Последние изменения в вопросе предоставления пенсионного обеспечения бывшим сотрудникам МВД

Начало нового года всегда таит в себе ожидание каких либо изменений.

Многие граждане нашей страны, которые получают военные пенсии, интересуются последними новостями.

Будет ли индексация? Что вообще говорят о данном виде пенсионного обеспечения на правительственном уровне?

Особенности начисления пенсионных выплат для сотрудников государственных силовых органов

В процессе начисления пенсионного обеспечения для силовых органов, включая правоохранителей, следует не забывать о некоторых нюансах.

К лицам, которые имеют полное право на получение военной пенсии, могут относиться сотрудники таких ведомств, как:

  • ФСБ;
  • УВД;
  • органов прокуратуры;
  • таможенной службы;
  • ФСИН, а также сотрудники федеральных служб в совокупности со всеми своими подразделениями.

Итак, пенсионное обеспечение этим сотрудникам может назначаться только в нескольких случаях.

Первым из них является наличие профильного стажа работы не менее 20 лет. При наличии такого количества отработанных лет можно выйти на заслуженный отдых не обращая внимания на свой возраст (он не берется во внимание). В том случае, если в процессе прохождения службы человек какой-либо период находился на территории со сложным климатическим условием (к примеру, был на Крайнем Севере), то в процессе оформления пенсии будут предоставлены и соответствующие льготы.

Помимо этого, необходимо помнить о том, что выход на пенсию может быть произведен и в варианте со смешанным статусом. В общих условиях, которые необходимо соблюдать для возникновения подобного статуса существует такое: наличие минимального общего стажа в 25 лет, при этом 13 из них должны быть отнесены к службе в правоохранительных органах.

В случае, когда лица претендует на оформление пенсионного обеспечения по смешанному статусу, осуществляется так называемое комбинирование нескольких видов стажа: гражданского и военного. Исходя из этого, сумма пенсионных выплат рассчитывается, отталкиваясь от этого сочетания.

Если говорить о текущем положении дел, то отныне пенсионное обеспечение будет рассчитываться таким способом: основную базовую сумму определяет должностной оклад и различные виды получаемых надбавок, а также должность и обязанности.

Индексация выплат

Вопрос о размере пенсионного обеспечения волнует не только тех граждан, которые получают уже эту выплату, но и тех, кто вскоре выйдет на заслуженный отдых. Многие задаются вопросом о том, будет ли в 2018 году проведена индексация пенсионных выплат для бывших сотрудников МВД?

Отталкиваясь от последних новостей в этом вопросе, можно говорить о положительных прогнозах. Стоит сразу отметить, что уменьшения суммы выплат и сокращения льгот не планируется.

Если говорить об отмене индексации, дополнительных надбавок и прочей финансовой помощи для этих категорий пенсионеров, то вопросы поднимались по причине тяжелой экономической ситуации и в связи с различными трудностями по наполнению бюджета страны.

Однако, на последней встрече с гражданами пенсионного возраста, Дмитрий Медведев дал понять, что все экономические неурядицы не должны влиять на уровень жизни пенсионеров. По этой причине Правительство РФ должно прикладывать максимальные усилия для поддержки достойного уровня жизни своих пенсионеров.

Напомним, что в прошлом году индексация проводилась, однако не в таком объеме как планировалось изначально – только на 4%.

Что касается индексации в 2018 году, то со слов чиновника индексации быть, однако, на сколько процентов, зависит непосредственно от уровня инфляции в стране. По этой причине остается только ждать и надеяться, что повышение будет существенное.

Единовременная выплата в начале 2018 года

Изначально, в законодательстве по вопросу начисления единовременной выплаты не было речи о пенсионерах, которые относятся к военной категории. В частности, Федеральный закон №4468 предусматривал возможность получения единоразовой компенсации в размере 5000 рублей только пенсионерам, которые проходили по линии Пенсионного Фонда.

Однако еще в ноябре 2016 года Совет Безопасности РФ провел внеочередное совещание, на котором было рассмотрено распоряжение Президента РФ об обязательном внесении некоторых поправок в данный законопроект.

После принятия данных изменений, можно с уверенностью теперь говорить о том, что в 2018 году военным пенсионерам, включая сотрудников МВД, будет выплачена денежная компенсация в сумме 5000 рублей.

Если говорить о самом порядке выплаты единовременной компенсации, то он заключается в следующем:

  • характер выплаты средств является беззаявительным. Простыми словами для получения помощи пенсионер не должен предпринимать каких-либо действий, писать заявление на получение денежных средств не требуется;
  • выплаты будут производиться по специально разработанному графику. В том случае, если график совпадает с выплатой пенсии, выдача будет происходить совместная, если нет – компенсация производится путем зачисления отдельным счетом.

По большому счету неважно, как будет произведена выплата, главное – ей быть.

Понижающий коэффициент

Закон, который предусматривал понижающий коэффициент в 54% для тех категорий граждан, которые являются обладателями военных пенсий, был принят еще в феврале 1993 года.

В свою очередь, 2012 год ознаменовался увеличением денежного довольствия, которое принимается за основу в расчете военного обеспечения. Однако вскоре стало известно, осуществить планы по отношению военных пенсий невозможно, поскольку бюджет просто не выдержал бы такой финансовой нагрузки. По этой причине был принят Федеральный закон №4468.

Данный нормативный акт подразумевает под собой ежегодное увеличение пенсий в размере до 2%. Это стало возможным за счет внедрения понижающего коэффициента, который в конечном итоге должен был стать 100% к 2035 году.

Последние законодательные инновации

Сотрудникам МВД, планирующим выйти на заслуженный отдых, а также действующим пенсионерам, необходимо знать, что для них подготовили законодатели в 2018 году:

  1. В 2018 году пенсии сотрудникам МВД будут рассчитываться в ежемесячно начисляемых баллах, которые впоследствии переводятся в денежный эквивалент. Их размер напрямую зависит от величины заработной платы.
  2. Презентом РФ были даны распоряжения относительно индексации пенсий бывших сотрудников силовых ведомств на 4,00%.
  3. В планах Правительства присутствует повышение пенсионных выплат в 2018 году в два этапа.
  4. Минимальный стаж для выхода на заслуженный отдых составляет 20 лет, но этот показатель будет постепенно увеличиваться, и в 2024 году достигнет 30 лет.
  5. С 01.01.2018 года будет повышаться понижающий коэффициент до 71,00%. Но, в планах Правительства РФ поднять его до 100%.
  6. Бывшие сотрудники силовых ведомств могут рассчитывать на получение доплат к пенсионным выплатам. Например, если у гражданина есть инвалидность или он перенес тяжелое заболевание за период несения службы, то при исчислении доплаты будет задействован коэффициент 75%. В том случае, если бывший сотрудник МВД, выполняя профессиональные обязанности получил ранение, которое повлекло за собой утрату способности к дальнейшей трудовой деятельности, то величина коэффициента увеличится до 85%.

О понижающем коэффициенте для пенсионного обеспечения военнослужащих рассказано в следующем видеосюжете:

posobie-help.ru

Пенсии сотрудников правоохранительных органов

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Пенсионное обеспечение работников правоохранительных органов :

Пенсионное обеспечение работников правоохранительных органов : Правовые вопросы : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Формирование в Российской Федерации социального института государственной службы вызвало пристальное внимание к вопросам социальной защиты государственных служащих.

Одним из основных принципов государственной службы является принцип социально-правовой защищенности служащих (Д.Н.Бахрах, Ю.Н. Старилов). К мерам социальной защиты государственного служащего в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1995 г . «Об основах государственной службы Российской Федерации»[1] относится пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей.

Право на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы одновременно выступает элементом правового положения государственного служащего (гл. Ш Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации») и, соответственно, распространяется на государственных служащих всех государственных органов, включая правоохранительные. Упомянутое положение основывается на преамбуле Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», указывающей, что данный закон устанавливает основы правового положения государственных служащих, а особенности государственной службы в отдельных государственных органах устанавливаются федеральными законами на основании указанного закона.

Пенсионное обеспечение гражданских государственных служащих в настоящее время находится в стадии становления,

тогда как пенсионное обеспечение служащих, проходящих службу в «милитаризованных» государственных органах власти (Д.Н.Бахрах), имеет длительную историю, правовую преемственность, что обусловливает ее определенную консервативность. В литературе в последнее время вопросы социальной защиты как гражданских государственных служащих (В.Ш. Шайхатдинов, Е.И. Горбатов), так и военнослужащих (Ю.И. Мигачёв, СВ. Тихомиров) стали объектом детального изучения, тогда как вопросы социальной защиты работников правоохранительных органов оставались не исследованными.

В последние годы система органов, осуществляющих правоохранительную функцию государства, была значительно изменена: появилась новая правоохранительная структура — налоговая полиция, таможенным органам придан статус правоохранительных органов, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы выделились из состава МВД России, произошло обособление и реформирование службы судебных приставов и пр. Безусловно, данные изменения отразились и на статусе работников указанных органов, включая и право на определенные меры социальной защиты. Пенсионное обеспечение является одной из важных гарантий для работников правоохранительных органов, и именно в данной сфере, как в зеркале, отражаются проблемы правового регулирования статуса указанных работников, прохождения службы и пр., что и предопределило выбор темы исследования.

Вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и работников правоохранительных структур постоянно рассматриваются судами общей юрисдикции, в том числе Верховным Судом Российской Федерации. Специальных же исследований, посвященных именно вопросам пенсионного обеспечения работников правоохранительных министерств и ведомств, нет. В монографическом плане упомянутая тема не исследовалась.

Цель настоящего исследования состоит в комплексном научном анализе теоретических и практических вопросов правового регулирования пенсионного обеспечения работников правоохранительных органов и обосновании подходов к решению наиболее существенных проблем в данной сфере. В соответствии с поставленной целью выделены и конкретные задачи исследования:

— определение места пенсионного обеспечения работников правоохранительных органов в системе пенсионного обеспечения, сложившейся в Российской Федерации;

— определение места правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере пенсионного обеспечения работников правоохранительных органов, в системе российского права;

— раскрытие особенностей источников права, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения работников правоохранительных министерств и ведомств;

— анализ действия принципов права социального обеспечения в подсистеме пенсионного обеспечения указанных работников;

— исследование правовых вопросов пенсионного обеспечения за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца;

— обоснование необходимости внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты, регулирующие порядок, условия, нормы пенсионного обеспечения работников правоохранительных органов.

Научная новизна исследования состоит в том, что предпринята попытка системного рассмотрения теоретических основ пенсионного обеспечения работников правоохранительных органов, нормативных правовых актов, регулирующих пенсионное обеспечение работников правоохранительных структур, судебной практики, а также нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы прохождения службы указанными работниками.

На защиту выносятся следующие положения:

— пенсионное обеспечение работников правоохранительных органов является составной частью системы пенсионного обеспечения, сложившейся в Российской Федерации, выступая структурным элементом государственного пенсионного обеспечения. Обоснована его необходимость, указано на отсутствие признаков привилегированности, на соответствие его международным стандартам;

— правовые нормы, регулирующие отношения между правоохранительными органами и уволенными работниками, а также членами их семей по поводу предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, принадлежат к отрасли права социального обеспечения;

— обоснована необходимость совпадения субъектов пенсион-

ного обеспечения, подпадающих под действие Закона РФ от 12 февраля 1993 г . «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»[2], — и субъектов, подпадающих под действие нормативных правовых актов, регулирующих вопросы прохождения службы в правоохранительных органах;

— указано на наличие необоснованных ограничений права на пенсионное обеспечение работников правоохранительных органов и членов их семей;

— сформулированы предложения по совершенствованию законодательства о пенсионном обеспечении сотрудников правоохранительных органов и членов их семей;

— обоснована необходимость установления единого подхода в предоставлении мер социальной защиты, включая пенсионное обеспечение, путем единообразного подсчета выслуги лет в правоохранительных органах и других государственных органах, предлагается принятие единого нормативного правового акта, регулирующего прохождение службы в правоохранительных органах;

— сформулировано предложение о создании единого органа, осуществляющего пенсионное обеспечение работников правоохранительных министерств и ведомств и членов их семей и др.

Теоретической основой диссертации явились труды отечественных ученых по общей теории права (С.С. Алексеева, В.М.Корельского, М.Н. Марченко, В.Д. Перевалова и др.), научные исследования в области конституционного и административного права (работы Д.Н. Бахраха, К.С. Вельского, И.В. Выдрина, А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина, И.В. Кулешова, В.М. Манохина, А.В. Москалева, В.П. Новоселова, А.Ф. Ноздрачева, П.И. Савицкого, М.С. Саликова, Ю.А. Тихомирова и др.), труды представителей науки трудового права и права социального обеспечения (B.C. Андреева, Е.И. Астрахана, Л.Ю. Бугрова, К.С. Батыгина, Ю.В. Васильевой, СЮ. Головиной, К.Н. Гусова, М. Л. Захарова,

Р.И. Ивановой, Р.З. Лившица, СП. Маврина, Е.Е. Мачульской, М.В. Молодцова, Ю.П. Орловского, В.И. Попова, О В. Смирнова, В.Н. Скобелкина, Э.Г. Тучковой, М.Ю. Федоровой, Е.Б. Хохлова, В. Ш. Шайхатдинова и др.).

Методологической основой работы являются общенаучные методы системного анализа и обобщения нормативных, научных и практических материалов: исторический подход; частно-научные методы: сравнительного правоведения, логический, технико-юридический и другие.

Информационной базой для диссертационного исследования послужили Конституция Российской Федерации, акты ООН, конвенции и рекомендации Международной Организации Труда, международные договоры и соглашения, федеральные конституционные и федеральные законы, законы Российской Федерации, нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, постановления и определения Конституционного Суда России, практика судов общей юрисдикции, научная и учебная литература, статистические данные, опыт ряда зарубежных стран.

Теоретическое и практическое значение исследования. Научные результаты, выводы и предложения, полученные в результате диссертационного исследования, могут быть использованы в научной работе, в правотворческой и правоприменительной деятельности. Положения диссертации могут быть использованы также в учебном процессе.

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры социального права Уральской академии государственной службы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на научных и научно-практических конференциях в Тюмени (апрель 2001 г .) и Екатеринбурге (ноябрь 1999 г ., апрель, ноябрь 2001 г .). Теоретические и практические выводы, полученные в результате исследования, опубликованы в пяти научных статьях.

Положения диссертации используются автором в учебной работе в Уральской академии государственной службы.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения и библиографического списка.

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, определены его цель и задачи, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, приведены сведения об апробации полученных результатов.

Первая глава «Теоретические основы пенсионного обеспечения работников правоохранительных органов» состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Место пенсионного обеспечения работников правоохранительных органов в российской пенсионной системе» дается определение понятия «правоохранительный орган», определяется субъект пенсионного обеспечения через такое понятие, как «сотрудник правоохранительного органа», устанавливаются взаимосвязи между системой пенсионного обеспечения, сложившейся в Российской Федерации, подсистемой пенсионного обеспечения работников правоохранительных органов и подсистемой пенсионного обеспечения гражданских государственных служащих.

Наиболее тесны связи в двух компонентах — денежных фондах и видах обеспечения. Удельный вес участия федерального бюджета в финансировании выплаты пенсий сотрудникам правоохранительных органов является максимальным, он уменьшается при выплате пенсий гражданским государственным служащим (за счет средств бюджета выплачивается базовая часть трудовой пенсии и пенсия за выслугу лет) и является минимальным при выплате трудовых пенсий (за счет бюджета финансируется базовая часть трудовой пенсии). Работники правоохранительных органов в рамках своей подсистемы обеспечения имеют право на пенсию за выслугу лет, по инвалидности, а члены их семей — на пенсию по случаю потери кормильца. Гражданские государственные служащие в рамках своей подсистемы получают пенсию за выслугу лет, пенсию же по инвалидности, а члены их семей -пенсию по случаю потери кормильца, — уже в рамках подсистемы трудовых пенсий, выплачиваемых обычным гражданам. В последней учитываются трудовая пенсия по старости, в том числе ранее достижения пенсионного возраста, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца. В та-

ком компоненте, как управление, связи упомянутых подсистем слабее, т.к. пенсионное обеспечение работников правоохранительных структур и членов их семей осуществляют сами правоохранительные министерства и ведомства, а пенсионное обеспечение гражданских государственных служащих и обычных граждан — территориальные органы Пенсионного фонда РФ. В компоненте нормативных правовых актов более тесны связи подсистемы пенсионного обеспечения гражданских государственных служащих и подсистемы обеспечения обычных граждан, т.к. при пенсионном обеспечении и тех и других необходимо руководствоваться Федеральным законом от 17 декабря 2001 г . «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[3]. Пенсионное обеспечение работников правоохранительных органов регулируется Законом РФ от 12 февраля 1993 г ., а гражданских государственных служащих- Федеральным законом от 15 декабря 2001 г . «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[4]. Работники правоохранительных структур как обычные граждане могут получать пенсию и по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В работе обобщены научные взгляды на понятие «правоохранительный орган» (Ю.И.Скуратов, В.М.Семёнов, К.Ф.Гуценко, В.П.Божьев). Автор в целом соглашается с мнением, высказанным рядом ученых, что правоохранительными являются органы, осуществляющие уголовное преследование, т.к. это положение вытекает, в первую очередь, из нормативных правовых актов, в которых используется данный термин. Исходя из этой узкой трактовки, автор относит к правоохранительным органам Прокуратуру РФ, МВД России, ФСБ России, федеральные органы налоговой полиции РФ, таможенные органы РФ, Министерство юстиции РФ. За исключением Прокуратуры России, указанные органы являются федеральными органами исполнительными власти.

Специфика их деятельности предопределила выделение законодателем службы, осуществляемой гражданами в вышепере-

численных правоохранительных органах, как особого вида государственной службы граждан России (Д.Н. Б&храх, КС. Вельский, А.Ф. Ноздрачев, В.М. Манохин, А.В. Москалёв). Это, безусловно, призвано повысить статус сотрудника как государственного служащего, выполняющего специфические обязанности работника правоохранительного органа, часто связанные с повышенной ответственностью и сопряженные с риском для жизни и здоровья как самого сотрудника, так и его близких, с ограничением прав и свобод такого сотрудника.

Со спецификой деятельности этих органов связана и повышенная государственная, в том числе и социальная, защита как сотрудников этих органов, так и членов их семей, отличная от государственной защиты обычных государственных служащих. С учетом сказанного, в работе обобщены взгляды ученых на понятие социальной защиты государственных служащих (М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова, А.Ф. Ноздрачев, В.Ш. Шайхатдинов и др.). Автор исходит из устоявшегося в науке права социального обеспечения представления, что пенсионное обеспечение является одной из главных составных частей социального обеспечения и, безусловно, отражает характерные черты этой более высокой системы, которая представляет собой систему взаимодействующих денежных фондов, органов и учреждений, субъектов обеспечения, видов обеспечения и нормативных правовых актов.

В настоящее время в России в сфере пенсионного обеспечения реально существует дифференциация, основаниями которой являются объективные производственные факторы, природно-климатические условия (К.Н. Гусов, Л.Ю. Бугров, Ю.В. Васильева).

Сотрудники правоохранительных органов относятся к категории лиц с особыми условиями труда (В.Н. Скобелкин), характеризуемыми важностью решаемых задач по обеспечению правопорядка, повышенными нервно-психологическими нагрузками, а также повышенной опасностью для жизни и здоровья, наличием установленных законодательством ограничений. При этом своеобразие статуса указанных лиц проявляется и в определении субъекта пенсионного обеспечения. Законодательством, регулирующим особенности прохождения службы в правоохранительных органах, правовой статус работника (государственного служащего) определяется исходя из термина «сотрудник». Само это

понятие предполагает более заинтересованное участие работника в общем деле[5], что налагает повышенную ответственность за совместные действия и достижение определенного результата, которые не требуются от обычного наемного работника. Законодателем выделяются два признака «сотрудника»: 1) лицо должно занимать должность в соответствующем правоохранительном органе, 2) ему должно быть присвоено специальное звание, классный чин. В органах и учреждениях прокуратуры работники именуются «прокурорскими работниками».

Пенсионное обеспечение работников правоохранительных органов представляет собой вполне сформировавшуюся и устоявшуюся подсистему, которая является блоком системы пенсионного обеспечения, сложившейся в Российской Федерации, строится на одинаковых с ней принципах и выделяется в связи с наличием специфики денежного фонда, из которого осуществляется пенсионное обеспечение данной категории граждан (федеральный бюджет), органов, осуществляющих обеспечение (это сами правоохранительные органы в лице своих пенсионных служб) и специфики главного элемента данной системы — субъекта обеспечения, которым выступает сотрудник правоохранительного министерства или ведомства. Указанная специфика, соответственно, находит отражение и в видах пенсионного обеспечения, и в нормативных правовых актах.

Касаясь вопроса об отраслевой принадлежности правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере пенсионного обеспечения работников правоохранительных органов, автор диссертации утверждает, что нормативные правовые акты о пенсионном обеспечении работников правоохранительных органов составляют комплексное образование, т.к. возникающие в данной сфере общественные связи входят в предмет регулирования различных отраслей российского права. Предмет правового регулирования составляет группу (вид) общественных отношений, выделяемых на основе определенных признаков, которые зависят от деятельности, поведения и от самих участников обще-

ственных отношений (MB. Молодцов, В.И. Попов). Отношения, складывающиеся между правоохранительными органами и уволенными сотрудниками и членами их семей по поводу предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, входят в предмет права социального обеспечения. В предмет административного права входят отношения, которые складываются между правоохранительными органами в сфере управления пенсионным обеспечением сотрудников (Д.Н. Бахрах, А.П. Алёхин, Ю.М. Козлов). Отношения по формированию денежных фондов, из которых производится предоставление обеспечения, являются предметом финансового права.

Во втором параграфе «Особенности источников права, регулирующих пенсионное обеспечение работников правоохранительных органов» обозначены специфические черты источников права, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения работников правоохранительных органов, к которым автор отнес

1. Законодательство о пенсионном обеспечении работников правоохранительных органов в целом соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, причем как по формальным признакам (внешнее непротиворечие международным нормам), так и фактически, т.е. законодательно закрепленный уровень обеспечения гарантирует прожиточный минимум.

2. Отсутствие единого всеобъемлющего нормативного правового акта, охватывающего все вопросы пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов. Необходимо признать, что первоначально таким актом служил Закон РФ от 12 февраля 1993 г . «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Но с последующим расширением круга субъектов обеспечения, появлением нормативных правовых актов, устанавливающих особенности исчисления выслуги лет и пр., указанный закон перестал играть такую роль, что, безусловно, нетерпимо с точки зрения правового регулирования, т.к. однотипные отношения нередко регулируются по-разному.

3. Пенсионное обеспечение работников правоохранительных органов регулируется исключительно федеральными норматив-

ными правовыми актами с доминирующей ролью федеральных законов.

4. Источникам права, регулирующим отношения в сфере пенсионного обеспечения работников правоохранительных органов, присуща стабильность, и в первую очередь это относится к принципиальным положениям законодательства о пенсионном обеспечении. Таким образом, можно говорить о том, что Закон РФ от 12 февраля 1993 г . содержит жизнеспособный механизм пенсионного обеспечения, индексации пенсий и пр. Впрочем, это не означает, что отсутствует необходимость внесения в него изменений и дополнений.

При рассмотрении источников права, регулирующих вопросы пенсионирования работников правоохранительных органов, автор исходил из их деления по юридической силе и органам, их принявшим. По этому основанию в диссертационном исследовании последовательно рассмотрены: а) международные правовые акты Организации Объединенных Наций и ее органов, прежде всего Международной Организации Труда, б) международные договоры и соглашения России, в) Конституция РФ, г) федеральные законы, д) указы Президента РФ, е) постановления Правительства РФ, ж) нормативные правовые акты отраслевых федеральных органов исполнительной власти; з) акты судебных органов.

В исследовании, в частности, отмечается, что в литературе однозначно не решен вопрос о том, можно ли считать общепризнанные принципы и нормы о правах человека источником права, который обладал бы приоритетом по отношению к противоречащим им внутригосударственным правовым актам. Можно согласиться с точкой зрения, которая подчеркивает их абстрактный характер. Статья 17 Конституции Российской Федерации, провозгласившая признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина в России согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, не определяет иерархического положения соответствующих принципов и норм в российской правовой системе, в отличие от международных договоров, в которых принимает участие Россия (Б.Н. Топорнин, И.В. Выдрин, АН. Кокотов, МИ. Кукушкин, М.С. Саликов).

Касаясь вопросов пенсионного обеспечения работников правоохранительных органов, необходимо отметить, что междуна-

родные акты не выделяют данную категорию граждан с точки зрения социального обеспечения. Но при этом, учитывая специфику их статуса как государственных служащих, МОТ в своей Рекомендации «Об обеспечении дохода и о медицинском обслуживании лиц, демобилизованных из вооруженных сил и подобных служб и из военных отраслей хозяйства» № 68 ( 1944 г .)[6] призывает учитывать периоды военной службы и подобных служб как периоды, за которые уплачены взносы, при определении наличия минимального страхового стажа для назначения пенсии в случае инвалидности, старости, или смерти. Также период службы должен учитываться в целях увеличения размера пенсии. Все расходы, вызванные уплатой взносов по пенсионному страхованию лиц, несущих службу в вооруженных силах или подобных службах, должно нести государство, хотя допускается, в случае получения лицом, проходящим военную или подобную службу, денежного содержания, равного заработной плате, преобладающей в промышленности, удержание части взносов по пенсионному страхованию из денежного содержания самого служащего.

Подробному анализу в диссертационном исследовании подвергнуты подзаконные нормативные правовые акты, отмечено, что законодательство, регулирующее вопросы пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных ведомств, содержит излишние отсылки к нормативным правовым актам Правительства РФ. Вопросы исчисления выслуги лет, порядок учета сумм, входящих в денежное довольствие (содержание) для исчисления пенсии, порядок пересмотра пенсии при повышении стоимости жизни и оплаты труда должны регулироваться законом, а не подзаконным нормативным правовым актом, т.к. данные вопросы непосредственно определяют уровень пенсионного обеспечения и, соответственно, включение одного периода в выслугу и невключение другого, порядок учета тех или иных надбавок, выплачиваемых к окладу, порядок индексации размера пенсий, а, следовательно, непосредственно затрагивают право человека на пенсионное обеспечение, на его уровень и на возможность последующей индексации.

Отмечена роль актов судебных органов, особенно Конституционного Суда РФ, который, впрочем, не является органом первичного правотворчества и — как следствие — созидает новые нормы лишь как средство раскрытия действительного содержания федеральных законов, а не как способ их дополнения и развития (И.В. Выдрин, А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин, М.С. Садиков). Значение судебной практики для формирования понятийного аппарата состоит в том, что с ее помощью восполняются пробелы дефинитивной части нормативных актов, конкретизируются многие требующие содержательного анализа термины — как специальные юридические, так и общеупотребимые, но имеющие узкоправовой смысл (С. Ю. Головина).

В третьем параграфе «Правовые принципы пенсионного обеспечения работников правоохранительных органов» рассмотрен вопрос о принципах, на которых осуществляется указанное пенсионное обеспечение. Автором данный вопрос был исследован исходя из принципов социального обеспечения через раскрытие содержания правовых принципов пенсионного обеспечения применительно к работникам указанных органов.

В частности, отмечено, что нормы Закона РФ от 12 февраля 1993 г . содержат положения, ставящие в неравное положение сотрудников правоохранительных органов, тем самым нарушается принцип равноправия граждан. Так, возникла парадоксальная ситуация при зачете в выслугу лет для назначения пенсии периода службы в таможенных органах. В случае, если сотрудник таможни в прошлом проходил службу в органах внутренних дел, указанный период, как и сам период службы в таможенных органах, включается в выслугу лет при назначении пенсии в таможенных органах при оставлении службы в данных органах. Если же сотрудник органа внутренних дел в прошлом проходил службу в таможенном орган, то период службы в таможенных органах не засчитывается в выслугу лет при назначении пенсии в органах МВД России[7].

Подробно раскрыто действие принципа свободы приобретения гражданами своих прав и распоряжения ими в части возмож-

ности выбора различных вариантов обеспечения. Показано, что современное российское законодательство предоставляет наиболее широкий выбор различных вариантов обеспечения именно сотрудникам правоохранительных органов: по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или Закона РФ от 12 февраля 1993 г . Кроме того, пенсионное обеспечение может дополняться иными видами обеспечения, носящими характер социальной поддержки различных категорий граждан.

Глава вторая диссертации «Проблемы правового регулирования пенсионного обеспечения работников правоохранительных органов». Параграф первый этой главы — «Пенсионное обеспечение за выслугу лет».

В диссертационном исследовании отмечается историческая преемственность пенсионного обеспечения за выслугу лет, имевшего место в Российской империи, советской России, и сложившегося в Российской Федерации.

Указано на прямую связь между пенсионным обеспечением за выслугу лет и службой как родом общественно-полезной деятельности людей (В.М. Манохин, Д.Н. Бахрах).

На основании статистических данных по органам внутренних дел убедительно доказывается компенсационная роль пенсионного обеспечения за выслугу лет. Так, из-за постоянного психоэмоционального напряжения периоды временной нетрудоспособности у сотрудника органов внутренних дел в 2,5 раза больше, чем у представителей других профессий. Причем среди сотрудников со стажем службы до года этот показатель равняется 4 %, со стажем до трех лет — 10, до пяти лет — 16 %, а с десятилетним стажем — 23 %, т. е. наибольший риск профессиональной деформации наступает после пяти лет службы. У трети сотрудников, переживших острую реакцию в экстремальных условиях, острые психические нарушения переходят в хроническую форму.[8] Как следствие, обосновывается необходимость особой социальной защиты сотрудников правоохранительных органов.

В исследовании также обосновывается необходимость исключения из Закона РФ от 12 февраля 1993 г . положения о лишении права на пенсионное обеспечение по данному закону лиц, которые в установленном порядке лишены воинских или специальных званий (ч. 3 ст. 2), т.к. лишение воинских или специальных званий в соответствии с действующим законодательством возможно в судебном порядке и исключительно в качестве дополнительного наказания за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления (статьи 45, 48 УК РФ). При этом суд применяет данный вид наказания по своему усмотрению с учетом личности виновного. Это фактически означает, что лишение права на пенсионное обеспечение по нормам Закона РФ от 12 февраля 1993 г . ставится в зависимость от субъективного усмотрения суда — и не каждый сотрудник (пенсионер в том числе), совершивший тяжкое или особо тяжкое преступление, может быть этого права лишен. Главным же представляется следующее: совершение преступления никоим образом не умаляет того факта, что сотрудник отдал часть своей жизни службе государству, нередко подвергая собственную жизнь и здоровье опасности. К тому же в основании пенсионного обеспечения лежит утрата трудоспособности или другие обстоятельства, сказывающиеся на доходе человека или его семьи, а не наличие или отсутствие специального или воинского звания. Необходимо также учесть, что пенсионное законодательство не содержит больше оснований лишения права на тот или иной вид пенсионного обеспечения, в том числе при назначении такого вида уголовного наказания, как лишение права заниматься определенной деятельностью (например, врачебной или педагогической).

Правовая же позиция Конституционного Суда РФ сводится к тому, что так называемая «трудовая» пенсия гражданином заработана, заслужена предшествующим трудом, службой, выполнением определенных, значимых для общества, обязанностей и ее лишение недопустимо, т.к. является ограничением права человека на социальное обеспечение, не соответствующим требованиям ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, допускающей установление ограничения прав человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных

интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. К тому же лишение сотрудника правоохранительного органа или членов его семьи права на получение пенсии приобретает характер дополнительного наказания, что также не соответствует ст. 55 Конституции РФ.

Обосновывается необходимость приравнивания судебных приставов в пенсионном обеспечении к сотрудникам правоохранительных органов, т.к. они по сути осуществляют правоохранительную деятельность, специфика которой сказывается и при прохождении ими службы.

В исследовании указано на прямую связь между возможностью реализации права на пенсию за выслугу лет и предельным возрастом пребывания на службе, который выступает одним из важных элементов политики государства в отношении кадров государственных органов. Исходным здесь представляется следующее положение: государством должна быть обеспечена реальная возможность получения пенсии за выслугу лет, в том числе в максимальном размере. Реальность такой возможности обусловливается закреплением ее в нормативных правовых актах юридическими средствами. На сегодняшний день пенсия за выслугу лет в максимальном размере с учетом того, что выслуга не исчислена в льготном порядке, может быть назначена при наличии выслуги лет не менее 32 лет и, соответственно, в возрасте не менее 50 лет (п. «а» ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 12 февраля 1993 г .). Таким образом, установление возрастного ограничения нахождения на службе на уровне 45 лет по некоторым специальным званиям сотрудников правоохранительных органов не дает возможности приобрести выслугу лет, дающую право на максимальную пенсию, что ставит в неравное положение сотрудников, проходивших службу в различных правоохранительных органах и не позволяет достичь цели, которой служат меры социальной защиты.

В диссертации отмечается ряд недостатков, связанных с исчислением выслуги лет. Предлагается, в частности, расширить перечень периодов работы, которые засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии, за счет периодов работы (службы) в различных контрольных, надзорных, фискальных органах, предусмотренных Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирую-

щих органов»[9], а также периода работы в ведомственной охране федеральных органов исполнительной власти.

Параграф второй «Пенсионное обеспечение по инвалидности» рассматривает правовые вопросы пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов по инвалидности. Проанализировано понятие «инвалидность», используемое в российском законодательстве, через понятия, применяемые в международной практике, где термин «инвалидность» и термин «нетрудоспособность» могут использоваться наравне, хотя при этом в них закладывается разный смысл. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г . (Резолюция 48/96)2, указывают, что термин «инвалидность» включает в себя значительное число различных функциональных ограничений, которые встречаются среди населения во всех странах мира. Люди могут стать инвалидами вследствие физических, умственных или сенсорных дефектов, состояния здоровья или психических заболеваний. Такие дефекты, состояния или заболевания по своему характеру могут быть постоянными или временными (п. 17), т.е. данный термин отражает медицинскую составляющую понятия «инвалидность» по российскому законодательству. Термин «нетрудоспособность» означает утрату или ограничение возможностей участия в жизни общества наравне с другими. Он предполагает также отношения между инвалидом и его окружением. Этот термин применяется с целью подчеркнуть недостатки окружения и многих аспектов деятельности общества, в частности в области информации, связи и образования, которые ограничивают возможности инвалидов участвовать в жизни общества наравне с другими (п. 18), т.е. отражает экономическую и социальную составляющие инвалидности.

Следует отметить, что Закон РФ от 12 февраля 1993 г . содержит терминологию, которая применима только к военнослу-

жащим («военная травма», «обязанности военной службы», «заболевание, полученное в период военной службы» и т. д.), в отношении же сотрудников правоохранительных органов ее следует признать неточной, т.к. служба в правоохранительных органах, хотя и близка к военной, но таковой не является. Удачно данный вопрос был решен в Законе РФ от 20 ноября 1990 г . «О государственных пенсиях в Российской Федерации»[10], которым устанавливалось, что инвалидность, наступившая вследствие увечья, ранения, контузии, полученных при исполнении служебных обязанностей в органах внутренних дел, приравнивается к инвалидности вследствие военной травмы, а инвалидность, наступившая вследствие иных причин, имевших место в период прохождения службы в указанных органах — к инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы, т.е. речь должна вестись о приравнивании, а не об отождествлении. Вполне логичным в данной связи было бы обозначить такую причину инвалидности, как «военная травма», более универсальной формулировкой, например, «служебная травма», т.е. увечье, полученное при исполнении служебных обязанностей, в том числе при исполнении обязанностей военной службы, а «инвалидность вследствие заболевания, полученного в период военной службы» -«инвалидность вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы».

В параграфе третьем главы второй «Пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца» раскрывается природа и социальное назначение пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца.

В диссертации даны предложения по урегулированию вопроса о выплате денежного довольствия (содержания) семье пропавшего без вести сотрудника правоохранительного органа применительно к порядку, действующему для военнослужащих. Помимо этого, в Законе РФ от 12 февраля 1993 г . должно быть указано, что семьи безвестно отсутствующих граждан, указанных в ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г ., приравниваются к семьям умерших, при признании безвестного отсутствия в установлен-

ном законом порядке. Также должны быть приведены к единообразию вопросы выплаты пособий, назначаемых в связи с пропажей без вести сотрудника.

В исследовании дан правовой анализ нетрудоспособности членов семьи кормильца с учетом положений, содержащихся в законодательстве об образовании. Нетрудоспособным должен признаваться член семьи кормильца, проходящий обучение в очных образовательных учреждениях, до окончания обучения, но не долее, чем до достижения им 24-летнего возраста — предельный возраст для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения (18 лет) и минимальный срок (не менее чем 6 лет) освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования для получения квалификации (степени) «магистр».

Требует четкого решения вопрос о выплате пенсии по случаю потери кормильца тем гражданам, которые получают различные пособия (по безработице, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет).

В параграфе четвертом главы второй «Порядок назначения и выплаты пенсий» отмечается, что специфика пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов отражается и на организации работы по назначению и выплате пенсий. Закон РФ от 12 февраля 1993 года устанавливает, что пенсионное обеспечение сотрудников правоохранительных органов осуществляется тем органом, который является последним местом службы. Соответственно, это влияет на то, какое денежное довольствие (содержание) будет взято для расчета размера пенсии. На практике встречаются случаи, когда сотрудник проходил службу в нескольких правоохранительных органах, иногда даже имея выслугу лет, достаточную для назначения пенсии в каждом из них. При этом в зависимости от занимаемой должности он получал соответствующее ей денежное довольствие (содержание). Размер его может отличаться как в большую, так и в меньшую сторону, и в случае, если по последней занимаемой должности размер довольствия (содержания) меньше, чем по ранее занимаемой, то и размер пенсии будет ниже, что, разумеется, вызывает нарекания у тех, кто выходит на пенсию, т.к. смена службы мо-

жег быть вызвана различными обстоятельствами. Представляется необходимым пенсию исчислять из самого высокого размера денежного довольствия (содержания), получаемого сотрудником в течение определенной продолжительности времени (2-5 лет). Несмотря на то, что пенсия должна компенсировать реально утраченный доход, а именно — то денежное довольствие (содержание), которое получал в последнее время сотрудник, т.е. по последней занимаемой им должности, следует учитывать специфику прохождения службы в правоохранительных органах, когда сотрудник может переходить с одной должности на другую или переводиться в другой правоохранительный орган с возможным уменьшением размера довольствия (содержания) в интересах службы или при наличии других уважительных причин. Государство должно обеспечить реальную социальную защиту тех, кто служит на благо общества и государства, и этому способствовало бы исчисление пенсии из самого высокого размера денежного довольствия (содержания), получаемого сотрудником. Безусловно, это потребует дополнительных организационных мероприятий, т.к. необходимо будет запрашивать во всех правоохранительных органах сведения о полученных сотрудником суммах и пр.

С принятием федеральных законов «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» стало возможным формирование службы, осуществляющей именно государственное пенсионное обеспечение, т.к. указанную функцию должен осуществлять государственный орган.

В диссертации даны предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы назначения и выплаты пенсий, а также приведения его в соответствие с нормами гражданского и исполнительного законодательства.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования, излагаются выводы, сделанные в результате проведенной работы, предложения по совершенствованию действующего законодательства.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

1. Некоторые проблемы пенсионного обеспечения работников правоохранительных органов // Аппарат в системе власти: кадры, функции, принципы: Тезисы выступлений на научной студенческой конференции в Уральской академии государственной службы. Екатеринбург: УрАГС, 1999. — 0,2 п.л.

2. О понятии правоохранительного органа в законодательстве и науке // Государство, право, экономика: исторические, социальные и юридические аспекты: Межвузовский сборник научных трудов. Екатеринбург: Уральский институт коммерции и права, 2000. — 0,3 п.л.

3. Проблемы правового регулирования социальной защиты государственных служащих // Чиновник. 2001. № 1 (11). -0,4 п.л.

4. Проблемы социальной защиты сотрудников правоохранительных органов и членов их семей // Эволюция административного устройства и управления в России: историческая ретроспектива и современность: Материалы Международной научно-практической конференции «Реформирование государственной службы в России: проблемы и пути их решения». Екатеринбург: УрАГС, 2001. -0,5 п.л.

5. Вопросы соотношения пенсионного законодательства и законодательства о прохождении службы сотрудников правоохранительных органов // Актуальные вопросы развития законодательства о государственной службе, труде и социальном обеспечении: Сб. ст. / Сост. В.Ш. Шайхатдинов. Екатеринбург: УрАГС, 2002. -0,8п.л.

[1] Собрание законодательства РФ. 1995. № 31. Ст. 2990 (с изм. и доп.).

[2] Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 9. Ст. 328 (с изм. и доп.). Далее по тексту — Закон РФ от 12 февраля 1993 г .

[3] Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4920.

[4] Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.

[5] См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / PAH. -M.: АЗЪ, 1994. С. 741.

[6] Конвенции и рекомендации МОТ. Женева, 1990. T.I. С. 613.

[7] См.: Таможенный стаж вне зачета // Рос. газ. 2000. 28 июля. С. 10.

[8] См.: Строка в кодекс психолога XXI века //Милиция. 2000. № 12. С. 34

[9] Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1455 (с изм. и доп.). Резолюция 48/96: Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г . — М.: Надежда, 1994.

[10] Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 27. Ст. 351 (с изм. и доп.).

Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст книги, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

law.edu.ru

Смотрите еще:

  • Когда оплачивается госпошлина в суде Кто оплачивает госпошлину в суде? Кто именно оплачивает госпошлину в суде? Процесс оплаты государственной пошлины четко нормируется государством. По правилам, данную пошлину оплачивает тот, кто в суд обращается. Обращение в суд может быть принято только в том случае, если оно дополнено квитанцией об оплате […]
  • Наследство в разделе имущества Наследство / Раздел наследства Среди вопросов, связанных с наследованием, пожалуй, наиболее актуальным является раздел наследства между лицами, на него претендующими. Как известно, гражданин может получить наследство по закону или по завещанию. Если наследодатель не составит завещания, то его имущество […]
  • Образец приказа о назначении главного врача Приказ о назначении главного бухгалтера (Образец) Для того чтобы на должность нового главного бухгалтера нанять человека, руководителю предприятия необходимо оформить приказ (или распоряжение) о назначении главного бухгалтера. Для такого приказа не предусмотрена типовая форма, поэтому его разрабатывают […]
  • Нотариус южный округ москвы Нотариусы округа Москвы Южный округ (ЮАО) Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Абдулина Назия Абдульхаковна Телефон: (495) 954-64-06 Адрес: Серпуховский вал ул., д. 22, корп.1, пом. 3 […]
  • Увольнение инспекторов гибдд Названа причина увольнения 10 000 сотрудников ГИБДД Поделиться С 1 января 2018 года штат органов внутренних дел был сокращен на 10 000 сотрудников - причем все увольнения прошли в системе ГИБДД. До настоящего момента конкретных причин такого радикального решения не раскрывалось - теперь ведомство дало […]
  • Приказ о направлении на учёбу образец Оформляем приказ на обучение сотрудника Когда нужно обучить сотрудника Каждый работодатель заинтересован в квалифицированных кадрах. Но иногда в ходе рабочего процесса возникают ситуации, когда уровень знаний работника может оказаться недостаточным, и тогда встает вопрос о приобретении новых знаний, […]