Говорящие имена и фамилии в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Отличительными чертами великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского являются глубина, проникновенность, нравственная сила, недаром именно от него пошло философское течение «почвенничество». Социально-философский роман «Преступление и наказание» – популярный и известный не только в России, но и в мире шедевр Достоевского.

Роман представляет собой яркое и правдивое отражение жизни российского общества середины девятнадцатого века – нищета, алкоголизм, девушки бедных семейств, вынужденные жить по жёлтому билету (Соня Мармеладова), беспредел ростовщиков (старуха-процентщица Алёна Ивановна). Роман открывает читателю все уголки и закоулки тогдашней жизни, порой жестокие и мрачные. Следуя за Родионом Романовичем Раскольниковым, мы видим десятки человеческих судеб, все стороны российской действительности, разных людей – «тварей дрожащих» и «власть имеющих».

Имена и фамилии главных героев романа являются «говорящими» – с первого прочтения у читателя легко складывается определённое мнение о личности, характере этих персонажей.

Главным героем социально-философского романа «Преступление и наказание» Фёдора Михайловича Достоевского является Родион Раскольников, бывший студент, живущий в глубокой нищете. Родион умён, добр. Он наблюдает за окружающим его обществом, видит страдания людей, размышляет об общественном устройстве. Будучи окружённым бедностью и людским горем, Раскольников создаёт бесчеловечную теорию.

Говорящая фамилия Раскольников произошла от слова «раскол», раскольниками называют тех, кто отделился, отвергнул основное течение. Родион подобно раскольникам отринул нравственные законы, изобрёл свою собственную нравственную теорию, которая противоречила жизни. Он был отколот от всех групп и слоёв, от всех течений и законов. Его последующее раскаяние, понимание всей тяжести преступления раскололо его душу, привнесло противоречие разума и души, теории и жизни.

Крах теории для Родиона означал крах всего, все жизненных установок. Он теперь отделён от общества, отныне он – раскольник. Если бы не Соня Мармаледова, Раскольников не смог бы жить дальше. Соня – дочь Мармеладова, чистая девушка, робкая, о чем говорит её фамилия, но верующая, духовно богатая, даже долгое время работая по желтому билету (занимаясь проституцией), она не потеряла чистоты души. Соня показала Родиону свою «правду» – добро, веру в людей и Бога, искренность. Имя Софья выбрано Достоевским не случайно. Святая София – мать святых Веры, Надежды, Любви – мучениц, воспитанных своей матушкой в духе христианских ценностей и претерпевших страшные страдания от римских властей. Так и Соня Мармеладова «воспитала» Раскольникова, показала ему праведную жизнь по христианским заветам, ценность и благостность веры в Бога. Она, как и стародавние мученицы, борцы за веру, не помутнела душой, даже занимаясь неблагочестивым занятием, ради выживания.

Андрей Семёнович Лебезятников – молодой человек, полный идей и теорий. Умом он не отличается, поэтому все его социальные и философские размышления робки и зачастую глупы. При этом Андрей Семёнович хочет показать себя умным человеком и преклоняется перед новыми, необычными социальными теориями, такими например как построение коммун. Здесь просматривается аналогия фамилии Лебезятникова со словом «лебезить» – заискивать.

Дмитрий Прокофьевич Разумихин – друг Раскольникова, так же как и он, бывший студент. Без труда можно заметить аналогию его фамилии со словом «разум». Разумихин искренне заботиться о своём друге Родионе, даёт ему мудрые советы. Дмитрий Прокофьевич личность сильная, рациональная.

Заметов Александр Григорьевич – письмоводитель, сотрудник полицейской конторы. Можно проследить аналогию его фамилии со словами «заметка», «замечать». Он был человеком проницательным и подозревал Раскольникова в убийстве, пытался его дразнить, но при этом не открывал всех карт.

school-essay.ru

Фамилии персонажей преступление и наказание

1.Раскольников Родион Романович

Раскольников. Фамилия образована от прозвища раскольник. Раскольник это тот, кто отделился от основной части, у него отклоняющееся от принятых норм поведение. Возможно, его потомок отделился от церкви.

Имя Родион означает, что его носитель крепкий и сильный, несколько самоуверенный, спокойный и рассудительный. Взрослые Романы обычно скрытные и не пускают в свой внутренний мир даже близких людей.

Отчество Романович означает, что мужчина, который носит это отчество, импульсивен, сложен в общении.

2.Раскольникова Пульхерия Александровна Романовна

Пульхерия переводится с греческого как красивая. Это терпеливая, неконфликтная, организованная, честная женщина.

Женщина, носящая это отчество, трудолюбивая, добрая, гордая и упрямая.

3.Раскольникова Авдотоя Романовна

Значение имени. Авдотья — «благоволение». Женщина с таким именем самостоятельная и самодостаточная, уверенная в себе личность, целеустремленна, добиться своего ей помогает трудолюбие.

Значение отчества. Женщина с отчеством Романовна гордая, никогда не сожалеет о содеянном, уступчивая.

4.Мармеладов Семен Захарович

В этой фамилии чувствуется ирония автора над героем, возможно, этой фамилией он подчеркивает его далеко не сладкую жизнь.

Мужское имя Семён “слышащий Бога”. Семён обладает такими качествами как доброта, энергичность и самолюбие. Он мягкий, упрямый, обидчивый.

Нестабильный в привычках, не хочет обеспечивать себя сам, тяжело даются перемены в жизни.

5.Мармеладова Софья Семеновна

Мармеладова, то есть сладкая, давая героине такую фамилию, автор, может быть, в переносном значении так называл ее жизнь.

Женское имя Софья ( мудрость). Характер Софьи отличается серьёзностью и в то же время импульсивностью. Женщина, названная этим именем, будет подвижной, деятельной, стремящейся многого достичь и успеть.

Женщина с таким отчеством может постоять за себя, умеет найти выход из конфликтных ситуаций, находчивая, сентиментальная.

6. Мармеладова Катерина Ивановна

Катерина (чистая, непорочная) , она импульсивна, горда, самолюбива, запасливая и жадноватая, надежная.

Женщины с отчеством Ивановна импульсивные, расчетливы. В общении просты, искренние, готовы прийти на помощь.

7. Разумихин Дмитрий Прокофьевич

Разумихин — рассудительный, толковый, понятливый, мудрый человек. Стремиться вразумить что-то другим, передать свой опыт.

Имя Дмитрий. Характер Дмитрия отличается практичностью, коммуникабельностью и предприимчивостью. Как правило, это открытый, склонный к риску человек, очень одарённый.

Человек ставит перед собой завышенные цели или несколько целей одновременно, надежный человек, стабильный.

8. Заметов Александр Григорьевич

Заметов склонен замечать всякие мелочи, находчивый, внимательный человек.
Александр (греч. «Мужественный защитник»). Он старается добиваться всего сам, также обладает мужественностью, напористостью, властью.

Мужчины с отчеством Григорьевич спокойные, покладистые, но хитрые.

9. Свидригайлов Аркадий Иванович

Аркадий — образцовый мужчина, пропитанный жизненной энергией и любовью к людям, вызывающий симпатию и уважение, смелые, инициативные, ответственные.

Иванович – спокойный, уравновешенный и вдумчивый.

10. Марфа Петровна

Женское имя Марфа означает “госпожа”, “хозяйка”, характер Марфы изобилует сильными чертами, такими как настойчивость, решительность, прямолинейность, упрямство.

Петровна — Раздражительна и прямолинейна, принципиальна и расчетлива. В общении проста, обладает развитым чувством юмора. Добра, идет навстречу чужим желаниям.

11. Лужин Петр Петрович

Раньше лужей называли и водоемы, поэтому эту фамилию мог получить человек, живущий рядом с водоемом.

Характер Петра не отличается какими-то яркими особенностями: это простой, независимый, немного нервный человек.

Петровичи – противоречивы, им не откажешь в хитрости, упрямстве, эгоизме.

12. Алена Ивановна

Алёна издавна ассоциируется с чем-то солнечным, красивым и добрым.

Женщины с отчеством Ивановна импульсивные, расчетливы. В общении просты, искренние, готовы прийти на помощь.

13. Порфирий Петрович

Мужское имя Порфирий произошло от греческого слова “порфир”, которое означает “багряный”.

Характер у Порфирия простой и уравновешенный. Обычно это очень сильный духом, спокойный, человек.

Характер Петра не отличается какими-то яркими особенностями: это простой, независимый, амбициозный, немного нервный человек.

Елизавета амбициозная женщина, вся жизнь которой подчинена её эмоциям. Обычно она умеет их сдерживать, иногда действует импульсивно, непродуманно, напролом.

Зосимов – живой, энергичный, жизнерадостный

testsoch.ru

Мир Достоевского

Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев

Меню сайта

Список героев романа «Преступление и наказание»: краткое описание персонажей (таблица)

Роман «Преступление и наказание» Достоевского подарил мировой литературе множество ярких образов.

В числу самых известных героев «Преступления и наказания» входит бедный студент Раскольников, девушка «непристойной профессии» Соня Мармеладова, пьяница-чиновник Мармеладов, подлец Лужин и др.

Список героев романа «Преступление и наказание»: краткое описание персонажей (таблица)

Родион Романович Раскольников — бывший студент юридического факультета. Красивый, умный, образованный, гордый, но бедный молодой человек 23-х лет. Он приехал в Петербург учиться 3 года назад из провинции. Несколько месяцев назад он бросил учебу из-за бедности. Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы с целью проверить свою теорию об обыкновенных и великих людях.

Алена Ивановна, 60-летняя старуха-процентщица, вдова коллежского секретаря. Злая, жадная, бессердечная женщина. У себя дома она держит что-то вроде «ломбарда». Люди закладывают у нее свои вещи взамен на деньги. Старуха платит мало и берет высокие проценты, пользуясь нуждой клиентов. Раскольников также является клиентом старухи.

Семен Захарович Мармеладов, 50-летний бывший чиновник, пьяница. Добрый, благородный мужчина. Он начал пить несколько лет назад, когда впервые потерял работу. Из-за его пьянства семья Мармеладовых впала в нищету.

Софья Семеновна Мармеладова, или Соня, дочь чиновника Мармеладова. Девушка около 18 лет. Кроткая, робкая, самоотверженнная девушка. Из-за нищеты она вынуждена заниматься «непристойной работой», чтобы прокормить детей своей мачехи Катерины Ивановны. Соня становится другом Раскольникова и его возлюбленной.

Пульхерия Александровна Раскольникова, мать Раскольникова, красивая, умная и добрая женщина 43 лет. Живет в бедности вместе с дочерью Дуней. Изо всех сил помогает сыну Родиону Раскольникову. Она осталась вдовой много лет назад, безумно любит сына и дочь. Спустя 3 года разлуки с сыном приезжает в Петербург, чтобы выдать замуж дочь Дуню за Лужина и избавиться от нищеты.

Катерина Ивановна Мармеладова — жена чиновника Мармеладова и мачеха Сони Мармеладовой. Женщина около 30 лет, умная, образованная, из хорошей семьи. Судя по всему, дворянка по происхождению. У нее есть трое детей от первого брака. Она вышла замуж за Мармеладова около 4 лет назад не по любви, а из-за бедности. Она тяжело страдает от пьянства мужа и вечной нищеты. Последнее время она болеет чахоткой.

Петр Петрович Лужин — мужчина в возрасте около 45 лет. Носит чин надворного советника. Лужин — деловой человек с деньгами. Он собирается открыть в Петербурге свою адвокатскую контору. Лужин хочет жениться на бедной Дуне Раскольниковой, чтобы чувствовать себя ее властелином и спасителем. Лужин – жадный, расчетливый, подлый и мелочный человек. В конце концов свадьба Лужина и Дуни отменяется.

Дмитрий Прокофьевич Разумихин (настоящая фамилия Вразумихин) — м олодой человек, студент, друг Раскольникова, добрый, открытый и благородный человек, деловой, трудолюбивый мужчина. Разумихин влюбляется в Дуню Раскольникову и становится ее мужем.

Аркадий Иванович Свидригайлов — развращенный деньгами и бездельем помещик в возрасте около 50 лет. Бывший шулер. Вдовец, был женат на помещице Марфе Петровне. Свидригайлов влюблен в Дуню, но та не отвечает ему взаимностью. Свидригайлов — сумасброд, самодур, намерения которого не всегда благородны и чисты. В последние дни жизни совершает «нетипичные», благородные поступки, а затем совершает самоубийство.

Марфа Петровна Свидригайлова — ж ена господина Свидригайлова. Она старше мужа на 5 лет. Умирает в возрасте около 55 лет при странных обстоятельствах. В ее смерти многие подозревают ее мужа, Свидригайлова. Марфа Петровна – эмоциональная, взбалмошная женщина. В своем завещании она оставляет Дуне 3000 рублей в наследство. Эти деньги спасают бедную Дуню от нищеты.

Андрей Семенович Лебезятников — молодой человек, чиновник, друг Лужина. Лужин является его бывшим опекуном. Лебезятников служит в министерстве. Он якобы придерживается «прогрессивных взглядов», пропагандирует коммунизм, равенство полов и т.д., но делает это непоследовательно и нелепо.

Лизавета, или Лизавета Ивановна сводная сестра старухи-процентщицы по отцу (у них были разные матери). Лизавете было 35 лет, жила вместе с сестрой. Она была нескладная, некрасивая и, судя по всему — умственно отсталая, но добрая, кроткая, безответная. Ее любили окружающие. Старуха-сестра ее била и использовала как прислугу. Лизавета была постоянно беременна – вероятно, из-за своего слабоумия она была «легкой добычей» для мужчин.

Зосимов — приятель Разумихина, молодой доктор, который занимается «лечением» Раскольникова. Зосимов — полный высокий молодой человек 27 лет, медлительный, важный и томный. По специальности он является хирургом, но при этом интересуется «душевными болезнями». Окружающие считают его тяжелым человеком, но признают в нем хорошего доктора.

Александр Григорьевич Заметов — з накомый Разумихина, письмоводитель (секретарь) в местной конторе. Ему 22 года. Одевается по моде, носит перстни. По словам Зосимова, Заметов берет взятки на работе. Заметов и Раскольников знакомится в конторе, куда последний приходит по заявлению хозяйки квартиры. Между Раскольниковым и Заметовым происходит серьезный разговор с Заметовым об убийстве старухи в трактире.

Раскольников знакомится с Никодимом Фомичом, когда приходит в контору по заявлению хозяйки квартиры.

Порфирий Петрович – следователь по делу об убийстве старухи-процентщицы и ее сестры. Порфирию Петровичу 35 лет. Это умный, в чем-то хитрый, но при этом благородный человек. У него свой, «психологический» подход к расследованию дел. Его можно назвать талантливым следователем. Порфирий давит на Раскольникова психологически, не имея против него официальных доказательств. По совету Порфирия Раскольников делает явку с повинной.

Несмотря на свой взрывной характер, Илья Петрович — человек с принципами и считает себя прежде всего гражданином, а потом уже чиновником. Придя в контору с повинной, Раскольников застает там именно Илью Петровича, которому и признается в убийстве.

www.alldostoevsky.ru

Символика имен в «Преступлении и наказании»

Роман Достоевского «Преступление и наказание» просто изобилует символическими деталями, нюансами, несущими в своём значении скрытый подтекст. Это произведение по праву можно считать образцом символизма в русской литературе XIX века.

Главный герой «Преступления и наказания» – Родион Романович Раскольников. В самом его имении скрыт мотив крови: «Родион», с древнегреческого – житель острова Родос. Но это – не единственное значение имени. Старославянское «руда» (кровь) берёт своё начало здесь же.

И это – ещё не всё. На острове Родос была размещена школа полководцев, в которой, в своё время осваивали военное искусство Юлий Цезарь, Тиберий, Помпей. Таким образом, это – прямое указание на сильных мира сего, людей, могущих спокойно перешагнуть через кровавые реки и смерть. Исторически сложилось, что никем, вроде Цезаря, Раскольников стать не может, судьба его – судьба обычного убийцы. Далее, обращаясь к Эзопу: «Здесь Родос, здесь и прыгай». Афоризм этот, лейтмотивом прослеживающийся сквозь всё «Преступление и наказание», вытянут из басни о страннике. Однажды, занесла странника судьба на Родос, да не простого странника – всем хвастающего своим гигантским прыжком, совершенным им когда-то. Только вот хвастовство его – не по душе пришлось жителям острова, хотели они убедить его подтвердить свой подвиг. Родос Раскольникова – убийство старухи.

Отчество у Раскольников «Романович» – тоже не так просто. «Роман» — римлянин, сильный. Таким образом, мы опять сталкиваемся с упором автора на силу этого персонажа, вернее, на ту силу, которой он хотел бы обладать.

Фамилия «Раскольников» – явно говорящая. Раскол души, отсутствие согласия в самом себе – главный герой вёл бесконечные внутренние диалоги с самим собой, при этом, принимая переменно разные точки зрения, разные стороны. Поведение его двояко: он помогает, совершенно бескорыстно Мармеладову, сострадает Дуне, спасает из огня детей. С другой стороны, только лишь чтобы проверить теорию зла, возникшую в его голове – он убивает Лизавету, жизнь человека для него – пустой звук.

Мармеладовы – немаловажные герои повествования. В звучании фамилии – довольство, праздность дней, сытость и сладость. Только на деле – всё наоборот. По сути, фамилия призвана ещё больше подчеркнуть бедственное положение семьи, их нищету и голод, болезни и отсутствие денег даже на необходимые лекарства. Эта семья – порождение неправильно устроенного общества, а их фамилия призвана подчеркнуть «сладость» жизни в таком обществе.

Лизавета, случайная жертва Раскольникова – юродивая, по-детски несмышлёная барышня, она даже от нападения Раскольникова защищается «по-детски». В переводе с древнееврейского имя это означает «клятва Богу», «ответ богу». Попавшая под руку Лизавета символизирует отсутствие почтения к Богу, Раскольников, убивая её, заодно с Алёной Ивановной, как бы убивает в себе обет праведности, уважение к Божьим законам. Именно после её убийства жизнь как будто покидает Раскольникова, в нём гаснет Божья искра.

Символично и воскрешение главного героя в финале, его возвращение к жизни под чтение Евангелия, принадлежавшего когда-то покойной Лизавете Соней. В этом – понимание Достоевским догм христианства, даже за смерть свою Лизавета не держит зла на Раскольникова, даже, несмотря на её убийство, она готова, пусть через другого, лишь только напоминавшего её, человека – Соню – помочь своему убийце вернуться к жизни.

Как мы видим, имена и даже фамилии в произведении Достоевского «Преступление и наказание» наполнены глубоким смыслом, они оттеняют идейность произведения, придавая сюжетной линии больше глубины.

resoch.ru

Символика имён в романе «Преступление и наказание»

Родион Романович Раскольников — романтик, гордая и сильная личность. Греческое происхождение имени главного героя. Искренность, открытость Сони Мармеладовой. Роль Достоевского в раскрытии душевных качеств персонажей романа «Преступление и наказание».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

«Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своем значении. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей глубине» (Д. Мережковский).

Особенность символа состоит именно в том, что ни в одной из ситуаций, в которых он используется, он не может быть истолкован однозначно. Даже у одного и того же автора в одном произведении символ может иметь неограниченное количество значений. Именно поэтому и интересно проследить то, как изменяются эти значения в соответствии с развитием сюжета и с изменением состояния героя. Примером произведения, от заглавия до эпилога построенного на символах, может служить “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского.

Уже первое слово — “преступление” — символ. Каждый герой “переступает черту”, черту, проведенную им самим или другими. Словосочетание “преступить” или “провести черту” пронизывает весь роман, “переходя из уст в уста”. “Во всем есть черта, за которую перейти опасно; но, раз переступив, воротиться назад невозможно”. Все герои и даже просто прохожие объединены уже тем, что все они “сумасшедшие”, т. е. “сошедшие” с пути, лишенные разума. “В Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге”. Именно Петербург — фантастический город А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя — с его вечной “духотой и нестерпимой вонью” превращается в Палестину, ожидающую прихода Мессии. Но это еще и внутренний мир Родиона Раскольникова. Имя и фамилия главного героя не случайны. Достоевский подчеркивает то, что герою “не хватает воздуху”. “Родион” означает “родной”, но он и Раскольников — раскол, раздвоение. (Раздваивается и город: реальные улицы и мираж, фантастика, “Новый Иерусалим” и “Ноев ковчег” — дом старухи.) Слово “Раскольников” употребляется и как нарицательное, ведь Миколка тоже “из раскольников”. Вспоминается герой сна Раскольникова — и вот уже все повествование оказывается опутанным трепещущей сетью символов. Цвет у Ф.М. Достоевского символичен. Самый яркий здесь цвет — желтый. Для М.А. Булгакова это тревога, надрыв; для А.А. Блока — страх; для А.А. Ахматовой это враждебный, гибельный цвет; у Ф.М. Достоевского он желчен и злобен. “А желчи-то, желчи в них во всех сколько!” Этот “яд” оказывается разлитым везде, он в самой атмосфере, а “воздуху нет”, только духота, “безобразная”, “страшная”. А в этой духоте Раскольников бьется “в лихорадке”, у него “озноб” и “холод в спине” (самое страшное наказание ада — наказание холодом — “страшный холод охватил его”). Выбраться из кругов ада можно только по лестнице, поэтому Раскольников (кроме блуждания по улицам) чаще всего находится на пороге или движется по лестнице. Лестница в мифологии символизирует восхождение духа или его нисхождение в глубины зла. Для А.А. Ахматовой “восхождение” — счастье, а “нисхождение” — беда. Герои “мечутся” по этой лестнице жизни, то вниз, в бездну, то вверх, в неизвестность, к вере или идее. Петр Петрович “вошел с чувством благодетеля, готовящегося пожать плоды и выслушать весьма сладкие комплименты. И уж конечно теперь, сходя с лестницы, он считал себя в высочайшей степени обиженным и непризнанным”, а его “круглая шляпа” — один из кругов ада. Но есть в романе и герой, “выбравшийся из-под земли”, но, выбравшись, Свидригайлов (как и все герои) попадает на улицу.

1. Имена в романах Достоевского

Родион Романович Раскольников.

Главный герой романа — Родион Раскольников. Романтик, гордая и сильная личность. Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-русого цвета, ростом выше среднего, тонок и строен. Но в одежде Раскольникова автор подчеркивает его бедность и нищету: его одежда превратилась практически в лохмотья, шляпа была вся изношенная, «вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону». Раскольников — бывший студент юридического факультета, который он оставил из-за бедности и и своей теории. Сознание героя мучают два вопроса: «позволено ли совершать малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство?» и «Тварь ли я дрожащая или право имею». Чтобы разрушить их, Раскольников убивает старуху-процентщицу и её сестру Лизавету, которая стала случайным свидетелем первого, запланированного убийства. После убийства Раскольников переживает глубокое духовное потрясение. У героя появляется горячка, он близок к помешательству и суициду. Крах теории для Раскольникова означал крах всего, всех жизненных установок. Он теперь отдалён от общества, отныне он — раскольник.

Говорящая фамилия Раскольников произошла от слова «раскол». Раскольниками называют тех, кто отделился, отвергнул основное течение. Родион подобно раскольникам откинул нравственные законы и изобрел свою собственную нравственную теорию. Смысл теории заключается в том, что все люди делятся на “право имеющих”, кто может переступить некий морально-нравственный рубеж, и “тварей дрожащих”, которые должны подчиняться сильнейшему. Обыкновенные люди — лишь существа, предназначенные для воспроизводства себе подобных. “Необыкновенные” — это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они не только могут, а обязаны уничтожать все и вся на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству. К таким, по мнению Раскольникова, принадлежат и Магомет, и Ньютон, и Наполеон.

Возвращаясь к фамилии, следует добавить, что фамилия так же указывает на мучительное раздвоение его личности, раскол души героя на две половинки. Одна часть души его — бескорыстна и по-детски невинна (детская улыбка Раскольникова, детский плач его в первом сне) другая — холодна, самолюбива, переполнена эгоизмом.

Имя Раскольникова — Родион — греческого происхождения, имеет несколько версий происхождения: по одной, оно произошло от греческого имени Иродион, означающего “герой”, по второй, оно имеет в корне греческое слово, означающее “роза”, а по третьей — так могли называть жителя острова Родос. Остров Родос славился великими полководцами, так здесь возникает мотив сильных людей, которые смогли переступить через кровь и страдания. Здесь у Достоевского воспроизводится известный афоризм Эзопа: «Здесь Родос, здесь и прыгай!». Эта басня рассказывает о неком путешественнике, прибывшим на остров и хвастающийся тем, что совершил грандиозный прыжок в длину. В ответ на его хвастовство местные жители предложили продемонстрировать свое умение. Так и Раскольников в романе. Его Родосом становится убийство старухи.

Отчество Раскольникова — Романович. Роман в переводе с латинского означает «римлян», происходит от греческого «крепость», «сила». В романе говорится, что Раскольников хотел силу в себе испытать и крепость духа, хотел «Наполеоном сделаться». Таким образом, в отчестве героя продолжает развиваться мотив «наполеонов», сильных мира сего.

Интересную интерпретацию имени, фамилии и отчества Раскольникова мы находим у С. Белова. Исследователь замечает, что имя Родион по своему звучанию ассоциируется со словом «родина». Раскольников «раскалывает» породившую его мать-землю, «раскалывает» родину Романовых (отчество — Романович). Таким образом, Достоевский выступает здесь предвестником грядущих исторических событий , когда во имя «великих идей» разрешена была «кровь по совести», а родина Романовых, Россия, оказалась расколота в буквальном смысле этого слова.

К чему пришел Раскольников в финале? Для него становится ясным, что его теория «мертворожденная» (как ее называл С. Белов) и что «невозможно строить личное счастье или даже общее благополучие на страданиях другого, хотя бы и ничтожного существа» (Гроссман). Убийство кого бы то ни было недозволенно.

Мармеладов Семен Захарович.

«Семья Мармеладовых — фокус, в котором преломлены все несчастья неправильно устроенного. общества, и, как „сладок» этот мир, рисуется уже горько-иронической фамилией, подобранной Достоевским», — писал В.Я. Кирпотин.

Мармеладов — титульный советник, отец Сонечки. «Это был человек лет за 50, с отёкшим от постоянного пьянства, желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то в нем было очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл, и ум, — но в то же время мелькало как будто безумие». Мармеладов лишился места в связи с сокращением, поэтому и начал пить. Историю жизни Мармеладова мы узнаём из его же уст. Свою слабость и свои пороки герой поднимал до вселенского масштаба, часто вел себя при этом излишне театрально «Жалеть, зачем меня жалеть! — вдруг завопил Мармеладов, вставая с протянутой вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов».

С фамилией Семена Захаровича нет прямых ассоциаций. Возможен такой расклад: «мармелад» — это сладость, мягкая, желеобразная. Очень (даже слишком) сладкий продукт, как и герой романа, его душа не пропитана желчью мира, но жизнь приторна. Основное качество мармелада «мягкий» соответствует чертам характера героя и его манере изъясняться.

По сути, если заглядывать глубже, фамилия еще больше подчеркивает бедственное положение семьи, их нищету, голод и болезни. Семья — порождение неправильно устроенного общества, а фамилия призвана подчеркнуть «сладость» жизни в таком обществе.

Мужское имя Семён является формой древнееврейского мужского имени Симеон, означающего “слышащий (Бога)”, “услышанный Богом в молитве”.

Герой мечтает о том, чтобы его пожалели, сочувственно выслушали, проявили уважение: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Однако такого отношения к себе он не встречает нигде. И это неудивительно — Достоевский показывает, что уважение в обществе растет пропорционально материальному благосостоянию человека. И соответственно, нищие люди считаются изгоями, чуть ли не прокаженными, которым нет места среди «нормальных». Осознает это и Мармеладов, с горечью говорящий: «В бедности, — говорит он Раскольникову, — вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было».

Соня — дочь Семена Мармеладова, замученная попреками обезумевшей от нищеты матери, вынужденная пойти на панель, чтобы содержать пьяницу отца и его семью. Внешне худенькая и бледная девочка, с острыми неправильными чертами лица. Ее нельзя была назвать хорошенькой, но зато ее голубые глаза были такие ясные, что когда они оживлялись, выражение лица становилось добрым и простодушным, невольно привлекало к себе.

Все поступки героини удивляют своей искренностью и открытостью, она ничего не делает для себя, все ради кого-то: мачехи, неродных братьев и сестер, Раскольникова. Жизненная позиция девушки отражает веру в добро, справедливость и смирение, но, прежде всего, любовь к человеку, каким бы он не был.

Ее имя Достоевский выбрал не случайно. Имя София пришло к нам из греческого языка и означает «мудрость», «разумность». М.С. Альтман сделал особый вывод о внутреннем смысле ее имени: «И если имя София вообще, означает мудрость, то у Достоевского мудрость его Софии — смиренномудрие». В романе чаще употребляется как Соня, Сонечка, что подчеркивает ее детскость. Но Раскольников, в самом начале романа называя ее Софьей Семеновной, как бы призывает ее недетскую мудрость, хоть и, не понимая ее до конца.

Что же качается фамилии, то судить о ней следует на основе совокупного образа всей семьи Мармеладовых, их трагичной жизни.

Петр Петрович Лужин.

Неожиданно и зловеще его появление в романе. О его существовании известно еще в первой части, можно сказать, с самого начала. Но на первый план он выдвигается даже внезапно. И вот его описание. Испытываешь некоторое разочарование. Казалось бы, такое имя — Петр Петрович — ко многому обязывает. Известно, что Лужин, попросту говоря, подлец, и кажется, что должен увидеть человека, по-видимому, незаурядной внешности, который делает подлости хладнокровно, спокойно. Прочитав портрет Лужина, удивляешься: думая, что мерзок, но не до такой же степени! Первая ассоциация, которая приходит в голову, — медуза. Перед нами предстало такое же отвратительное существо. Вполне понятно отношение к нему автора. Чувствуется даже насмешка над ним. Например, сравнение бакенбарда с котлетами или слова, «даже волосы…, представляли… ничего смешного». Почему «даже»?! Сам Достоевский очень лаконично оценил его: красивая и солидная физиономия. Неприязнь к этому персонажу усиливается, когда читаешь его безобразный ультиматум Дунечке и Пульхерии Александровне. Ставит в тупик контраст между именем и фамилией Петра Петровича Лужина. «Камень» и Лужин! Не зная его имени, можно было бы объяснить его фамилию: ведь он один из самых «грязных» в романе персонажей. После приходит на ум толкование его имени, правда, здесь надо немного отойти от того смысла, который в него обычно вкладывают: не «камень», а «каменный», «окаменевший»; еще один синоним (но это уже конкретно для Лужина) — черствый.

Дмитрий Прокофьевич Разумихин.

Это один из двойников Раскольникова, его самый близкий друг. Безусловно, персонаж положительный. Раскольников убил. Убил и остался один. Один? Случайно ли в моменты, когда Раскольникову неимоверно трудно — болезнь ли это, или момент невыносимого одиночества — рядом появляется Разумихин? А кто больше всех помог Дунечке и Пульхерии Александровне, когда они только приехали в Петербург, и на них обрушилась сразу масса уничтожающих фактов: болезнь Роди, известие о его разговоре с Лужиным. И неизвестно, как бы кончился для них тот день, если бы не было рядом того же Разумихина. Он как-то непроизвольно снимает возникшее напряжение, успокаивает накалившиеся страсти. Дмитрий по-гречески «принадлежащий Деметре — богине земледелия», или земле. Земля, фундамент, опора для Раскольникова.

2. Значение имён в романе «Идиот»

Имена, отчества и фамилии в романе «Идиот» определяют личность того или иного персонажа и полны глубочайшего смысла. Давая имена своим персонажем, Достоевский уже самим их звучанием старался выразить сущность этих персонажей, их душевные свойства. Только по фамилии и имени называются герои, не достигшие зрелого возраста, а так же эпизодические персонажи — Петя Ворховский, Костя Лебедев, Алексашка Лихачёв, Ипполит Тереньтьев. Только Колю Иволгина, младшего сына Ардалиона Александровича Иволгина, называют также Николай Ардалионович, выражая тем самым уважение к его непосредственности.

Горничные, слуги, дети, редко жёны имеют только имя, например, горничные Барашковой — Катя и Паша.

Небольшая часть героев именуется только с помощью инициала — князь Щ, Евгений Павлович Р. Можно с уверенностью сказать, что за инициалами прячется реальное лицо. Прибегая к такому художественному приёму, Достоевский даёт возможность читателю по контексту самому догадаться о ком идёт речь.

Многие имена в романе являются» говорящими», но не все они имеют внутреннюю форму. Давая имена своим героям, Достоевский имел возможность использовать свою выдумку или опирался на реально существовавший прототип. Например, в романе есть герои — Птицын, Лебедев. Чтобы правильно осмыслить имена этих героев, надо, по словам литературоведа М.С.Альтмана вспомнить, что в тогдашнем Петербурге славились два денежных дельца — Воронин и Уткин, которые служили частой мишенью для сатирических поэтов «Искры». «Все они птицы, хоть разного полёта, но из одного с Ворониным и Утиным помёта».

В романе есть слово, которое можно назвать эквивалентом собственного имени. Это имя главного героя произведения. Оно употреблено в произведении только в применении к этому определённому человеку и имеет устойчивый характер. Это слово воспринимается как именование данного лица, как средство не только характеристики, но и выделение его среди других действующих лиц, так как оно тоже имя собственное, хоть и не оформлено как имя. Мышкин — идиот.

3. Символика имён в произведениях русских авторов

Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего, это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень важную роль играют в пьесах и имена героев.

Фамилии Дикой и Кабанова не надо комментировать. Но не забудем, что Дикой — не только всесильный Савел Прокофьевич, а и племянник его, Борис. Ведь мать Бориса “не могла ужиться с родней”, “уж очень ей дико казалось”. Значит, Борис — Дикой по отцу. Что это означает? Да то и означает, что он не сумеет отстоять свою любовь и защитить Катерину.

Дикие, своевольные персонажи, кроме Дикого, представлены в пьесе Варварой (она язычница, “варварка”, не христианка и ведет себя соответствующим образом) да Кудряшом, на которого находится соответствующий Шапкин, урезонивающий его. Кулигин же, помимо известных ассоциаций с Кулибиным, вызывает и впечатление чего-то маленького, беззащитного: в этом страшном болоте он — кулик — птичка и больше ничего. Он хвалит Калинов, как кулик — свое болото.

Женские имена в пьесах Островского весьма причудливы, но имя главной героини почти всегда чрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу. Лариса — “чайка” по-гречески, Катерина — “чистая”. Лариса — жертва торговых пиратских сделок Паратова: он продает “птиц” — “Ласточку” (пароход) и потом Ларису — чайку. Катерина — жертва своей чистоты, своей религиозности, она не вынесла раздвоения своей души, ведь любила — не мужа, и жестоко наказала себя за это.

В рассказе Толстого «Хозяин и работник» очень символично имя работника Никиты. Его небесный покровитель — по-видимому, святой мученик Никита, и жизнь работника была тяжелой и исполненной мучений. Имя «Никита» — однокоренное с именем «Николай», которое означает `победитель народов’. Никита оказывается победителем и над смертью, и над нравственными принципами, над грехами хозяина, который, отогревая замерзающего работника своим телом, жертвует ради него собственной жизнью.

Имя хозяина, Андрей, значимое: по-гречески царь. Таким образом, автор указывает на властолюбие и гордыню самоуверенного купца. Отчество «Андреич» производно от имя «Андрей», значащего ‘мужественный’. Соответствие поведению героя здесь ироническое: Брехунов ведет себя во время метели отнюдь, а не мужественно, а сначала самонадеянно, затем — до неожиданного духовного перелома — трусливо и подло, бросая на верную смерть Никиту. Фамилия «Брехунов» указывает на ложность жизненной позиции Василия Андреича («брехать» — ‘лгать’).

В любом литературном произведении заложена определенная идея, которую автор стремится донести до читателя. Герои произведения также призваны выразить главную мысль автора, а значит, их имена, впрочем, как и их поступки, имеют символичное значение, с которым читатель произведения знакомится сразу же. С каждой новой страницей романа читатель все больше проникает в символ имени, глубже понимая поступки и мысли героев, а значит и главную мысль всего произведения.

раскольников мармеладова достоевский

Список используемой литературы

1. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

2. В. Набоков «Лекции по русской литературе».

3. С.Л. Франк «Легенда о Великом Инквизиторе».

revolution.allbest.ru

Смотрите еще:

  • Земельные споры в новосибирске Земельные споры ЗЕМЕЛЬНЫЕ СПОРЫ Одним из приоритетных направлений деятельности консалтинговой группы Авангард является помощь квалифицированного юриста и ведение дел в судах различных инстанций по земельным спорам и в Новосибирске. Причинами земельных споров, как правило, являются: неправильно […]
  • Доверенность на получение тмц правила Бланки доверенностей М-2 и М-2а Экономьте время на оформлении доверенностей! Бесплатная программа для автоматического заполнения всех документов. Узнать больше >> Автоматическое заполнение типовых форм документов Фирменные бланки с вашим логотипом и реквизитами Выгрузка документов в форматах Excel, […]
  • Правила использования огнетушителей Инструкция по использованию порошковых огнетушителей Огнетушители порошковые закачные ОП (з) Закачные огнетушители:ОП-1 (з), ОП-2 (з), ОП-3 (з), ОП-4 (з), ОП-5 (з), ОП-8 (з), ОП-10 (з), ОП-50 (з),ОП-100 (з) и другие. Работа огнетушителя основана на вытеснении огнетушащего порошкового состава под […]
  • Приговора суда по ст 143 ук рф Приговора суда по ст 143 ук рф ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Новороссийск 25 ноября 2009 г. Судья Приморского районного суда г. Новороссийска Семенов Н.С., при секретаре Тимошкине С.С, с участием государственного обвинителя старшего помощника прокурора г. Новороссийска Берестнева А.А., потерпевшей Ш., […]
  • Правило составления меню для кафе Правила составления меню ресторана и классификация Меню ресторанов классифицируются по содержанию и внешнему виду. По содержанию бывает текстовое меню и меню с фотографиями, также меню с блюдами и отдельно барная карта, или даже совмещенное меню. Классификация меню ресторанов по внешнему виду и размеру: […]
  • Когда ждать увеличения пенсии Пенсионный возраст: Ждать ли повышения уже в 2018 году? 7 ЧУДЕС ЭКОНОМИКИ КУДРИНА Центр стратегических разработок (ЦСР), возглавляемый экс-министром финансов Алексеем Кудриным , запустил сайт, посвященный стратегии развития страны до 2024 года. Выделено 7 ключевых направлений, которые уже окрестили «7 […]