Следы преступления

  • Понятие и предмет криминологии
  • Система криминалистики
  • Методы криминалистики
  • Криминалистическая идентификация
  • Понятие и виды криминалистической идентификации
  • Следственный эксперимент

Понятие и виды следов преступления

В криминалистической науке понятие следа, понимаемого в узком смысле слова как любое материально фиксированное отражение в материальной среде события преступления, занимает в системе криминалистических категорий особое положение, которое обусловлено его значением и для теории криминалистики, и для практики расследования преступлений.

Объектом криминалистического исследования являются не всякие следы, а только те из них, которые порождены преступлением и в силу этого являются результатом отпечатка процесса совершения преступления.

Таким образом, первым криминалистически значимым свойством следов является их генетическое единство, обусловленное единым источником происхождения — событием преступления.

Вторым, общим для всех следов свойством, является их информационное единство, т.е. способность любого следа в силу единства источника происхождения быть носителем информации о той или иной стороне события преступления, а всей совокупности следов — о преступлении в целом.

В криминалистике термин «след» употребляется в двух значениях: в чисто криминалистическом и процессуальном.

Процессуальное значение следа состоит в том, что информация, полученная с его помощью, используется для формирования доказательственной базы уголовного дела и находит свое отражение в процессуальных документах.

Криминалистическое понимание следа более широкое и включает в себя всю совокупность получаемой информации, используемой для розыскных действий, выдвижения поисковых версий, определения направления действий следователя. След в широком смысле слова — это не только остаточное явление в виде материально-фиксированных отображений одного объекта на другом, а равно и идеальные, мысленные образы, зафиксированные в памяти человека.

Для систематизации знаний о следах преступления, усвоения техники и тактики работы с ними криминалистической наукой разработаны различные классификации следов, имеющие теоретическое и практическое значение.

Так, следы преступления принято делить на идеальные и материальные, которые, будучи результатом единого процесса криминального события, являются источниками доказательственной информации о преступлении.

Идеальные следы преступления отображают событие в сознании человека, и знания об их свойствах заимствуются из наук психологии, социологии (следы «в широком смысле слова»).

Материальные следы преступления являются традиционным объектом криминалистического исследования и составляют содержание учения о следах (трасологии). В зависимости от характера образования материальные следы делятся на следы-отображения, следы-предметы и следы-вещества.

1. Следы-отображения представляют собой вызванные событием преступления отображения внешнего строения одного объекта — объекта, оставляющего след (следообразующего), на другом — объекте-носителе следа (следовоспринимающем). На последнем могут отобразиться форма, размер, частные признаки поверхности следообразующего объекта. Это свойство позволяет осуществить индивидуальную идентификацию предмета по оставленному им следу или же установить групповую принадлежность предмета. Следы-отображения зачастую образуют следовые системы: они могут быть одновременно объемными и окрашенными, плоскостными и невидимыми.

2. Следы-предметы (части предметов). Под ними понимаются материальные объекты, возникновение, изменение положения или состояния которых находятся в связи с событием преступления. Они отражают материальные изменения в обстановке места происшествия. К ним относятся орудия преступления, объекты преступного воздействия, части предметов, похищенные вещи и т.п.

3. Следы веществ и материалов. К ним относится определенное количество жидких, твердых, сыпучих материалов, отображающих особенности внутреннего строения следообразующего объекта (химический состав, физическая структура вещества, материала, объекта).

По объектам следообразования следы подразделяются на следующие:

  • Следы человека. К ним относятся следы рук (пальцев, ладоней, ногтей), ног (босых, обутых, носков), зубов (одонтология), губ, перчаток, крови, слюны, запаха (одорология), а также следы других частей тела и одежды.
  • Следы орудий и инструментов.
  • Следы транспортных, боевых и специальных средств.
  • Следы животных.

По механизму следообразования следы подразделяются на:

  • Механические следы. К ним относятся следы удара, резания, сверления, нажима, качения, трения, скольжения, разреза, разруба и распила.
  • Химические следы (например запаховые).
  • Термические следы (следы оплавления, окопчения).

В зависимости от условии формообразования следы подразделяются на:

  1. Статические и динамические (след торможения в виде качения или скольжения (юза) колеса автомобиля).
  2. Локальные и периферийные следы.
  3. Объемные (вдавленный след ноги в песке).
  4. Поверхностные следы:
  • наслоения (видимые, маловидимые, невидимые);
  • отслоения.

По степени видимости материальные следы преступления (предметы преступного посягательства и любые иные материальные образования, несущие признаки воздействия преступного деяния) делятся на:

  • Видимые (объемный след орудия взлома на преграде, след шины колеса автомобиля, пятно крови и т.п.).
  • Маловидимые (следы рук на твердых и гладких поверхностях, следы-наложения волокон ткани).
  • Невидимые или латентные (следы рук на бумаге, тканях).

www.grandars.ru

9. Виды следов в трасологии

Следы трасологической группы классифицируются по различным основаниям. Классификация следов позволяет судить о механизме их образования, о способе совершения определенных действий, в результате которых возникли данные следы, об особенностях объектов, образовавших эти следы.

По источнику происхождения следы подразделяются на:

— следы транспортных средств;

— следы орудий, инструментов, производственных механизмов.

По механизму образования и в зависимости от силы воздействия и твердости объектов выделяются следы:

Объемные следы образуются в результате остаточной деформации материала следовоспринимающего объекта в случаях, когда сила воздействия и твердость следообразующего объекта способны создать такую деформацию. Специфическими особенностями данных следов является их зеркальность и трехмерное отображение в них следообразующего объекта. Поверхностные следы образуются в тех случаях, когда сила воздействия не способна вызвать остаточную деформацию материала следовоспринимающего объекта, а изменения его происходят только на поверхности.

По степени восприятия различают:

— видимые следы — обнаруживают без каких-либо специальных приемов, они хорошо различимы невооруженным глазом;

— слабовидимые следы — могут быть из-за маскирующего цвета фона или в силу малых размеров;

— невидимые следы — могут быть из-за неблагоприятного цвета фона или в силу чрезвычайно малых размеров.

В зависимости от особенностей механического воздействия объектов следообразования одного на другой или друг на друга следы подразделяются на:

Статические следы (оттиски) возникают в тех случаях, когда при соприкосновении следовоспринимающего и следообразующего объектов отсутствует скользящее движение одного из них по поверхности другого. Оттиск образуется в результате воздействия силы лишь в одном направлении. Динамические следы образуются в процессе скользящего движения одного или обоих взаимодействующих объектов. В результате взаимодействия нескольких сил в принципиально разных направлениях конфигурация следообразующего объекта воспроизводится на контактной поверхности в виде линейных борозд и валиков.

В зависимости от места расположения изменений на следовоспринимающем объекте следы подразделяются на:

Локальные следы возникают в результате изменений, происходящих в границах контактного соприкосновения следообразующего и следовоспринимающего объектов. Вокруг следа поверхность осталась неизменной. Периферические следы возникают за счет изменений за пределами зоны контактного взаимодействия следообразующего и следовоспринимающего объектов.

Применительно к следам человека, имеющим трасологическое значение, различают: следы рук, перчаток, следы ног, обуви, следы зубов, иных участков головы (лица), не имеющих папиллярных узоров (губ, носа, лба), следы одежды, следы крови.

Следы рук по сравнению с другими следами наиболее часто и успешно используют при раскрытии и расследовании преступлений. Это предопределяется функциональным значением рук и наличием на них потожирового вещества.

Ладонная поверхность рук (а также подошвы стоп) покрыта папиллярными линиями — линейными возвышениями незначительной высоты и ширины, разделяемыми небольшими бороздками. На коротких участках папиллярные линии прямолинейные, на значительном протяжении изгибаются, образуя сложные узоры. Папиллярные линии никогда не пересекаются, но могут сливаться, разъединяться, создавать узоры различных типов. Наряду с папиллярными линиями в следах отображаются и иные признаки рельефа кожи ладонной поверхности: флексорные (сгибательные) линии, складки морщин, поры, шрамы, ожоги и т. п.

Наибольшее значение в криминалистике придается рельефу, создаваемому папиллярными линиями, в особенности узорам, расположенным на подушечках ногтевых фаланг пальцев рук. Изучением строения папиллярных узоров занимается дактилоскопия.

Криминалистическое значение папиллярных узоров определяется их важнейшими свойствами: индивидуальностью, устойчивостью и восстанавливаемостью.

Существует три типа папиллярных узоров:

а) дуговые, где линии, образующие рисунок, идут от одного края подушечки пальца к другому.

Узоры этого типа наиболее просты по своему строению и встречаются относительно редко (около 5% от общего количества). Дуги могут быть простые и сложные. В сложных дуговых узорах потоки папиллярных линий в центре узора могут быть изогнуты, образуя шатер, или иметь вид неразвитого рисунка;

б) петлевые, где линии, образующие центральную часть рисунка, идут от одного бокового края пальца к центру, а затем поворачивают и возвращаются к этому же краю.

Концы линий, обращенные к краю пальца, называют ножками петли, а закругленную часть — головкой петли. Со стороны головки петли расположены расходящиеся потоки линий, огибающие петлю сверху и снизу. Место расхождения потоков называют дельтой.

Петли могут иметь как относительно простое строение, так и более сложное — половинчатые, замкнутые, изогнутые, параллельные и встречные петли.

Все петлевые узоры подразделяют на мизинцевые и большевые. Петлевые узоры являются наиболее распространенными, составляя около 65% от общего количества узоров;

в) завитковые. В завитковом узоре имеются две дельты — справа и слева от центральной части узора (редко три или четыре). Между дельтами располагается рисунок в виде концентрических окружностей, овалов, спиралей, клубковых петель.

Завитковые узоры подразделяются на простые и сложные. Завитковые узоры составляют около 30% от общего количества узоров.

Следы ног могут быть обнаружены на месте происшествия при расследовании различных преступлений. Осмотр и последующее экспертно изучение следов ног позволяет определить ряд важных обстоятельств используемых для розыска и изобличения преступника.

По следам ног можно судить о человеке, оставившем их (его рост отдельные признаки походки); о признаках обуви; об обстоятельства действия (направление и темп движения); использовать следы для идентификации человека или его обуви.

Различают следы босых ног, следы обуви, следы ног, одетых в чулки (носки). По следам босых или одетых ног отождествляют человека; по следам обутых ног — обувь.

Следы ног могут быть как объемные, так и поверхностные. Объемные следы легко усматриваются на месте происшествия. Поверхностные следы видны хорошо, если они оставлены испачканной или окрашенной подошвой

В следах босых ног отображаются: размер ступни, длина и ширина каждого пальца, общая форма ступни, общее строение папиллярных узоров, наличие флексорных (сгибательных) складок.

Общими признаками следа ноги, одетой в носок (чулок), являются: размер носка (чулка), тип и схема переплетения нитей, фабричные швы в области пятки, мыска.

Общими признаками подошвы являются: конструкция подошвы, размер подошвы и ее частей, форма подошвы и отдельных ее частей, общая характеристика поверхности подошвы и ее частей, количество рядов шпилек, гвоздей, винтов, наличие на подошве подковок, шипов противоскольжения, фабричных клейм и обозначений.

По следу ноги возможно приближенное определение роста человека и размера обуви, которую он носит. Антропометрическими исследованиями установлено, что размер стопы равняется 15,8% роста мужчин и 15,5% роста женщин.

Следы зубов могут быть оставлены преступником на продуктах питания и на иных предметах. Следы зубов могут быть обнаружены и на теле человека. По следам зубов устанавливают, при каких условиях они образовались, и идентифицируют человека.

По механизму образования различают следы надкуса и откуса. Наиболее пригодны для идентификации следы надкуса, так как они более информативны.

По следам надкуса можно судить о следующих признаках зубного аппарата: форме и размерах дуги зубного ряда, асимметрии правой и левой ветвей зубного ряда, наклоне зубов в ряду, расстоянии между зубами, количестве зубов, наличии и виде протезирования.

Экспертизу производят криминалист и врач-стоматолог или судебный медик.

Следы ногтей как объекты криминалистического изучения встречаются чаще всего на теле потерпевшего или преступника. При осмотре и изучении следов ногтей необходимо учитывать, что ногти не имеют достаточно выраженных частных признаков, которые могли бы отобразиться в следах.

Ногти человека классифицируются по форме, рельефу и контуру ногтевой пластинки, ее длине, ширине, величине свободного края, цвету и особенностям.

По наличию, месту расположения следов ногтей, их числу и степени выраженности можно судить о некоторых обстоятельствах происшедшего события: о факте самообороны, о способе причинения повреждений, факте удушения и др.

Следы ногтей фотографируют и описывают в протоколе. При наличии предположения, что у задержанного под ногтями могли сохраниться кусочки кожи (эпидермиса) с тела потерпевшего или иные посторонние вещества с места происшествия, содержимое из-под ногтей вычищают, затем ногти обстригают и все это направляют на судебно-биологическую экспертизу.

Следы одежды могут быть обнаружены на лакокрасочном покрытии транспортного средства (при наезде на пешехода), на рыхлой земле (месте борьбы преступника и жертвы) и на иных объектах места происшествия В следах одежды могут отобразиться тип и рисунок переплетения нитей, другие общие признаки ткани, швы одежды.

Следы одежды фотографируют методом масштабной съемки и описывают в протоколе. Следы одежды на лакокрасочном покрытии откопировывают на дактилоскопическую пленку, с объемных следов изготавливают гипсовые слепки.

Вместе с фотоснимками и копиями следов на экспертизу направляют одежду проверяемого лица.

Следы крови представляют собой следы-вещества. Трасологическое изучение формы следов крови, обнаруженных на месте происшествия или на одежде, позволяет установить механизм их образования. Зная, при каких условиях возникли следы крови, можно с учетом прочих данных получить представление об отдельных моментах преступного события

Различают следы крови:

— следы от капель;

В своей совокупности следы крови позволяют восстановить картину значительной части преступного события: где, в каком месте потерпевшему были нанесены повреждения и какие это могли быть повреждения; имела ли место борьба или самооборона; могут ли быть следы крови на одежде и теле преступника; куда передвигался потерпевший или переносили труп; в какой позе находилось тело потерпевшего в момент ранения, а также другие обстоятельства.

Следы крови фотографируют последовательно на всех тех объектах, где они обнаружены. Если следы крови засохшие, то их можно перерисовать, поместив на них прозрачную бумагу и обведя их контуры,

Трасологическое экспертное исследование формы следов крови может осуществляться как на месте происшествия, так и в лабораторных условиях, по фотоснимкам следов.

Механоскопия — это раздел криминалистической трасологии, изучающий следы, оставленные орудиями преступления, а также следы механизмов, инструментов и различных приспособлений, применяемых для изготовления орудий преступления.

В криминалистике к механизмам отнесены устройства, действия (работа устройств) и следы которых не связаны непосредственно с силой мускулов рук человека, а зависят от конструкции и особенностей функционирования деталей устройства и интеллекта личности.

Механологические следы лишь посредственно связаны с физической Характеристикой человека и указывают в основном на наличие у лица определенных знаний, умений и навыков.

Установление непосредственной причинно-следственной связи с конкретным лицом осуществляется не идентификационными экспертными исследованиями, а путем проведения следственных действий.

При диагностике орудий, инструментов и механизмов по их следам используются признаки формы, размера, взаиморасположения следов, а в процессе идентификационных исследований — месторасположение частных признаков, составляющих макро- и микростроение поверхности, их конфигурацию и размеры.

В механоскопии орудия, инструменты и механизмы подразделяются на группы:

— режущие — нож, ножницы и т. п.;

— рубящие и долбежные — топор, зубило, лом и т. п.;

— пилящие — напильник, пила и т. п.;

— свеверлильные — сверла, буравы.

По способу воздействия все орудия и инструменты можно подразделить на:

— механические — нож, ножницы, стеклорезы, топор, долото, лом, пила, сверла, буравы и т. п.;

— термические — газо- и электроаппараты для резки металлов и их сварки.

В зависимости от характера воздействия орудия, инструмента или механизма на объект возникающие при этом следы делятся на три вида:

а) следы давления (отжима) — образуются от удара (нажима) орудия взлома на поверхность взламываемой преграды;

б) следы скольжения (трения) — образуются, когда орудия взлома действуют под углом к поверхности преграды;

в) следы резания, распила и сверления — возникают при просверливании, распиливании или сверлении какой-либо преграды.

Классификация следов, образованных орудиями, инструментами или механизмами, полностью соответствует общетрасологической.

Следы могут быть:

Транспортная трасология — раздел криминалистики, изучающий следы, оставленные различными транспортными средствами и их частями.

Изучение следов транспорта позволяет решать как идентификационные, так и диагностические задачи трасологии.

Следы автотранспортных средств становятся объектами криминалистического исследования, когда транспорт использовался как предмет посягательства, средство совершения преступления или как средство передвижения в связи с совершенным преступлением.

Следы, оставленные транспортными средствами, с точки зрения криминалистики, могут быть разделены на четыре группы:

а) следы отображения ходовой части колесного, гусеничного и гужевого транспорта, саней, образовавшиеся при движении или стоянке;

б) следы отображения, оставленные выступающими частями транспортного средства;

в) следы отображения различных объектов материальной обстановки места происшествия, образовавшиеся на самом транспортном средстве;

г) отделившиеся от транспортного средства отдельные части, детали, мелкие частицы, вещества, оставшиеся на месте происшествия.

Следы ходовой части оставляет безрельсовый транспорт.

По состоянию колес в момент следообразования различают следы качения и скольжения. Первые возникают в результате поступательно-вращательного движения колеса, торможения и пробуксовки, вторые — при полной блокировке колес в процессе торможения.

В зависимости от свойств воспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть поверхностные и объемные.

Поверхностные следы делятся на следы наслоения и отслоения. Следы наслоения бывают позитивные и негативные.

Объемные следы являются результатом остаточной деформации грунта и способны передать не только объемную копию беговой части протектора, но и данные о его боковых частях.

По следам ходовой части определяют направление и режим движения; вид, модель транспортного средства.

Вид и модель транспортного средства можно определить по ширине колеи и базе автомобиля.

Ширина колеи — это расстояние между центральными линиями следа левых и правых задних колес, или между просветами задних спаренных колес.

База автомобиля — это расстояние между осями передних и задних колес.

Все выявленные признаки следов ходовой части отражают в протоколе осмотра места происшествия.

Изъятые на месте происшествия слепки и фотоснимки следов ходовой части направляют на экспертное исследование.

На разрешение трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

— шиной какой модели оставлен след;

— тип (марка, модель) транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия;

— в каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы;

— не образован ли след данной шиной;

— какими колесами (передними, задними, правыми, левыми) оставлены следы на одежде потерпевшего.

Отделившиеся детали и части, обнаруживаемые на месте происшествия, используются для розыска транспортного средства, его идентификации, а также для определения конкретного участка, где произошло происшествие.

Остающиеся при этом на месте происшествия объекты могут быть сгруппированы следующим образом:

а) осколки фарного стекла, органического стекла и иных стеклянных составных частей транспортного средства;

б) кусочки лакокрасочного покрытия;

в) обломки частей транспортного средства;

г) составные части или крепежные детали отдельных узлов.

Исследование фарных и иных осколков позволяет установить тип, модель, марку изделия и в зависимости от этого — модель транспортного средства.

Частицы лакокрасочного покрытия, отделившиеся от транспортного средства, позволяют установить его окраску и включить эти данные в розыскные сведения, а после обнаружения транспортного средства провести трасологическую и материаловедческую экспертизы

Следы выступающих частей транспортного средства являются следами контактного взаимодействия (следами-отображениями).

Они образуются при столкновении двух и более транспортных средств; при ударе частями транспортного средства по телу (одежде) пострадавшего, при переезде через тело человека; при контакте транспортного средства с объектами окружающей обстановки.

Изучение следов контактного взаимодействия проводится для установления транспортного средства, скрывшегося с места происшествия, а также для восстановления события дорожно-транспортного или иного происшествия

Следы выступающих частей транспортных средств делятся на следы статические и динамические.

Локализация следов зависит от вида столкновения.

При анализе следов столкновения транспортных средств исходят из того, что столкновения могут быть:

— встречные — при движении транспортных средств во встречном направлении;

— попутные — при движении транспортных средств в одном направлении;

— угловые — при движении транспортных средств под углом друг к другу.

netprava.ru

Виды следов преступления в криминалистике

Студенты 👨‍🎓 и не только! Экономия на покупках в 2018 году 🛒 Узнать как ➡

Любое событие преступления всегда оставляет вовне самые разнообразные следы-последствия материального и нематериального характера (идеальные).

В данной отрасли криминалистической техники изучаются только материальные следы (за исключением биологических следов человека и животных). Идеальные следы изучаются в криминалистической тактике.

Материальные следы в криминалистике понимают в двух смыслах: в широком и узком их значении. В широком смысле под материальным следом понимают любые материальные изменения в объектах природы и материальной (вещной) обстановке, возникающие в связи с совершенным преступлением. В узком смысле понимаются лишь следы, в которых отобразились признаки внешнего строения оставившего их объекта.

Материальные следы весьма разнообразны, ибо могут являться результатом самых разнообразных явлений и действий. В частности следствием: 1) механического воздействия одного объекта на другой без их разрушения; 2) разрушения, отделения и разделения предметов на части в ходе преступления; 3) исчезновения предметов, веществ с места прежнего их нахождения, появления новых предметов, веществ на месте события; 4) физико-биологических процессов, происходящих в ходе преступления. Разновидностью таких следов являются запаховые, тепловые и звуковые следы.

Это отчасти и результаты изменений химического и биологического состава объектов и веществ.

С точки зрения материальной сущности все материальные следы можно классифицировать также на несколько групп:- следы-отображения;- следы-предметы;- следы-вещества;- следы-запахи;- тепловые следы;- звуковые следы.

В данном большом разделе криминалистической техники изучаются не только отдельные материальные следы, но и закономерности механизма их образования. На этой основе разрабатываются приемы и методы обнаружения, фиксации, изъятия, исследования следов с целью идентификации оставивших их объектов, установления их групповой принадлежности, также условий, обстоятельств, механизма и факта взаимодействия объектов следообразования и их связи с расследуемым событием.

Подразделами этой части криминалистической техники являются: криминалистическая трасология; криминалистическое исследование материалов, веществ и изделий (КИМВИ); криминалистическое исследование запаховых следов (криминалистическая одорология); криминалистическое исследование звуковых следов (криминалистическая фоноскопия).

criminalistics-ed.ru

Виды следов преступления в криминалистике

2.9. Классификация материальных следов

Материальные следы в узком смысле принято делить на следы-отображения, следы-предметы и следы-вещества.

Следы-отображения – это следы, образовавшиеся в результате отображения внешнего строения одного объекта на другом объекте при подготовке, совершении или сокрытии преступления.

Следы-предметы – это материально оформленные объекты, возникновение, перемещение или изменение состояния которых связано с подготовкой, совершением или сокрытием преступления.

Следы-вещества – это небольшие количества жидких, пастообразных или порошкообразных веществ, чье размещение, форма и размеры отображают механизмы следообразования, связанные с подготовкой, совершением и сокрытием преступлений.

Наибольшее значение в трасологии имеют следы-отображения. Предмет, который оставляет след, – это следообразующий объект , предмет, на котором остается след, – это следовоспринимающий объект .

Следообразующий и следовоспринимающий объекты, вступая в следовой контакт, находятся в различных механических состояниях: движутся в том или ином направлении и с некоторой скоростью, находятся в определенном положении и взаиморасположении, будучи в состоянии относительного покоя. Этот процесс, характеризующийся многими параметрами, называется механизмом следообразования , а его результатом является след-отображение.

Следы-отображения могут быть классифицированы по различным основаниям:

классификация следов по следообразующему объекту состоит из нескольких классификационных уровней. Первый, общий уровень: следы человека, орудий и инструментов, транспортных средств, животных. Такие следообразующие объекты оставляют следы своими определенными частями. Например, человек может оставить следы рук, ног, зубов, губ, одежды. Это второй уровень классификации следов по следообразующему объекту. В свою очередь, следами рук могут быть следы пальцев и ладоней, а следами ног – следы обуви, ног в носках (чулках) и босых ног. Это третий классификационный уровень;

классификация следов-отображений по характеру (степени) изменения следовоспринимающего объекта. По этому основанию все следы делятся на две большие группы: объемные и поверхностные.

Объемные следы образуются в результате изменения следовоспринимающего объекта и имеют три параметра: ширину, длину и глубину. Объемные следы в свою очередь подразделяются на такие группы:

• следы деформации, образующиеся при значительном изменении устойчивой и пластичной поверхности (след обуви в глинистом грунте);

• следы формования, образующиеся при уплотнении слоя аморфного, сыпучего следовоспринимающего вещества, рассыпанного на более твердой поверхности (след обуви в горке цемента, на полу комнаты);

• следы разрушения следовоспринимающего объекта в результате отделения его частей (следы пиления, сверления, тесания и пр.);

• следы частичного переноса следовоспринимающего объекта, характерные для действия полозьев саней, лыж, ножа бульдозера и пр.

Поверхностные следы имеют только два параметра, они двумерны. Такие следы, в принципе, могут иметь и определенную глубину, но она в настоящее время или практически не измеряема, или же не имеет существенного значения для решения трасологических вопросов. Поверхностные следы в трасологии принято делить на три группы:

• следы наслоения, образующиеся при отделении части поверхности следообразующего объекта (или вещества, его покрывающего) и наслаивания его на следовоспринимающий объект (потожировой след папиллярного узора на стекле);

• следы отслоения, образующиеся в тех случаях, когда часть следовоспринимающего объекта (или вещества, его покрывающего) отслаивается и переходит на следовоспринимающий объект либо уничтожается (след скольжения монтировки по поверхности сейфа, покрытого масляной краской);

• следы термического или фотохимического изменения следовоспринимающего объекта, образующиеся при обгорании или обугливании поверхности объекта (при пожаре, выгорании на солнце бумаги, обоев, тканей).

Классификация следов по связи механического состояния объектов с возникающими следами предполагает их деление на две группы – динамические и статические следы.

Динамические следы образуются в тех случаях, когда следообразующий объект движется параллельно следовоспринимающей поверхности (следы скольжения, разруба, пиления, сверления).

Статические следы возникают, когда движущийся объект оказывается в состоянии покоя, после чего остается неподвижным или изменяет направление движения (различные вмятины, следы ног при ходьбе и беге, следы качения цилиндрических предметов).

Классификацию по отношению зоны изменения следовоспринимающей поверхности к следообразующему объекту составляют локальные и периферические следы.

Локальные следы образуются непосредственно под контактной поверхностью следообразующего объекта (следы рук на стекле, следы ног в грунте и большинство других следов-отображений).

Периферические следы возникают за счет изменения следовоспринимающей поверхности за пределами площади контакта с ним следообразующего объекта (следы обугливания пола вокруг канистры, выгорания на солнце обоев вокруг фотокарточки, смачивания дождем асфальта вокруг стоящей машины и пр.).

К следам, изучаемым в трасологии, возможно применить и деление на макро– и микроследы, хотя основание для такой классификации несколько условно – она практически проводится только по размерам следов. Следы, которые не требуют применения более чем четырех– или семикратного увеличения (т.е. обычной лупы), могут быть отнесены к макроследам. Следы же, которые требуют большего увеличения, а также применения специальных способов для работы с ними относятся к микроследам.

www.e-reading.mobi

5.1. Понятие и виды следов

Трасология — раздел криминалистики, в котором изучаются следы преступления, закономерности их возникновения, разрабатываются рекомендации относительно выявления следов, их фиксации, изъятия, исследования.

В криминалистической науке все следы традиционно подразделяют на две группы.

Идеальные следы — запечатление криминалистически важной информации в сознании человека, мысленные образы, восприятие, хранящееся в памяти.

Материальные следы — изменения, образующиеся в объектах материального мира под механическим, химическим и другим воздействием в ходе совершения преступления.

Следы в широком смысле — это любое изменение материальной обстановки, возникшее в процессе подготовки, совершения, сокрытия преступления. В узком смысле следы содержат отображение объекта, их оставившего.

Механизм следообразования — процесс образования материальных следов. Объект, который оставляет след, называется следообразующим объектом, на котором след остается — следовоспринимающим объектом. Часть поверхности, с которой они соприкасались при следообразовании, называют контактной.

Материальные следы принято делить на:

1) следы-отображения — следы, образовавшиеся в результате контакта двух объектов, особенности строения одного объекта отображаются на другом (например, отпечатки пальцев на поверхности какого-либо предмета);

2) следы-предметы — объекты — предметы или фрагменты (обломки) предметов — возникновение, перемещение или изменение которых связано с подготовкой, совершением, сокрытием преступления;

3) следы-вещества — частицы различных веществ (жидкость, порошок), появление на объекте которых связано с подготовкой, совершением, сокрытием преступления.

В трасологии в основном изучаются следы-отображения. Существуют несколько

В зависимости от объектов, оставляющих те или иные следы, следы-отображения делят на:

следы орудий и инструментов;

следы транспортных средств и т.д.

В зависимости от механического состояния объектов следы делят на:

статические следы — возникают в случае, когда следообразующий объект воздействует на следовоспринимающий в перпендикулярном направлении (нажим, следы подошв);

динамические следы — возникают в случаях, когда следообразующий объект движется параллельно или под углом (кроме прямого) к следовоспринимающему (следы трения, разруба).

В зависимости от характера следообразования следы делят на:

объемные следы, которые имеют три параметра: длину, ширину и глубину (трехмерные); различают объемные следы:

поверхностные следы двухмерны:

1) следы наслоения образуются при отделении части следообразующего объекта (или вещества, его покрывающего) и наслаивания его на следовоспринимающий объект (отпечаток пальца на твердой поверхности);

2) следы отслоения образуются при частичном переходе следовопринимающего объекта на следооставляющий (следы краски с свежеокрашенной поверхности на руке).

В зависимости от размещения на следовоспринимающей поверхности следы делятся на:

локальные следы, которые образуются непосредственно на контактной поверхности (следы подошв);

периферические следы образуются на следовоспринимающем объекте за пределом контактной поверхности (следы обугливания вокруг горячего предмета).

В зависимости от зрительного восприятия следы бывают:

Фиксация следов включает в себя обязательное описание в протоколе осмотра, фотографирование, составление схемы, изготовление слепков, оттисков предметов, изъятие предметов со следами.

lawbooks.news

Смотрите еще:

  • Детская инвалидность пенсия Что будет с пенсиями детей-инвалидов в 2018 году? Дети-инвалиды в силу своей ограниченной дееспособности являются одной из самых уязвимых и чувствительных социальных прослоек человеческого сообщества. Поэтому такие дети особенно нуждаются не только в заботе и понимании со стороны мам и пап или опекающих […]
  • Соглашение о проживании ребенка с матерью Соглашение об определении места жительства детей Нотариальное соглашение об определении месте жительства детей – документ, в котором фиксируется фактический адрес проживания ребенка, а также права и обязанности сторон (бывших супругов).Семейный кодекс РФ предполагает, что место жительства детей после […]
  • Федеральный закон 280 фз Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" Федеральный закон от 29 июля 2017 […]
  • Налоги и налогообложение термины Налоговый словарь - Н Налог - это обязательный платёж, взимаемый с физического или юридического лица, для финансирования деятельности государства. Налог на прибыль - это налог, взимаемый с прибыли организаций. Прибыль определяется путём вычета из доходов всех расходов организации. Налог на прибыль платится […]
  • Виды штрафов на дороге Видеофиксация нарушений ПДД - как работают камеры фото и видео фиксации нарушений правил дорожного движения Комплексы (системы) автоматической видеофиксации нарушений ПДД: Радары для фиксации нарушения: Более детально с каждым из них можно ознакомиться по ссылке. - информация с камер попадает в Центр […]
  • Кто имеет право не устанавливать тахограф Нужен ли тахограф частнику Тахограф — контрольное устройство для контроля передвижения транспортного средства на пути следования. Устанавливается для регистрации скорости, режима отдыха и охраны труда водителей. Установка прибора обязательна на все автобусы, в которых более 20ти посадочных мест, грузовые […]