Причины и условия преступности несовершеннолетних

Причины и условия преступности несовершеннолетних – представляют собой систему негативных для общества и экономического строя России социальных явлений, детерминирующих преступность несовершеннолетних как свое следствие.

Причины преступности (несовершеннолетних):

— пренебрежение и правилам безопасности и общественного спокойствия;

— • и безответственность в угрозу сиюминутным удовольствиям; правовой инфантилизм и легкомыслие.

Круг мотивов по которым, несовершеннолетние совершают преступления ограничен, чем у взрослых преступников. В ряде случаев в мотивации наблюдаются признаки инфантилизма.

Специфичные черты мотивации несовершеннолетних,, совершающих преступления:

• самоутверждение в группе; псевдоромантизм; престижно-потребительские интересы; «запретный плод»; враждебность к другим людям. (Проявление данных черт прежде всего связано с низкой культурой досуга и эмоций).

Детская мотивация (характеризуется озорством, легкомыслием, побуждениями, неправильным осознанием понятий взрослый, смелый). Такая мотивация преступного поведения характерна далеко не для всех преступлений несовершеннолетним.

Чем тяжелее преступление, т.е. чем больше степень общественной опасности совершенного деления несовершеннолетним, тем менее наблюдается влияние такой мотивации. Так, при совершении тяжких насильственных преступлений, разбоев, повторных грабежей и квартирных краж, детская мотивация, встречается не чаще 1/10 из совершенных таких преступлений.

Эгоистически – потребительская мотивация они являются причиной более половины всех регистрируемых преступлений несовершеннолетних, включая кражи, грабежи, разбои, вымогательство.

Насильственно – хулиганская мотивация что наблюдается при совершении несовершеннолетними преступлений, происходящие вследствие групповой конфликтности, участия в пьяных компаниях, распространения циничных взглядов на взаимоотношения полов. Так, каждое третье изнасилование, совершаемое лицом до 18 лет, происходит в обстановке групповых пьянок, в которых участвовали те, кто оказывались впоследствии потерпевшими.

Для формирования мотивации преступлений, совершаемых несовершеннолетними значительную роль играют следующие криминогенные обстоятельства:

1.Отрицательное влияние в семье. Каждая десятая семья воспитывающая детей, криминогенно неблагополучной (передача преступного опыта старшими). В 30-40% случаев преступлений несовершеннолетних установлено интенсивное отрицательное влияние примера со стороны родителей и других старших членов семьи (злоупотребление алкоголем, грубость и жестокость, образ жизни, заведомо не соответствующий легальным доходам). Низкая культура родителей и престижно потребительские установки, обуславливают неправильное поведение иных родителей и неправильную воспитательную позицию в отношении детей. Ежегодно около 500 детей остаются с одним родителем.

2.Отсутствие у родителей в кризисной ситуации возможности обеспечивать минимально необходимые потребности детей. (В таких семьях порождаются настроения безнадежности, социальной зависти и озлобленности из-за тяжелого материального положения). При отсутствии социальной помощи эти обстоятельства формируют мотивацию преступлений – краж, хулиганства.

3.Отрицательные влияние в ближайшем окружении – бытовом, учебном со стороны сверстников или взрослых. Включаясь в обособленные группы, для совместного времяпрепровождения и дорожа пребыванием в такой группе, подростки стремятся подражать лидерам и быть на них похожими по внешнему виду и поведению. Различающее воздействие на него оказывает пьяницы, тунеядцы, хулиганы; наблюдение действий и ситуаций, порождающих у него неправленое представление о «допустимости» и безнаказанности преступных действий.

4.Подстрекательство со стороны взрослых преступников (не менее 30% совершенных, несовершенных преступлений). Нередко ему предшествуют: вовлечение в пьянство, азартные игры, пропаганда «преимуществ» жизни преступников; распространение (не без помощи СМИ) получает уголовный жаргон ; целенаправленное вовлечение в спортивные секции, контролируемые преступниками (Совместное современные преступлений за последние пять лет выросло на 80%, а вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность 170%).

5.Длительное отсутствие определенных занятий у несовершеннолетних, оставивших учебу, также обусловливает возникновение антиобщественных взглядов и привычек, могущих реализоваться в ситуационных преступлениях или повлечь вторжение в преступную группу.

6.Установление стандартов повседневного поведения, несовместными с ценностными ориентациями общества (культа силы, жестокости, наркотиков, как якобы нормы современного подростка).

Также формированию криминогенной мотивации и ее проявлению в преступности несовершеннолетних способствуют:

1.Безнадзорность как отсутствие должного контроля со стороны семьи и образовательных учреждений за поведением, связями, времяпрепровождением несовершеннолетних (4/5).

2.Безнадзорность будущих несовершеннолетних потерпевших. (20-25% преступлений против личности, совершаемые несовершеннолетними, предшествовало негативное поведение потерпевшего). Неразборчивость в знакомствах, совместные выпивки, использование для встреч чердаков, сараев, подвалов, развязное поведение, агрессивность.

3. Непризнание ими традиционных духовных и культурных ценностей, ориентаций, которые носят общепризнанный характер; в этой связи возникает опасность воздействия на детей и подростков социально негативной информации.

4.Низкий уровень работы образовательных учреждений (формализм, нечестность, непрофессионализм, отказ от индивидуального подхода).

5.Распад системы трудоустройства подростков и воспитание в трудовых коллективах.

6.Увлечение доли детей и подростков с отставанием в интеллектуальном и волевом развитии.

В настоящее время в России необходимо формирование нравственности у ее молодого поколения, данный процесс предлагает воспитание сознательного понимания задач, стоящих перед обществом и данным человеком, реальную оценку своих жизненных целей, возможностей и долга. Взросление нравственной молодежи способствует снижению условий, обусловливающих совершение ими преступлений.

criminology-info.ru

Причины преступности несовершеннолетних и их профилактика в г. Барнаул

Социологические науки

  • Мыльникова Анна Викторовна , бакалавр, студент
  • Алтайский Государственный Университет
  • ПРОФИЛАКТИКА
  • ПРЕСТУПНОСТЬ
  • НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ
  • ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС

Похожие материалы

Вопросы подростковой преступности и профилактики правонарушений несовершеннолетних являются одними из важных направлений государственной политики. В соответствии с Указом Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» приоритет должен быть отдан созданию и развитию дружественного к ребенку правосудия, основными задачами которого являются введение в действие существующих международных стандартов обеспечения и защиты прав и интересов детей, создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку. В этой связи особого внимания требуют несовершеннолетние, привлеченные к уголовной ответственности.

Разработка программы восстановительного правосудия в отношении детей предусматривает комплекс воспитательных мер и мер социально-психологического и педагогического сопровождения, а также обеспечение взаимодействия судов и правоохранительных органов со специалистами по ювенальным технологиям — медиаторами, психологами, социальными педагогами и социальными работниками при ее реализации. При этом существенное значение, по мнению исследователей и практиков, уделяется причинам противоправных действий в подростковой среде, так как установлено, прежде чем работать с последствиями, необходимо выявить источник, который формирует делинквентное поведение [1].

В 2015 году при поддержке Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края для решения задач проекта «Социальная профилактика повторных правонарушений несовершеннолетних на основе восстановительного подхода» (реализуемого Алтайской краевой женской общественной организацией «Отклик» при поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) нами проведено исследование причин преступности несовершеннолетних и методов их профилактики по г. Барнаул. В исследовании приняли участие специалисты органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работающие с подростками, привлеченными к уголовной ответственности.

Обращаясь к полученным данным, отметим, что по вопросу «Укажите основные, по Вашему мнению, причины преступности несовершеннолетних» доминируют «семейное неблагополучие» — 83,3%, «незанятость несовершеннолетних» — 76,2%, «криминальное окружение» — 64,3%. В числе факультативных причин: трудная жизненная ситуация, стремление к неформальным общественным группировкам, подражание старшим, правовая неграмотность несовершеннолетних, недостатки воспитания в образовательных организациях, несогласованность действий специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, мягкость наказания. Известно, что знание причин и их нейтрализация является важным в индивидуальной профилактической работе, поэтому далее мы обратились к изучению методов профилактики. На основании полученных ответов установлено, что используемые специалистами методы можно разделить 4 группы:

  • педагогические («формирование у несовершеннолетних социально одобряемых норм поведения», «воспитательная работа», «организация позитивного смыслосодержащего досуга» и др.);
  • психологические («тренинги антиагрессивности с несовершеннолетними», «психологическая помощь», «психопрофилактические беседы» и др.);
  • социальные («технология социального проектирования», «социальный патронаж», «контроль ситуации в семье», «вечерние профилактические рейды», «вовлечение неблагополучных семей и семей ТЖС в реализацию различных проектов»);
  • комплексные («координация деятельности специалистов», «демонстрация видеоматериалов», «тематические мероприятия», «привлечение несовершеннолетних в комнату социальной и психологической помощи, где применяются медиативные технологии и используется сенсорное оборудование», «правовое просвещение», «индивидуальные консультации», « школьная служба примирения»).

Проведенное исследование показало, что методы профилактического воздействия эффективны, если они реализуются комплексно на основе межведомственного подхода.

Для усиления результативности деятельности по социальному сопровождению несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности специалистами предложен ряд рекомендаций:

  1. в сфере межведомственного взаимодействия («совершенствование законодательства, налаживание межведомственного взаимодействия при проведении индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних», «разработка и реализация совместных социальных проектов, направленных на включение несовершеннолетних в ценностно-ориентационную деятельность», «разработка и реализация межведомственных программ повышения квалификации для практиков», «совместное повышение квалификации психологов, специалистов по социальной работе, педагогов, юристов, медицинских работников», «ежегодное проведение межведомственного мониторинга причин преступлений несовершеннолетних и методов работы с несовершеннолетними группы социального риска», «реализация межведомственного подхода на всех уровнях — первичная, вторичная и третичная профилактика преступлений»);
  2. в сфере социально-полезной занятости несовершеннолетних («регулярное проведение мероприятий в соответствии с действующим законодательством», «организация досуговой занятости несовершеннолетних», «контроль за несовершеннолетними всеми службами системы профилактики, важно развивать инфраструктуру для занятости подростков — стадионы, спортзалы, клубы по интересам и другое материально-техническое оснащение», «создание условий, прежде всего доступности, для социально-полезной занятости несовершеннолетних по интересам: спортивные секции, добровольческие отряды, трудовые бригады, семейные/подростковые клубы, интенсивы выходного дня»);
  3. в сфере информационной поддержки и первичной профилактики («выпуск и продвижение социальной рекламы по привлечению внимания населения к проблеме профилактики преступлений несовершеннолетних», «включение общественности в деятельности по индивидуальному сопровождению несовершеннолетних по месту жительства», «раннее выявление семейного неблагополучия, усиление мер первичной профилактики по месту жительства»);
  4. в сфере правового обеспечения («изменение законодательства», «коренной пересмотр способов работы ответственных социальных служб»);
  5. в сфере кадрового обеспечения («регулярное проведение курсов повышения квалификации специалистов по реализации инновационных технологий работы с несовершеннолетними», «обучение медиаторов», «проведение супервизий», «повышение заработной платы работников социальной сферы», «методическое сопровождение специалистов», «супервизорская поддержка и профилактика эмоционального выгорания», «дополнительное обучение и повышение квалификации»).

Список литературы

  1. Блясова, И. Ю. Социально-правовые, педагогические проблемы профилактики преступности несовершеннолетних / И. Ю. Блясова // Вестник Тюменского государственного университета. – 2012. – № 9. – С. 122 – 127.

Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

novainfo.ru

Кафедра педагогики

Причины преступности несовершеннолетних (региональный аспект)

В криминологии под причинами преступности принято понимать те негативные социальные явления и процессы, обусловленные закономерностями функционирования общества, которые порождают и воспроизводят преступность и отдельные преступления как свое закономерное следствие. Причины преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Вместе с тем, многие авторы делят причины преступности несовершеннолетних на две большие группы: отражающие недостатки общественного устройства; связанные с личностными особенностями несовершеннолетних [2, с. 358-361].

К первой группе факторов относятся экономический кризис, обнищание широких слоев населения, повсеместное ослабление семейных устоев, утрата старшим и младшим поколениями моральных ценностей, алкоголизм, наркомания и целый ряд других [4, с. 60].

Все эти детерминанты в совокупности влияют на преступность несовершеннолетних непосредственно и опосредованно (через кризисные явления в таких важнейших социальных институтах как семья и школа).

Говоря о второй группе факторов, необходимо отметить, что подросткам свойственны такие качества как неполнота сформированности собственных нравственных установок, недостаток жизненного опыта, повышенная эмоциональность, впечатлительность, внушаемость и некоторые другие. Указанные возрастные особенности нельзя рассматривать как собственно криминогенные, они лишь усиливают средовые влияния. Определяющую роль в поведении несовершеннолетних играет формирующаяся система ценностей личности, собственная социальная практика, образцы поведения, усвоенные в семье и ближайшем окружении.

Анализ мотивов преступлений, совершенных подростками показывает, что значительная их часть совершается из озорства, неправильной оценки ситуации, стремления показать «мужские» черты характера, из следования чужому влиянию. Несовершеннолетние часто демонстрируют безрассудную, порой бессмысленную, решимость совершить противоправный акт, чтобы продемонстрировать товарищам свою смелость, решительность под стать более сильным или старшим [1, с. 35].

Исследования, проведенные в нашем регионе, показывают, что чаще всего подросток общается с учителями и воспитателями. Однако эти группы не являются для него референтными. И усиление взаимодействия педагогов с проблемными подростками с целью привить им нормы и ценности цивилизованного общества может, напротив, привести к отчуждению от них. Согласно полученным данным, более всего несовершеннолетние тяготеют к дворовой компании и немного меньше – к компании одноклассников [3, с. 51-53].

Именно ближайшее окружение вследствие раскоординации влияния основных социальных институтов общества продуцирует агрессивные стереотипы поведения, распространение алкоголизма и наркомании. Так, например, в 2010 году в Пермском крае в связи с употреблением психоактивных веществ под наблюдением находилось 1346 детей и подростков (6104 состояло на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в связи с употреблением ими спиртных напитков). А из 2195 несовершеннолетних, совершивших преступления, 238 находилось в состоянии алкогольного опьянения [5, с. 205].

Анализ результатов специальных исследований свидетельствует о том, что официальная статистика не отражает всей глубины проблемы распространения алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних. Так, согласно опросам две трети подростков употребляют алкоголь регулярно, а доля группы, рискующей быть вовлеченной в среду наркоманов, составляет 15% [3, с. 56].

И все-таки, основной причиной преступности несовершеннолетних, на наш взгляд, является семейное неблагополучие. Опосредованное негативными социальными факторами, именно неблагополучие в семье, начиная от внутрисемейных конфликтов и заканчивая деградацией личности матери, отца, отторгает ребенка от родителей, превращает его жизнь в полное страданий существование, формирует антисоциальные ценности. Как следствие может быть уход из дома в поисках ночлега, съестного и сочувствия. В прошлом году на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Пермском крае состояло 6069 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитывалось 10525 детей и подростков, 2195 подростков совершили преступления.

Отдельного внимания заслуживает проблема воспитания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. В 2010 году было выявлено 3349 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них на учете в органах внутренних дел состояло 683 подростка, а из 116 осужденных, отбывавших наказание в виде лишения свободы в Пермской воспитательной колонии, 18 были сироты и лица, лишенные родительского попечения [5, с. 195, 196, 212].

Самостоятельным фактором, детерминирующим подростковую преступность, является насилие, которым подвергаются несовершеннолетние (как в семье, так и вне семьи) [6, с. 66-67]. Так, в 2010 году в нашем регионе было зарегистрировано: 80 фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления, 149 преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), 92 случая полового сношения с лицом, не достигшим половой зрелости [5, с. 212].

Социальная незанятость подростков также влияет на их противоправное поведение. Каждый пятый воспитанник Пермской воспитательной колонии (22 чел. в 2010 году) на момент совершения преступления нигде не учился и не работал.

Таким образом, можно сделать вывод, что противоправное поведение подростков является специфическим этапом социальной дезадаптации. Ослабляются социально полезные связи (семья, школа, социализированные сверстники), приобретаются пагубные привычки (злоупотребление спиртными напитками) и усваиваются модели асоциального поведения.

Список литературы:

  1. Зиядова Д. Мотивы преступлений, совершаемых школьниками // Воспитание школьников. 2005. № 1.
  2. Криминология: Учебник /под ред. проф. Малкова В.Д. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2004.
  3. Мезрин А.В., Нода А.С. Исследование криминогенной ситуации в Пермском крае: Стратегия борьбы с преступностью / под общ. ред. И.Н.Орлова – Пермь: Изд-во «ОТ и ДО», 2008.
  4. Нечаева М. Детская беспризорность – опасное социальное явление // Государтсво и право. 2001. № 6.
  5. О положении детей в Пермском крае: информ.-аналит. материалы по Пермскому краю к докладу «О положении детей в Российской Федерации» (2010) /под общ. ред. М.Ю. Кужельной, С.А. Минеевой. – Пермь: Изд-во «ОТ и ДО», 2011.
  6. Пережогин Л.О. Семейное неблагополучие как причина противоправного поведения несовершеннолетних // Семья в России. 2008. № 2.

pedagog.pspu.ru

10.2. Причины и условия преступности несовершеннолетних

Первая группа причин определяется подростковым нигилизмом, когда в душе внешне беспристрастных людей нередко кипят страсти, а за грубостью у юношей скрывается робость; катастрофическим снижением интеллектуального потенциала (до 6% учащихся не в состоянии усвоить школьную программу, 30% — испытывают при этом затруднения, 70% школьников имеют дефектный генотип). Кроме того, следует особо подчеркнуть, что, по подсчетам специалистов, акцентуированных личностей среди граждан — около 40%, а среди несовершеннолетних этот процент еще выше. В результате у несовершеннолетних проявляется рост корыстной и сексуальной агрессивности, хулиганства.

Вторая группа причин охватывает противоречия социального и экономического состояния общества.

В криминологической литературе в последние годы сложилось устойчивое мнение о том, что главной причиной преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста является резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе. Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают «делать деньги» и добывать необходимые вещи и продукты в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления. Несовершеннолетние активно участвуют в рэкете, незаконном бизнесе и других видах преступной деятельности.

Одной из специфических причин преступности несовершеннолетних на современном этапе жизни общества является катастрофическое положение с организацией досуга детей и подростков по месту жительства. Многие детские учреждения, организации прекратили свое существование, а помещения, принадлежавшие им, переданы в аренду коммерческим структурам.

Обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям.

Известно, что среди несовершеннолетних из неблагополучных семей интенсивность преступности особенно высока. В основном в этих семьях процветают пьянство, наркомания, проституция, отсутствуют какие-либо нравственные устои, элементарная культура. В таких семьях процветает насилие по отношению друг к другу и к своим детям. Так, по данным исследователей, от произвола родителей ежегодно страдает около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет, каждый десятый из них умирает, а 2 тыс. кончают жизнь самоубийством. Как прямое следствие этого — стремительный рост крайне опасных насильственных преступлений, совершаемых подростками и даже детьми. Жестокость порождает жестокость.

К условиям, способствующим преступному поведению несовершеннолетних, относятся и недостатки в деятельности органов, на которые возложена борьба с преступностью несовершеннолетних. К сожалению, в настоящее время наблюдается фактическое бездействие общественно-государственных структур, призванных осуществлять воспитательную и профилактическую работу с подростками (комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; органов управления социальной защитой населения; управления образованием, опеки и попечительства, по делам молодежи, управления здравоохранением, службы занятости). Существенные недостатки имеются в деятельности правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел, по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

knigi.news

Причины преступности несовершеннолетних

Причины преступности несовершеннолетних являются составной частью общих причин преступности в стране, при этом надо учитывать, что сама преступность несовершеннолетних активно способствует преступности в целом, о чем говорилось выше. Негативные явления и процессы экономического, идеологического, социально-психологического, культурно-воспитательного, демографического характера, происходящие в обществе, наиболее болезненно отражаются на наиболее не защищенной части населения -детях и подростках. В настоящее время государство не в состоянии выделить необходимые материальные средства на развитие и воспитание подрастающего поколения, охрану его здоровья и организацию досуга, оказание помощи семье. Поэтому возрастает беспризорность и безнадзорность подростков, их заболеваемость. Так, по выборочным данным, лишь 15% несовершеннолетних могут считаться практически здоровыми. Данное обстоятельство существенно ограничивает их возможности в продолжении образования, выборе профессии, бытовом и трудовом устройстве, приобщении к общественно полезным ценностям и группам, в конечном итоге, приводит многих к противоправному поведению.

Несовершеннолетние — это социальная группа, которая особенно болезненно воспринимает негативные последствия экономических, социальных и духовных потрясений. Поэтому многие исследователи отмечают социальное отчуждение подростков и их готовность уйти от жизненных проблем в мир алкоголя и наркотиков, отсутствие жизненных перспектив, возможности реализоваться в общественно полезной деятельности, ощущение бесцельности существования, отверженность в семье и социальное сиротство. Все это активно криминализирует подростковую среду, однако затрагивает отнюдь не всех несовершеннолетних, а, в первую очередь, необеспеченные слои общества. Но и обеспеченные группы не могут считать себя застрахованными от вероятности, что дети и подростки их круга совершат правонарушение.

Отсутствие у государства возможности обеспечить должное воспитание и развитие детей и подростков не компенсируется семьей, которая, с одной стороны, сама не получает должной помощи, а с другой — за годы абсолютного советского государственного патронажа просто перестала проявлять себя как самостоятельная и действенная сила, способная решать собственные проблемы. Таким образом, несовершеннолетние из неблагополучных слоев общества оказались в положении, когда ни государство, ни семья не способны обеспечить их должное развитие и воспитание.

Важной причиной преступности несовершеннолетних стало ухудшение социально-экономического положения беднейших слоев населения. Нельзя утверждать, что все население страны обеднело, поскольку это не так. Но заметно увеличился разрыв между бедными и богатыми, положение бедных слоев населения часто становится безвыходным, что самым негативным образом сказывается на преступности несовершеннолетних. Другой фактор — это негативные процессы в семье. К сожалению, семья зачастую не просто не может, но и не желает или не умеет оказать подростку необходимую помощь, контролировать его поведение, заботясь о нем, наконец, просто любить его. Фактор материальной обеспеченности в данном случае практически не имеет значения. Ведь известны примеры, когда вполне обеспеченная семья, которая, казалось бы, делает для ребенка все: контролирует его поведение и учебу, удовлетворяет его желания и даже капризы, предоставляет возможность овладения иностранными языками, занятий спортом и т.д., не обеспечивает главного — любви, эмоционального тепла в отношениях между ребенком (подростком) и родителями. Происходит скрытое отвергание, выталкивание ребенка из семьи, что, кстати, редко осознается и им, и семьей. Бывает и открытое неприятие ребенка семьей, когда его подвергают жестокому обращению, бьют, оскорбляют, выгоняют из дома, не кормят, не проявляют никакой заботы.

Еще один криминогенный семейный фактор — отрицательный пример старших, особенно тех, с которыми у несовершеннолетнего прочный эмоциональный контакт. При его наличии он легко и с охотой воспринимает и усваивает то, что ему демонстрирует старший. В случае отсутствия эмоциональной связи подросток не воспринимает от взрослых ни хорошего, ни плохого и начинает искать признания, поддержки и помощи в неформальных малых группах -среди сверстников на улице.

Можно ли считать неполную семью неблагополучной только потому, что она неполная? Да, если исходить из мысли, что сама природа распорядилась так, чтобы ребенка (подростка) воспитывали и мать, и отец. Каждый из них имеет определенные обязанности, неисполнение которых может привести к нежелательным последствиям. Но если один из родителей, а тем более оба ведут антиобщественный образ жизни, совершают аморальные поступки и преступления, лучше изолировать от них подростка. Итак, неблагополучной является семья, в которой:
— ребенка не любят, не проявляют заботы о нем, отвергают в явной или скрытой форме, иногда не осознавая этого, а, напротив, проявляя гиперопеку;
— родители и другие старшие члены семьи ведут антиобщественный образ жизни, совершают аморальные и противоправные действия.

Они, естественно, втягивают в антиобщественный образ жизни подростка, особенно, если в семье существуют тесные эмоциональные отношения. При отсутствии таковых не исключено, что самые правильные наставления и назидания, праведный образ жизни старших не будут восприняты адресатом — подростком. Он будет глух к ним, потому что они чужие.

Итак, я не думаю, что неполная семья является катастрофой. Лучше неполная семья, чем пьющий отец или мать, которые не выполняют никаких обязанностей по отношению к своим детям.

Подростки, отвергнутые семьей, не имеющие семьи, плохо успевающие в школе и совершающие мелкие проступки, неизбежно объединяются в малые группы. Малые группы — это некий коллективный отец, понимающий, любящий, готовый оказать поддержку и помощь. Эти малые группы противостоят семье и школе. Чем меньше ребенку уделяют внимания в семье, тем хуже у него успехи в школе и сильнее привязанность к неформальной группе сверстников, а также общее отчуждение от позитивной среды.

Неформальная группа сверстников становится основной областью его жизнедеятельности. Я бы даже взял на себя смелость утверждать, что неформальные группы сверстников — это в общем-то группы отторгнутых семьей и школой подростков. Не подумайте, что я перекладываю на семью и школу всю вину. Я думаю, что сами подростки должны отвечать за то, что они делают. И на них самих тоже лежит вина, это естественно. Но тем не менее это подростки, выброшенные из семьи и школы.

У несовершеннолетних преступников обязательно надо формировать чувство вины, поскольку без него нет нравственности. Однако эта очевидная и давно известная истина далеко не всегда принимается во внимание правоохранительными органами и средствами массовой информации. Так, образ подростка-убийцы или разбойника на экране телевизора или на страницах печати почти всегда сопровождается сентиментальными рассказами о его бедственной судьбе, но без какого-либо упрека в его адрес. Убитые и ограбленные остаются за кадром, как будто их не существует. Естественно, герои подобных репортажей вполне могут чувствовать себя незаслуженно гонимыми. Например, некий 17-летний осужденный за убийство матери в целях ограбления сказал, что его пребывание в воспитательной колонии совершенно бессмысленно, поскольку этим его мать не оживить. Сострадание к преступнику, тем более к подростку, необходимо, но оно не должно вытеснять его вину, оно должно способствовать покаянию.

Недостатки школьного воспитания и обучения также являются криминогенным фактором. Семью и школу неоднократно упрекали и, по-видимому, всегда будут упрекать в том, что они не обеспечивают надлежащего нравственного формирования личности подростка. Группы сверстников, формирующиеся из числа школьников, состоят, как правило, из тех, кто плохо учится и часто нарушает дисциплину. К ним нередко примыкает молодежь, котора яи не учится, и не работает. Подобные группы постепенно переходят от мелких правонарушений к более серьезным.

Недостатки школьного образования отечественные криминологи всегда относили к числу факторов, порождающих не только преступность несовершеннолетних, но и влияющих на преступность в целом. Их можно сгруппировать следующим образом.

— Снижение значимости образования. В России фактически происходит переход от обязательного всеобщего среднего образования к неполному среднему образованию. Это весьма печально для страны, которая по праву гордилась уровнем и качеством своего образования. Однако справедливости ради полезно вспомнить, что во времена обязательного всеобщего среднего образования далеко не все выпускники школ фактически обладали соответствующим уровнем знаний, поскольку такое образование требовалось властью и его достижение являлось основным критерием оценки работы конкретной школы. Многим неучам просто ставились удовлетворительные оценки только ради того, чтобы перевести их в следующий класс или выпустить из школы.
— Коммерциализация образования, в свете которой возникает все больше платных школ и высших учебных заведений. Это свидетельствует о наличии сословного образования и служит индикатором поляризации общества. Впрочем, сословное расслоение в школе существовало всегда: богатые родители могли нанять своим детям репетиторов и преподносить учителям подарки. Система подарков и поныне остается явным недостатком школы, который тем не менее хоть как-то компенсирует нищенские заработки школьных учителей.

— Сужение объема преподавания гуманитарных дисциплин, особенно литературы и истории. Между тем их преподавание всегда имело огромное нравственное значение. Попытки введения в некоторых школах религиозных дисциплин вряд ли смогут компенсировать этот недостаток, кроме того, это противоречит Конституции России.

— Как и в прошлом, сельская школа по качеству образования отстает от городской. Если иметь в виду криминологический аспект, то поведение сельских жителей всегда определялось не столько качеством образования, сколько иными факторами: всеобщей социально-психологической зависимостью, высокой эффективностью контроля со стороны семьи и т.д. Однако сельские жители, желающие продолжить образование в городских вузах, нередко сталкиваются с серьезными трудностями. Они нередко пополняют ряды городских правонарушителей, не выдержав конкурсного отбора в желаемый университет или институт.

Необходимо сказать о свертывании, во всяком случае о сокращении, системы внешкольного воспитания в клубах, кружках самодеятельности, центрах организации досуга, детского творчества, в различных объединениях по интересам. Подобные внешкольные структуры играли огромную антикриминогенную роль и занимали достойное место в профилактике правонарушений в микрорайонах. Это тот самый хорошо организованный досуг, который способен успешно конкурировать с неформальными малыми группами молодежи, непрерывно «поставляющими» преступников. Сейчас основная часть досуговых учреждений пребывает в плачевном состоянии, хотя и предпринимаются усилия по их восстановлению.

Резерв преступности несовершеннолетних, его постоянный источник составляют:
— лица, совершившие общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности: каждый год немалое число таких лиц ставится на учет в милиции; ежегодно они совершают примерно 100 тыс. проступков;
— лица, сбежавшие из интернатных учреждений или из семьи: в 2002 г. было задержано около 700 тыс. таких подростков;
— дети беженцев и мигрантов: сейчас в нашей стране около 2 млн, по некоторым данным — 3 млн мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев. Положение этих людей весьма тяжелое. И дети в этих семьях, находясь в стадии формирования личности, естественно, испытывают огромные затруднения. Они зачастую попадают в среду, которая им враждебна, например, 8-, 10-, 12-летних сверстников, которые их не понимают, отвергают, отталкивают, смеются над ними, провоцируя протест в форме насилия. Поэтому я считаю, что беженство и неуправляемую иммиграцию надо выделить в качестве самостоятельного фактора преступности несовершеннолетних;
— подростки, состоящие на учете в милиции и достигшие возраста уголовной ответственности: по некоторым данным (И.А. Кобзарь, 2001 г.) число таких несовершеннолетних составляет около 400 тыс. в год.

Принято считать, что в преступном поведении подростков обычно доминируют корыстные мотивы. Однако саму корысть разные исследователи понимают по-разному, часто разумея под нею и нематериальную выгоду. Не оспаривая того, что корысть является наиболее распространенным среди прочих мотивов у подростков, совершающих преступления, необходимо отметить и другие мотивы: зависть, стремление к самоутверждению, «доказывание» самому себе, попытки преодолеть мучительное чувство собственной неадекватности и даже неполноценности, желание завоевать авторитет и уважение в глазах группы, а также удовлетворить свои элементарные физиологические потребности, особенно сексуальные. Как и у других людей, преступное поведение у подростков полимотивиро-вано, т.е. определяется сразу несколькими переплетающимися друг с другом мотивами, например самоутверждения и корысти.

В то же время нельзя не отметить, что заметно повысился уровень жестокости многих насильственных и корыстно-насильственных преступлений подростков, производя временами впечатление самоцели. Надо признать, что и раньше несовершеннолетние совершали весьма жестокие преступления, достаточно вспомнить грубейшие вспышки молодежного группового насилия в 1970-80-е годы в городах Поволжья. Рост жестокости в преступлениях подростков свидетельствует о том, что жестокость и агрессия становятся самостоятельным мотивом их поведения, с их помощью они самоутверждаются, компенсируют ощущение ущемленности и смутно ощущаемые обиды.

psyera.ru

Смотрите еще:

  • Закон конкуренции рыночной экономики Закон конкуренции рыночной экономики В процессе конкуренции между субъектами производства и реализации товаров возникают существенные и устойчивые связи,. Которые свидетельствуют о том, что конкуренция. НЕ случайное явление, а объективно п принудительная хозяйственная сила, приобретающая форму […]
  • Детское пособие на рождение 3 ребенка Пособия на третьего ребенка В Российском законодательстве нет четкого определения при рождении скольких детей семья становится многодетной. Так сложилось из-за многонациональности страны и различий в менталитете. Поэтому статус многодетной определяется на региональном уровне. В большинстве субъектов при […]
  • Наказание за разглашение государственной тайны Наказание за разглашение государственной тайны 1. Состав этого преступления имелся в УК РСФСР в разделе иных государственных преступлений (ст. 75). В УК этот состав включен в главу о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства почти без изменений. Изменена только […]
  • Ответ на заявление о клевете Как ответить клеветой на клевету - встречное заявление Статья 128.1 УК РФ регулирует правоотношения граждан, касающиеся клеветы и нанесения ущерба репутации пострадавшим лицам. Согласно положениям данного документа, клевете – это заведомо недостоверные сведения, распространяемые одним лицом в отношении […]
  • Об утверждении правил по пожарной безопасности Об утверждении правил по пожарной безопасности В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ. Дата […]
  • Какие преступления особо тяжкие Категории преступлений. Действующий уголовный кодекс (ст. 15 УК РФ) разделяет все преступления на определенные категории. Критериями при определении к той или иной категории преступления является максимальный срок лишения свободы, а также умысел лица. Преступления делятся на следующие категории: […]