение по отношению к диаметральной плоскости толкаемого. В части выставления огней к судам, толкающим другие суде обычным методом, отнесены также и случаи буксировки лагом. Это положение развивает Правила, так как такой вариант буксировки раньше при определении выставляемых на судне огней не рассматривался и разъяснялся только в комментариях к Правилам.

Фактически согласно п. c Правилу 24 судно, толкающей другое обычным методом (мягкое сочленение), должно нести огни, предписанные п. a Правила 24 для буксирующего судна, имеющего длину буксира менее 200 м, следовательно, независимо от длины толкаемого буксира, рассматриваемое судно всегда должно выставлять два буксировочных (топовых) огня, бортовые и кормовой огни, но не должно иметь желтого буксировочного огня. При длине судна более 50 м следует иметь также второй топовый огонь позади и выше переднего, как это указано в п. d Правила 24.

4. В п. (е) определены огни и знаки, которые должны выставляться на буксируемом судне. Они не претерпели изменений и остались такими же, как были в ППСС-60.

5. Так же, как и в действующих Правилах 1960 г., при толкании судов в группе они должны быть освещены как одно судно. Следовательно, бортовые огни должны выставляться в передней части группы на ее крайних боковых судах.

Пункт f Правила 24 дополнен новым требованием об огнях для судна, буксируемого лагом. При выполнении п. f следует иметь в виду, что понятие передней части толкаемой группы судов может быть условным И меняться в зависимости от направления буксировки. С учетом этого необходимо определять место установки кормового и бортовых огней.

Вообще же, поскольку толкание при мягком сочленении и буксировка лагом в море невозможны, а осуществляются только на акваториях портов и в закрытых прибрежных районах. Правила о несении огней такими судами обычно перекрываются местными правилами, которые могут отличаться от требований настоящих МППСС.

6. Пункт g Правила 24 предусматривает случаи, когда буксируемый объект может выполнить требования Правила в части выставления огней и обязывает в таких случаях принимать меры для показания наличия объекта на буксире.

К таким мерам может относится оповещение находящихся поблизости судов о наличии на буксире неосвещаемого объекта с помощью радиотелефона и путем освещения объекта прожектором (с помощью), (у борта) и т. д.

1. Это Правило создано на основе Правил 5 и 7 ППСС-60 и включает в себя указания об оборудовании огнями парусных и гребных судов, В отличие от указанных правил, в которых предусматривались также огни для небольших судов с механическим двигателем (длиной менее 19,8 м), Правило 25 МППСС-72 касается только парусных судов и судов на веслах. Вопросы оборудования небольших судов с механическим двигателем огнями рассмотрены в Правиле 23.

Согласно Правилу 25 парусные суда условно разделены не три группы: суда более 12 м, менее 12 м и менее 7 м.

2. Огни для парусных судов длиной более 12 м, предусмотренные п. b Правила 25, соответствуют требованиям Правил 5 (а) и 10 (а) ППСС-60. В отношении специальных опознавательных огней (красного и зеленого), которые парусное судна может выставлять в соответствии с п. c Правила 25, сектор этих огней изменен с 225 на 360°. В остальное требования об огнях для парусных судов длиной более 12 м остались прежними.

3. Парусине суда длимой менее 12 м могут «место раздельных бордовых и кормового огней, предписанных п. а Правила 25, выставлять их объединенными в комбинированном фонаре, размещенном на наиболее видном месте на топе или около топа мачты. При этом они не должны выставляться вместе со специальными красным и зеленым огнями, которые, как это указано в, п. с Правила 25, также положено нести вблизи топа мачты.

4. Парусные суда длиной менее 7 м и гребные суда, идущие на веслах, согласно п. d Правила 25 могут не нести бортовые и кормовой огни, предписанные п. а и b Правила 25, но вместо них они обязаны иметь наготове и при необходимости показывать свое присутствие с помощью какого-либо фонаря, светящего белым светом.

5. Согласно Правилу 3 судно, использующее для движения одновременно паруса и двигатель, должно рассматриваться, с точки зрения взаимных обязанностей судов, как судно с механическим двигателем. Однако в дневное время такое судно, если оно несет паруса, может быть принято другим судном за парусное. Чтобы избежать подобных ошибок, п. е Правила 25 для рассматриваемого судна предусмотрен специальный дневной знак в виде конуса вершиной вниз.

Следует помнить, что судно, идущее одновременно под парусами и двигателем и поднявшее предусмотренный Правилом знак, теряет привилегию парусного судна и не вправе ожидать, чтобы ему уступали дорогу. При встрече с другими судами оно должно руководствоваться п. а Правилом 18, т. е. уступать дорогу другим указанным там судам, а при встрече с судном с механическим двигателем выполнять требования раздела II части В в зависимости от ситуации встречи.

Из п. е Правила 25 следует, что ночью судно, следующее под парусами и использующее двигатель, должно показывать.огни, предписанные для судна с механическим двигателем.

Требования к огням для судов, занятых ловом рыбы, по существу изменений не претерпели. Поэтому Правило 26 МППСС-72 в основном повторяет Правило 9 ППСС-60, хотя в результате произведенных редакционных изменений объем Правила сократился почти вдвое. В нем теперь дана ссылка на Приложение, в котором приведены сигналы для рыболовных судов, занятых ловом рыбы вблизи друг друга.

1. Новое Правило 27 содержит требования об огнях и знаках для судов, лишенных возможности управляться или имеющих по какой-либо причине ограниченными свои маневренные возможности. Оно основано на положениях Правила 4 ППСС-60, которое по существу не претерпели изменений, хотя их формулировки подверглись значительной редакционной корректуре, Правило 27 расширено путем включения в него требовании, касающихся судов, занятых дноуглубительными и водолазными работами, а также ведущими сложные буксировочные операции.

2. Согласно п. а Правила 27 судно, лишенное возможности управляться, должно, если оно имеет ход относительно воды, мести на наиболее видном месте два красных круговых огня, а также бортовые и кормовой огни. Топовые огни на таком судне не выставляются.

Если же оно на ходу, но не имеет кода относительно воды, то выставляются только два круговых красных огня. Когда судно, лишенное возможности управляться, встанет на якорь, оно должно показывать только якорные огни.

3. Категория судов, ограниченных в возможности маневрировать, определена в п. g Правиле 3. Ее состав расширился по сравнению с указанным в Правиле 4 (с) ППСС-60.

Огни и знаки для подобных судов в основном не изменились. Они приведены в п. b Правила 27. Необходимо подчеркнуть, что не все судя, ограниченные в возможности маневрировать, несут огни и знаки, предусмотренные в п. b Правилом 27. Исключение составляют суда, занятые тралением мин, суда, ведущие дноуглубительные и подводные работы, и суда, осуществляющие сложные буксировки. Порядок несения ими огней и знаков определен отдельными пунктами Правила 27.

Остальные суда, ограниченные в возможности маневрировать из-за характера выполняемой ими производственной операции, должны на ходу нести общий опознавательный сигнал, установленный для рассматриваемой категории судов, т. е. днем—разнесенные по вертикали два шара, в между ними ромбовидная фигура; ночью вместо шаров — красные огни, а между ними белый огонь.

Когда подобное судно имеет ход относительно воды, оно обязано дополнительно выставлять не только бортовые и кормовой огни, как это требовалось согласно Правилу 4 (с) ППСС-60, но также и топовые огни.

В отличие от судна, лишенного возможности управляться, судно, ограниченное в возможности маневрировать, должно, стоя на якоре, кроме якорных огней, держать также специальный сигнал, предписанный этим пунктом. Это сделано в связи с тем, что указанные в п. g Правила 3 суда могут выполнять специальные роботы, стоя на якоре (прокладка кабеля, обслуживание навигационных знаков, Подводные работы и т. д.), когда информация о производстве работ имеет значение для проходящих судов.

4. Пункт с Правила 27 является совершенно новым. Его появление связано с тем, что в категорию судов, ограниченных в возможности маневрировать, включено также судно, занятое сложной буксировочной операцией и не способное свободно изменять свой курс. Такое судно, согласно п. (с), должно в дополнение к огням и знаку, предписанным в п. а Правилом 24 для буксирующих судов, также нести специальный опознавательный сигнал, присвоенный судам, ограниченным в возможности маневрировать. Когда рассматриваемое судно имеет ход относительно воды, оно обязано выставлять бортовые и кормовой огни; при этом оно не должно нести топовые огни, так как вместо них око показывает белые вертикально расположенные буксирные огни.

5. Новый п. (d) содержит требования об огнях и знаках для судов, занятых дноуглубительными или подводными работами. Включение их в Правило 27 было осуществлено по предложению СССР, и они были разработаны на основе правил для дноуглубительных снарядов, действовавших в Советском Союзе.

Так как суда, занятые дноуглубительными или подводными операциями, включены в категорию судов, ограниченных в возможности маневрировать, то они должны выставлять общий опознавательный сигнал, предписанный для этой категории п. b Правила 27.

Указанный сигнал, следует нести как на ходу, так и во время стоянки на якоре. Находясь на ходу и имея ход относительно воды, следует также нести топовые, бортовые и кормовой огни.

В тех случаях, когда плавание вблизи судна, ведущего дноуглубительные или подводные работы, затруднено из-за наличия какого-либо препятствия, оно должно дополнительно выставлять два шара или два красных круговых огня со стороны, закрытой для прохода судов, и две ромбовидные фигуры или два зеленых огня — со стороны, свободной для плавания. Если это судно несет указанные дополнительные огни или знаки, то оно, стоя на якоре, не должно выставлять якорных огней или знака.

6. Включенное в п. а Правила 27 требование о выставлении на малых судах, занятых водолазными работами, флага „А“ (на жестком основании), который по Международному своду сигналов означает—»У меня спущен водолаз: держитесь в стороне от меня и следуйте малым ходом», является новым. Оно обусловлено невозможностью соблюдения на небольших судах требований об огнях и знаках, предусмотренных в п. d Правилом 27.

7. Огни для судов, занятых тралением мин, предписанные п. f Правила 27, не отличаются от требуемых Правилом 4 (d) ППСС-60.

8. Учитывая, что суда длиной менее 7 м, лишенные возможности управляться или входящие в категорию судов, ограниченных в возможности маневрировать, во многих случаях не смогут полностью выполнить требования Правила 27; им, согласно п. g Правила 27, разрешено не выставлять огни и знаки, предписанные этим Правилом.

podlodka.info

Смотрите еще:

  • Ч4 ст 111 ук рф Ч4 ст 111 ук рф Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью 1. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое […]
  • Правила пдд и законы Новые законы-2018: что изменилось в стране с 1 июня? Борьба с авиадебоширами, желтая разметка и новые правила для должников Борьба с авиадебоширами, желтая разметка и новые правила для должников Шипы, цветная разметка и новости европротокола Резко подорожавший за последние пару недель бензин — не […]
  • Рса реестр Аккредитованные пункты техосмотра Ниже представлены официальные аккредитованные пункты техосмотра с разделением по субъектам РФ, в которых вы сможете получить диагностическую карту. Адыгея республика - Пункты техосмотра (2) Все официальные пункты техосмотра в Адыгея республика. Только аккредитованные пункты […]
  • Linux и реестр Место для Вашей рекламы всего за 400 рублей в месяц ! email:incognito.anonimous@yandex.ru Реестр мертв! Да здравствует . реестр!? | автор: gaal | 24 мая 2009 | Помню несколько лет назад люди ненавидели Windows реестр. Еще долго у Windows пользователей было отношение любовь/ненависть. Еcтественно open […]
  • Закон об образовании в российской федерации 2014 с комментариями Подписан закон об образовании Владимир Путин подписал Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. Справка Государственно-правового управления Федеральный закон направлен на […]
  • Жалобы при ссс Жалобы при ссс ЛЕКЦИЯ № 5. Расспрос и осмотр пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы 1. Расспрос больных при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Боли в сердце Наиболее часто предъявляемыми жалобами пациента являются жалобы на боль в области сердца. Для облегчения сбора анамнеза при […]