Статья 19. Запрещение локаута

В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут — увольнение по инициативе работодателя работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки, а также ликвидация

или реорганизация организации, филиала, представительства.

рассматриваются в соответствии с законодательством о порядке разрешения коллективных. трудовых споров (конфликтов). Комментарий к статье 220 .

что они рассматриваются в соответствии с законодательством о порядке разрешения. коллективных трудовых споров (контрактов), что будет раскрыто .

Трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и районным . о порядке разрешения коллективных трудовых споров ( конфликтов).

отношений (см. комментарий к главе II КЗоТ). Такой же подход избран в Федеральном законе «О порядке разрешения коллективных. трудовых споров» .

Коллективные трудовые споры регулируются Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г.* .

«О порядке разрешения коллективных трудовых споров». — СЗ РФ, 1995, N 48, ст. 4557). Другими словами, в указанном выше случае простоя. не по вине .

«О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Коллективными трудовыми спорами признаются разногласия между работниками и .

Аналогичная норма содержится в п. 4 ст. 2 Федерального закона «0 порядке. разрешения коллективных трудовых споров». §4. Обобщенная формула ст.

Важнейшим источником права в целом, в том числе и трудового, . «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г.*** и др .

Порядок разрешения коллективных трудовых споров регулируется специальным Федеральным законом (от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ).

www.bibliotekar.ru

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Посредничество представляет собой процесс урегулирования разногласий между сторонами самими сторонами коллективного трудового спора, по при помощи третьего независимого участника-посредника.

Используя определенную методику, профессиональный опыт, знание психологии, он способствует достижению сторонами взаимоприемлемого соглашения [1] . Можно отметить, что «посредник отвечает за честное ведение переговоров, но не за конкретное соглашение» [2] .

Каких-либо формализованных критериев возможности выступления конкретного лица в качестве посредника законодательством России не устанавливается. По нашему мнению, главным и единственным критерием должно являться наличие у лица, претендующего на участие в процедуре посредничества, гражданской дееспособности. В остальном определение критериев, используемых при приглашении лица в качестве посредника, должно зависеть от сторон спора. Как показывает практика, фактически посреднические функции выполняют представители государственных органов (государственных органов, участвующих в урегулировании коллективных трудовых споров, губернаторы), вышестоящих профсоюзных органов, ученые, специализирующиеся в области конфликтологии, психологии, права.

Таким образом, в качестве посредника может выступать любое лицо, которое стороны считают способным оказать им помощь в урегулировании существующих разногласий. Выбор этого лица может зависеть только от совместной позиции спорящих сторон.

При выборе кандидатуры посредника стороны (по аналогии) могут использовать положения Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-Φ3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», хотя он и не применяется к коллективным трудовым спорам. Данный закон разграничивает деятельность посредника на профессиональную и непрофессиональную. Требования к посреднику, участвующему в урегулировании спора на непрофессиональной основе, минимальны: он должен достичь возраста 18 лет, обладать полной дееспособностью и не иметь судимости. Для профессионального посредника установлен более жесткий ценз: возраст не менее 25 лет, наличие высшего образования, получение дополнительного профессионального образования по вопросам применения процедуры медиации.

Помощь в подборе кандидатуры посредника сторонам спора может оказать Роструд, который ежегодно составляет списки лиц, предлагаемых к привлечению в качестве посредников при рассмотрении коллективных трудовых споров. Списки составляются с учетом предложений представителей работников и работодателей после согласования с лицами, предлагаемыми в качестве посредников. Они содержат следующие сведения об этих лицах: фамилию, имя, отчество, год рождения, образование, место работы, специальность, занимаемую должность и другие сведения, отражающие практический опыт работы в области социально-трудовых отношений и урегулирования трудовых споров.

Установленная ТК процедура посредничества вызывает множество вопросов. Сформулируем лишь один из них. Возможно ли участие посредника при рассмотрении коллективного трудового спора в примирительной комиссии? Ответ на этот вопрос следует искать с учетом общих принципов деятельности посредника в рамках внесудебной процедуры урегулирования трудовых споров.

Поскольку посредник призван помогать сторонам спора в достижении согласия, не имеется препятствий организационного характера в использовании процедуры посредничества при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией. Более того, негласно работа примирительной комиссии организуется не только сторонами коллективного трудового спора, но и представителями вышестоящих органов профсоюзов, экспертами, фактически выступающими в роли посредников. Нам приходится подчеркивать негласный характер работы посредника в данной ситуации, поскольку ТК рассматривает посредничество как самостоятельную стадию урегулирования коллективного трудового спора, отличную от работы органа примирения. Данное решение законодателя представляется недостаточно удачным и искусственно разделяющим единую примирительную процедуру на две автономные составляющие: работу примирительной комиссии и посредничество. Вместе с тем автоматическое объединение ст. 402 и 403 ТК не внесет определенности в механизм урегулирования коллективных трудовых споров. Механизм посредничества требует самостоятельного регулирования законодателем, по вне жесткого отрыва от механизма примирения в лице примирительной комиссии.

Правовое положение посредника можно определить как положение особого субъекта правоотношений по поводу урегулирования споров, функцией которого является оказание сторонам спора помощи в его разрешении на основе соглашения сторон. В качестве посредника вправе выступать как физические лица, так и иные субъекты права, в том числе специально создаваемые посреднические органы (так называемые коллегии посредников). Посредник не принимает самостоятельных решений, он подсказывает сторонам спора возможные варианты разрешения разногласий и тем самым способствует достижению соглашения. Его задачей является не вынесение решения об урегулировании правового спора, а содействие сторонам спора в достижении соглашения [3] . Соответственно, деятельность посредника является подчиненной переговорам сторон спора, и все посреднические процедуры осуществляются в рамках примирения сторон спора.

Посредник может быть приглашен для урегулирования коллективного трудового спора только по соглашению сторон. Кандидатура посредника определяется самими спорящими сторонами. Если стороны спора пришли к соглашению о проведении процедуры посредничества, но в течение двух рабочих дней не смогли договориться относительно кандидатуры посредника, посредничество считается несостоявшимся, а стороны приступают к переговорам о создании трудового арбитража.

Таким образом, обращение коллективного трудового спора к рассмотрению с участием посредника осуществляется с использованием двух стадий: 1) принятие принципиального решения о необходимости приглашения посредника и 2) приглашение конкретного посредника. Вместе с тем само принятие решения об обращении спора к урегулированию с участием посредника по общему правилу неразрывно связано с достижением договоренности о личности будущего посредника, поэтому разрыв во времени между принятием решений о процедуре посредничества и о личности посредника представляется искусственным. Полагаем, что практика принятия одного решения о применении процедуры посредничества и приглашении конкретного посредника не будет противоречить принципам урегулирования коллективного трудового спора.

Соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора после предварительного соглашения с будущим посредником, руководителем организации, где он работает, должно быть оформлено протоколом заседания представителей сторон коллективного трудового спора. Возможная компенсация затрат лицу, привлекаемому к рассмотрению коллективного трудового спора в качестве посредника, может осуществляться по соглашению сторон.

Общая продолжительность участия посредника в разрешении коллективных трудовых споров не может быть более трех месяцев в году. Это положение не распространяется на работников, для которых участие в рассмотрении коллективных трудовых споров входит в их должностные обязанности, и на лиц, не имеющих постоянного места работы.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника. Вопросы организационного обеспечения деятельности посредника решаются сторонами.

При подготовке к рассмотрению и в процессе рассмотрения коллективного трудового спора посредник имеет право: запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; в процессе рассмотрения коллективного трудового спора по необходимости проводить совместные и раздельные заседания представителей сторон; предлагать возможные варианты разрешения коллективного трудового спора; подписывать решения, принятые сторонами при его участии (и. 12 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденных постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. № 58).

Посредник обязан сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.

Срок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника также зависит от уровня социального партнерства, на котором возник коллективный трудовой спор: на локальном уровне рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства – в срок до пяти рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника (ст. 403 ТК). В случае необходимости этот срок может быть продлен по согласованию сторон. Количество заседаний представителей сторон с участием посредника также не лимитировано, определяется сторонами и посредником в ходе процедуры посредничества.

Согласованное решение представителей сторон и посредника оформляется протоколом совместного заседания представителей сторон коллективного трудового спора и посредника, подписывается представителями сторон и посредником. В протоколе фиксируются конкретные договоренности, а также указывается, что спор считается урегулированным. Если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий, в котором должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например, создание трудового арбитража). Протокол разногласий подписывается представителями сторон и посредником.

Решение представителей сторон, выработанное при участии посредника, имеет для сторон обязательную силу. По своей правовой природе оно аналогично решению, достигнутому сторонами в примирительной комиссии.

  • [1]Носырева Е. И. Посредничество в урегулировании правовых споров: опыт США // Государство и право. 1997. № 5. С. 109.
  • [2]Зайцев А. К. Социальный конфликт на предприятии. Калуга, 1993. С. 140.
  • [3]Войтинский И. Примирительные камеры на Западе. С. 9.

studme.org

Лекция №5. Рассмотрение спора с участием посредника.

Рассмотрение спора с участием посредника.
Чем эффективна данная процедура?
Соглашение сторон о кандидатуре посредника.
Кто может быть посредником?
Каковы его функции?
Какими правами он наделен?
Механизм рассмотрения спора с участием посредником.
Форма принимаемых решений .

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника является одним из этапов примирительных процедур. Основная цель привлечения посредника — разрешение сторонами коллективного трудового спора разногласий, неурегулированных примирительной комиссией. После составления протокола разногласий стороны коллективного трудового спора не позднее следующего рабочего дня приступают к переговорам по урегулированию конфликта с участием посредника.

Данная процедура не является обязательной, и проводится только в том случае, если:

1)стороны не достигли соглашения при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией;

2)стороны приняли решение о приглашении посредника;

3) стороны заключили соглашение об его кандидатуре.

Чем эффективна данная процедура?

Эффективность данной процедуры заключается в том, что посредник оказывает помощь сторонам коллективного трудового спора в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога с соблюдением принципа равноправия сторон. Его участие в рассмотрении коллективного трудового спора предоставляет сторонам дополнительные возможности для его урегулирования

Посредник предлагает сторонам спора альтернативы по процедуре и существу переговорного процесса для того, чтобы помочь успешному ходу переговоров.

Выбор посредника.

Стороны коллективного трудового спора в течение двух рабочих дней могут пригласить посредника.

Посредником может быть любой независимый специалист, приглашаемый как сторонами, так и по рекомендации соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров,

За рекомендацией кандидатуры посредника стороны могут обратиться государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Стороны коллективного трудового спора могут обратиться в Учреждение «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров», созданного социальными партнерами г. Москвы 11 сентября 2001 г. (постановление № 840-ПП Правительства Москвы). Учреждение может предложить социальным партнерам выбрать посредника из списка трудовых арбитров, которые прошли обучение и являются квалифицированными специалистами в области рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров. В регионах при трехсторонней комиссии может быть создан постоянно действующий трудовой арбитраж, который может оказать содействие в подборе трудового арбитра и выработке регламента процедуры урегулирования спора с участием посредника.

Соглашение сторон о кандидатуре посредника.

Соглашение об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора, оформляется соглашением сторон коллективного трудового спора.

Возможная компенсация затрат лицу, привлекаемому к рас­смотрению коллективного трудового спора в качестве посредника, может осуществляться по соглашению сторон коллективного трудового спора.

Если в течение двух рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о создании трудового арбитража.

Функции и права посредника.

Посредник в своей деятельности по урегулированию кол­лективных трудовых споров руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров, Регламентом принятым сторонами коллективного трудового спора.

Главная функция посредника — оказание помощи сторонам коллективного трудового спора в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога с соблюдением принципа равноправия сторон.

Посредник не должен оказывать давления на стороны при принятии того или иного решения.

Посредник имеет право:

запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения, касающиеся данного коллективного трудового спора;

в процессе рассмотрения коллективного трудового спора по необходимости проводить совместные и раздельные заседания представителей сторон;

предлагать возможные варианты разрешения коллективного трудового спора;

подписывать решения, принятые сторонами при его участии.

Посредник обязан сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную, охраняемую законом тайну при осу­ществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.

Порядок рассмотрения спора с участием посредника.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до 3-х рабочих дней со дня его утверждения сторонами.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур с участием посредника, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, обязательность исполнения принятого решения оформляется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника. «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» разработал и утвердил типовой Регламент примирительных процедур – трудовым арбитражем и с участием посредника, который стороны могут использовать при рассмотрении коллективного трудового спора.

Форма принимаемых решений

Согласованное решение сторон оформляется протоколом сов­местного заседания сторон и посредником.

Если соглашение не достигнуто или достигнуто лишь по некоторым вопросам составляется протокол разногласий, который подписывается сторонами и посредником, в котором должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например, создание трудового арбитража).

Позиции каждой из сторон коллективного трудового спора на переговорах, их предложения, высказанные посреднику кон­фиденциально в ходе переговоров, не должны передаваться другой.

Схема рассмотрения спора с участием посредника.

Соглашение сторон о кандидатуре посредника.

Регламент сторон о порядке рассмотрения спора с участием посредника.

Нормативно- правовые акты. Ст.403 ТК РФ

study.trudsud.ru

3.4. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ

Понятие коллективного трудового спора раскрывается в статье 2 ЗУ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)». Согласно этой статье коллективный трудовой спор (конфликт) — это расхождения, которые возникли между сторонами социально-трудовых отношений, относительно:

а) установления новых или изменения существующих социально-экономических условий работы и производственного быта;

б) заключения или изменения коллективного договора (соглашения);

в) выполнения коллективного договора (соглашения) или отдельных положений;

г) невыполнения требований законодательства о труде.

Как коллективный трудовой спор нельзя рассматривать разногласия между собственником или уполномоченным им органом и наемными работниками, их представителями (далее – работники) по поводу нарушения индивидуальных трудовых прав последних.

Возникновение коллективного трудового спора вышеуказанный закон связывает с обязательной предварительной процедурой урегулирования расхождений сторонами самостоятельно, и лишь в том случае, если в результате проведения указанной процедуры собственник или уполномоченный им орган отказал в удовлетворении требований работников или их профсоюзов, или если сроки рассмотрения требований закончились и от собственника или уполномоченного им органа не поступил ответ, можно говорить о возникновении коллективного тру-дового спора. Как правило, коллективный спор разрешается с помощью примирительных процедур, целью которых является принятие решения относительно урегулирования расхождений при участии примирительной комиссии, независимых посредников и трудового арбитража.

Детально примирительный процесс урегулирован Положением № 92 касательно проведения примирительных процедур по решению коллективных споров (конфликтов), утвержденным приказом Национальной службы посредничества

и примирения (НСПП). В случае необходимости Национальная служба посредничества и примирения или ее отделения предоставляют необходимые рекомендации согласно Положению о порядке осуществления НСПП предотвращения возникновения трудовых споров (конфликтов) № 115.

Последовательность рассмотрения и решения коллективного трудового спора определена статьями 7-16 ЗУ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)». Право определения последовательности рассмотрения принадлежит исключительно сторонам коллективного трудового спора. При этом ни одна из сторон не имеет права уклоняться от участия в примиряющей процедуре.

Стороны коллективного трудового спора (конфликта), примирительная комиссия и трудовой арбитраж обязаны использовать для урегулирования коллективного трудового спора (конфликта) все возможности, не запрещенные законодательством.

ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ – это орган, предназначенный для разработки решения, удовлетворяющего стороны коллективного трудового спора (конфликта), который состоит из представителей сторон и создается по инициативе одной из сторон. Такая комиссия рассматривает коллективные споры, возникшие в связи с установлением новых или изменением существующих социально-экономических условий труда и производственного быта, а также касательно заключения или изменения коллективного договора.

ТРУДОВОЙ АРБИТРАЖ – это орган, состоящий из привлеченных сторонами специалистов, экспертов и иных лиц, который принимает решение по сути трудового спора (конфликта), возникшего по поводу исполнения коллективного договора, соглашения или их отдельных положений, неисполнения требований законодательства о труде или в случае непринятия примиряющей комиссией со-гласованного решения касательно урегулирования трудового спора (конфликта).

Если примиряющие органы не смогли урегулировать расхождения между сторо-нами, причины расхождений с обоснованием позиций сторон в письменной форме предоставляются для сведения каждой из сторон коллективного трудового спора (конфликта). В этом случае наемные работники или уполномоченный ими орган или профессиональный союз имеют право с целью выполнения выдвинутых требований применять все разрешенные законодательством средства.

Работники на общем собрании (конференции) или путем сбора подписей формируют и утверждают требования и определяют орган или лицо, которые будут представлять их интересы. Требования оформляются протоколом и направляются работодателю.

Важное значение для применения порядка решения коллективных трудовых споров (конфликтов) имеет момент их возникновения. Итак, коллективный трудовой спор (конфликт) возникает с момента:

принятия уполномоченным представительским органом работников или профсоюза решения о несогласии с решением собственника или уполномоченного им органа (представителя), которым полностью или частично отказано в удовлетворении коллективных требований;

истечения сроков рассмотрения коллективных требований, предусмотренных вышеуказанным законом, и неполучения ответа от владельца или уполномоченного им органа.

Статьей 5 ЗУ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» собственнику или уполномоченному им органу (представителю) установлен довольно жесткий срок для принятия решения – всего три дня со дня получения требований наемных работников. Собственнику нужно помнить, что именно по окончании этого срока может настать момент возникновения коллективного трудового спора, о чем отмечалось выше. С момента возникновения коллективного трудового спора начинается отсчет нового срока – трехдневного – для образования примиряющей комиссии. Далее законом определены сроки, на протяжении которых примирительная комиссия, а также трудовой арбитраж должны принять решение. Все эти сроки приведены в таблице ниже.

СРОКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕМ, ПРИМИРИТЕЛЬНОЙ КОМИССИЕЙ, ТРУДОВЫМ АРБИТРАЖЕМ

Действия сторон коллективного

трудового спора, связанные с его

возникновением и решением Продолжи-тельность срока День,

с которого начинает

исчисляться срок Норма ЗУ

(конфликтов)» Направление тре-бований наемных работников (их представителей) собственнику или уполномоченному им органу (предста-вителю) Не установ-лено После формирова-ния и утверждения требований наемных работников (их представителей) Статья 4 Принятие решения собственником или уполномоченным им органом (представи-телем) и уведомление работников об этом решении Три дня1 Со дня получения собственником или уполномоченным им органом (представи-телем) требований наемных работников (их представителей) Части первая и вторая статьи 5 Принятие решения

органом и сообщение работникам о

принятом решении Тридцать

дней2 Со дня получения требований наемных работников собствен-ником или уполномо-ченным им органом или соответствующим вышестоящим органом управления Часть третья статьи 5 Образование

комиссии Три дня С момента возникно-вения коллективного трудового спора (со дня получения от собственника или уполномоченного им органа сообщения о полном или частичном отказе в удовлетворении коллективных требований или неполучении ответа в установленный срок) Статья 8 Рассмотрение

комиссией Пять дней3 С момента образования примирительной комиссии Часть третья статьи 9 Исполнение реше-ния примиритель-ной комиссии Срок уста-навливается решением примири-тельной комиссии С момента принятия решения примири-тельной комиссией Часть четвертая статьи 9 Создание трудово-го арбитража Три дня С момента истечения срока, отведенного на решение коллек-тивного трудового спора примиритель-ной комиссией, если согласованного реше-ния не принято Часть вторая статьи 11 Принятие решения трудовым арбитра-жем Десять дней4 Со дня создания трудового арбитража Часть вторая статьи 12 Примечания:

Увеличение этого срока допускается лишь в случае отсутствия необходимой компетенции у уполномоченного собственником органа, необходимой дл я решения вопроса.

Общий срок рассмотрения требований и принятие решения, включая время пересылки, не должен превышать тридцати дней со дня получения требований.

По согласию сторон пятидневный срок рассмотрения коллективного трудового спора производственной примирительной комиссией может быть продлен.

По решению большинства членов трудового арбитража десятидневный срок для принятия последним решения может быть продлен до двадцати дней.

О возникновении коллективного трудового спора представительский орган работников, профсоюза обязан в установленный законом трехдневный срок письменно уведомить собственника или уполномоченный им орган, местный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления по месту нахождения предприятия и НСПП.

Основным принципом решения коллективных трудовых споров (конфликтов) является применение примирительных процедур при рассмотрении спора примирительной комиссией, трудовым арбитражем. Как крайнее мероприятие для решения коллективных споров допускается проведение забастовки, причем во время ее проведения стороны обязаны продолжать поиск путей решения спора.

Первичным органом по рассмотрению коллективного трудового спора относительно заключения или внесения изменений в коллективный договор является

примирительная комиссия. Как упоминалось выше, она создается по инициативе одной со сторон с одинаковым количеством представителей сторон. Решение об образовании примирительной комиссии и об установлении количества представителей сторон оформляется соответствующим соглашением.

Особенности создания примирительных комиссий предусмотрены Положением о примирительной комиссии № 90.

Согласно статье 7 ЗУ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» примирительная комиссия рассматривает коллективные трудовые споры (конфликты) по вопросам установления новых или изменения суще-ствующих социально-экономических условий работы и производственного быта, заключения или изменения коллективного договора (соглашения).

Рассмотрение коллективных трудовых споров относительно выполнения коллек-тивных договоров или отдельных их положений и относительно несоблюдения законодательства о труде — в компетенции трудового арбитража.

Примирительная комиссия согласно требованиям вышеуказанного закона на первом заседании самостоятельно решает вопрос о наличии или отсутствии у нее полномочий для рассмотрения конкретного спора. Если примирительная комиссия приходит к выводу относительно невозможности рассмотрения ею конкретного спора вследствие отсутствия у нее полномочий, рассмотрение коллективного трудового спора (конфликта) прекращается.

В работе примирительной комиссии в случае необходимости может принимать участие независимый посредник, который действует на основании статьи 10 вышеуказанного закона и Положениях № 106 и № 27.

С целью реализации своих задач примирительная комиссия организовывает:

обмен мнениями представителей сторон об условиях и порядке решения кол-лективного трудового спора (конфликта);

консультации представителей сторон с заинтересованными органами государственной власти, другими компетентными организациями, учреждениями и физическими лицами;

обсуждение вариантов решения коллективного трудового спора (конфликта) и выбор наиболее приемлемого решения.

Члены примирительной комиссии не имеют права разглашать сведения и инфор-мацию, которые стали им известны во время рассмотрения коллективного трудового спора (конфликта), без согласия сторон или их правопреемников.

Рассмотрение дела примирительной комиссией начинается с принятия решения о рассмотрении требований наемных работников или профсоюза в коллективном трудовом споре. Во время рассмотрения дела примирительной комиссией могут устанавливаться сроки для предоставления объяснений, заявлений, документов, доказательств по делу и совершения других процессуальных действий.

Стороны имеют право завершить дело заключением соглашения о разрешении коллективного трудового спора (конфликта) как до начала работы примирительной комиссии, так и на любой ее стадии, до принятия решения.

Примирительная комиссия во время своей работы обязана обеспечить соблюдение принципа состязательности сторон коллективного трудового спора (кон-фликта) и свободы в предоставлении ими своих доказательств.

Обязанность доказывания возлагается на стороны коллективного трудового спо-ра (конфликта): каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений.

Доказательствами являются любые фактические данные, на основании которых примиряющая комиссия устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, которые обосновывают требования и возражения сторон и другие обстоятельства, которые имеют значение для правильного решения спора.

Стороны должны предоставлять примирительной комиссии доказательства в оригиналах или надлежащим образом заверенных копиях.

Все заявления, документы или другая информация, которые подаются одной из сторон примирительной комиссии, должны быть переданы второй стороне коллективного трудового спора (конфликта). Сторонам должны быть переданы также любые заключения экспертов или другие документы доказательного характера, которые могут влиять на решение примирительной комиссии.

Решение примирительной комиссии принимается большинством голосов ее чле-нов после исследования всех обстоятельств дела. Решение объявляется на заседании примирительной комиссии.

Каждой из сторон спора и НСПП на второй день после принятия решения направляется по одному экземпляру решения.

Решение примирительной комиссии оглашается публично, т.е. в присутствии посторонней публики, тем не менее, без разглашения определенных сведений (сведений, которые являются государственной или коммерческой тайной, и прочей информации, которая не подлежит разглашению). Решение оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу и выполняется в порядке и сроки, установленные этим решением.

В случае непринятия примирительной комиссией согласованного решения в сроки, установленные законодательством, коллективный трудовой спор рассматривается трудовым арбитражем.

Трудовой арбитраж непосредственно рассматривает также коллективные трудовые споры (конфликты), которые возникают по поводу выполнения коллективного договора или отдельных его положений или невыполнения требований за-конодательства о труде. Этот орган создается в установленный законом срок по инициативе одной со сторон или независимого посредника. В его состав могут входить привлеченные сторонами специалисты, эксперты, народные депутаты Украины, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления и другие лица.

Особенности правового регулирования деятельности трудового арбитража уста-новлены Положением о трудовом арбитраже № 91, Положениями № 105 и № 28.

После принятия решения об образовании трудового арбитража стороны коллек-тивного трудового спора (конфликта) должны договориться об обязательности его решения. Такая договоренность оформляется соответствующим соглашением.

Трудовой арбитраж должен принять решение в установленный ЗУ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» срок. Решение трудового арбитража принимается большинством голосов и является обязательным для исполнения, если стороны договорились об этом предварительно.

Постоянно действующим государственным органом для содействия урегулированию коллективных трудовых споров (конфликтов) является Национальная служба посредничества и примирения, которая своими приказами утверждает вышеупомянутые положения, регулирующие разрешение коллективных трудовых споров.

Основной задачей НСПП являются содействие взаимодействию сторон социально-трудовых отношений в процессе урегулирования коллективных трудовых споров (конфликтов), прогнозирование возникновения таких споров и содействие их своевременному разрешению, осуществление посредничества и примирения во время разрешения таких споров. Полномочия данной службы определены в Положении о Национальной службе посредничества и примирения, утвержденной Указом Президента № 1258/98 17 ноября 1998 года.

НСПП не является органом, который непосредственно решает коллективные споры, но эта служба активно формирует государственную политику в социально-экономических отношениях.

Национальная служба посредничества и примирения:

регистрирует выдвинутые работниками требования в коллективных трудовых спорах, обобщает причины возникновения споров и готовит предложения относительно их устранения;

осуществляет подготовку посредников и арбитров, которые специализируются на решении коллективных трудовых споров, формирует их списки;

по просьбе сторон коллективного спора предлагает кандидатуры независимых посредников, членов трудового арбитража, направляет своих специалистов, экспертов для участия в работе примирительных органов.

Стороны коллективного спора имеют право обратиться к НСПП за содействием в решении спора после осуществления примирительных процедур, предусмотренных законодательством. Служба рассматривает все материалы и в десятид-невный срок присылает сторонам свои рекомендации.

Методические рекомендации по осуществлению НСПП мероприятий по предотвращению возникновения коллективных трудовых споров (конфликтов), утвержденные приказом НСПП № 114, предусматривают комплекс мероприятий, ко-торые осуществляются с целью предотвращения возникновения коллективных трудовых споров (конфликтов), в частности на производственном уровне.

На структурные подразделения НСПП возлагаются функции управления, координации, связи, контроля и информационного обеспечения мероприятий по предотвращению возникновения коллективных трудовых споров (конфликтов). Следует также отметить, что право на использование сторонами коллективных трудовых споров (конфликтов) с целью их разрешения всех возможностей, не запрещенных законодательством, установлено Конвенцией Международной организации труда 1981 г. «О содействии коллективным переговорам» № 154, ратифицированной Постановлением ВРУ 4 февраля 1994 г. № 3932-XII.

lawbooks.news

Смотрите еще:

  • Оформленный куст Стрижка - Бодибилдинг для декоративного куста. Стригу все подряд. Если вы не умеете стричь кустарники, или не решаетесь начать — купите ножницы и пробуйте стричь кусты, « которые не жалко», накапливая опыт и запоминая что к чему. Первыми вашими объектами […]
  • Заявление на переоформление лицензии образец Образцы документов Форма заполнения платежного поручения (Воронежская обл.): (Скачать) Форма заполнения платежного поручения (Белгородская обл.): (Скачать) Форма заполнения платежного поручения (Курская обл.): (Скачать) Форма заполнения платежного поручения (Липецкая обл.): (Скачать) Форма заполнения […]
  • Гражданство в южной осетии Юго-осетинское гражданство: привилегия и ответственность Недавно Ленингорской район получил нового руководителя. Алексея Босикова сменил на этом посту Заза Дряев. Представление главы района провел по традиции Президент Л.Тибилов. Была высказана благодарность А.Босикову за его работу и выражены надежды на […]
  • Налог на имущество 2013 для организаций Консультант пульс всегда в курсе событий Налог на имущество 2013 Нововведением по налогу на имущество с 2013 года является то, что все движимые основные средства налогом на имущество больше не облагаются (ст.374 НК, Федеральный закон № 202-ФЗ от 29 ноября 2012 г.). К ним относятся все нестационарные […]
  • Нотариус в г брянск Нотариус в г брянск Распределение ведения наследственных дел между нотариусами г. Брянска и Брянского района Автор: Романов Р.П. 14.02.2011 г. Местом открытия наследства в соответствии со ст. 1115 ГК РФ является последнее место жительство умершего. В Брянске в настоящий момент отсутствует единая база по […]
  • Как самостоятельно оформить визу в грецию Виза в Грецию в 2018 году для россиян: нужна ли она для поездки, документы, цены и сроки Главный вопрос, который волнует желающих посетить страну прародительницу Олимпийских игр — нужна ли виза в Грецию в 2018 для россиян? Дело в том, что эта страна входит в Шенгенскую зону, поэтому для её посещения […]