Наполеон Бонапарт

Консул Наполеон Бонапарт

«Цезарь перешел Рубикон»

Прославленный военачальник Наполеон Бонапарт с конца 1799 года стоял во главе французского государства. Переворот 18 брюмера (9 ноября 1799 года) привел к тому, что Директория была лишена власти и было создано новое временное правительство во главе с Наполеоном.

Знаменитый банкир Неккер, один из самых богатых людей Франции в то время, через десять дней после этого переворота, писал своей дочери – госпоже де Сталь: «И вот полная перемена сцены. Будет сохранено подобие Республики, а полнота власти будет в руках генерала… Я убежден, что новый режим даст многое собственникам в правах и силе». И он был довольно близок к истине.

Период после переворота 18 брюмера называют периодом французского консулата. Созданное временное правительство состояло из трех консулов – Сийеса, Роже-Дюко и Бонапарта. Первое время все три консула были равны, все правительственные распоряжения выходили под тремя подписями. Были созданы две комиссии, в которых велась работа по подготовке новой Конституции. Решающий и основной вклад в нее внес Бонапарт, который, по словам историка Манфреда, «продиктовал им основные положения конституции». Именно тогда он произнес знаменитую фразу: «Пишите коротко и неясно».

Конституция 13 декабря 1799 года вручала верховную исполнительную власть трем консулам. Первым консулом на 10-летний срок объявлялся Бонапарт. Первый консул по сути получал право назначать угодных ему лиц на все государственные должности. Конституция предусматривала создание четырех коллегиальных органов: Государственного совета, Трибуната, Законодательного корпуса и Сената.

Конституция фактически устанавливала режим личной власти. Права первого консула были определены, как и хотел того автор конституции, вполне неясно: «Первый консул наделен особыми функциями и полномочиями, которые он может временно дополнять в случае надобности при помощи своих коллег». Всем было ясно, что главой государства становился Бонапарт. В одном из памфлетов против первого консула говорилось о Бонапарте: «Цезарь перешел Рубикон».

Одним из первых постановлений Бонапарта был приказ о закрытии газет: из 73 существовавших изданий были закрыты 60, а оставшиеся 13 (спустя некоторое время из них было закрыто еще девять, и осталось четыре) были отданы под суровый надзор министра полиции. Министром полиции был назначен Жозеф Фуше, министром внутренних дел – Люсьен Бонапарт, а министерство иностранных дел возглавил Талейран. В результате сотрудничества консульского режима с крупнейшими финансистами того времени 6 января 1800 года был учрежден знаменитый Французский банк, переживший все перемены французской истории, существующий до сих пор. Наполеон объявил, что французская революция закончена. Он заменил триединый лозунг Великой французской революции «Свобода, Равенство, Братство!» новым лозунгом — «Собственность, свобода, равенство!» Сам Наполеон высказывался о своем правлении в духе Макиавелли: «Я бываю то лисой, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим»..

Покушение на Наполеона

К 1800 году обозначился определенный кризис в режиме консульства. У Бонапарта появлялось все больше и больше противников. Ходили разные слухи о заговорах и попытках покушений на первого консула. Об одном из них, произошедшем по дороге в оперу, писал историк Манфред: «Карета ехала быстро и уже была недалеко от цели, когда на повороте улицы Сен-Никез раздался оглушительный взрыв. Затем послышались крики, стоны, плач, ржание коней, грохот рушащихся предметов. В густом дыму, застлавшем узкий проезд, сначала ничего нельзя было разобрать. Когда дым рассеялся, стало видно: мостовая и стены разворочены, несколько убитых, десятки раненых на земле, обломки кареты, искалеченные лошади, кровь, битое стекло, кирпичи, превращенные в щебень. Бонапарт остался невредимым. Как это могло произойти? Взрыв «адской машины» произошел через несколько секунд после того, как проехала карета Бонапарта. Если бы кучер не гнал так лошадей, гибель первого консула была бы неминуемой. На сей раз его спасла случайность, чудо. Бонапарт приказал продолжать путь в театр. Перед поднятием занавеса он вошел в свою ложу. Жозефина не могла удержать слезы. Первый консул сидел с непроницаемым выражением лица. Со стороны могло показаться, что он всецело поглощен музыкой. Публика, узнав о происшедшем, устроила ему овацию. Бонапарт сдержанно поклонился».

Последовали аресты, суды, казни, ссылки. Бонапарт не доверял ни членам законодательных органов, ни своим министрам. Он «очистил» Трибунат и Законодательный корпус от неугодных лиц. Всю работу он сосредоточил в Государственном совете.

«Кодекс Наполеона»

Еще в марте 1800 года Наполеон издал постановление об образовании комиссии для выработки проекта гражданского свода законов, кодекса гражданского права, который должен был стать основой всего юридического быта Франции и завоеванных ею земель. Он был опубликован в 1804 году. Впоследствии этот кодекс получил название «Кодекс Наполеона». Вскоре были также созданы кодексы гражданского и уголовного судопроизводства (1806), торгового права (1807), уголовных законов (1810); во всех этих законодательных актах четко провозглашалось созданное революцией равенство перед законом и победу над феодализмом.

«Я – французская революция»

2 августа 1802 года было установлено пожизненное консульство Наполеона Бонапарта. За это голосовали 3 568 885 человек, против – 8374. По мнению Манфреда и Тарле, это событие обозначало фактический конец Французской республики.

В начале 1804 года до Наполеона Бонапарта дошли сведения, что герцог Энгиенский, один из младших отпрысков королевского дома Бурбонов, связан с заговором Кадудаля-Пишегрю, в то время казавшимся главной опасностью для режима. Герцог был схвачен по приказу Наполеона. 21 марта 1804 года он был казнен. Этот акт был сугубо политическим. Бонапарт заявил о себе: «Я – французская революция», показав всему миру, что к прошлому нет возврата.

А 18 мая 1804 года Наполеон Бонапарт был провозглашен императором. Он отверг титул короля, приняв императорский титул, подобно Карлу Великому.

2 декабря 1804 года в соборе Нотр-Дам в Париже произошло торжественное венчание и помазание на царство Наполеона. Церемонию вел Папа Римский Пий VII. Известно, что во время церемонии Наполеон вырвал у Папы из рук корону и сам возложил ее себе на голову. Тем самым он, видимо, хотел показать, что сам заслужил эту корону, а не получил ее из чужих рук.

Полководческий талант Наполеона

Интерес к полководческому таланту Наполеона существовал всегда, особенно в военной среде. На Наполеона смотрели как на величайшего военного гения в мировой истории такие полководцы, как Ренненкампф, Янушкевич, Фош, Алексеев и Людендорф. И было совершенно не важно, как они относились к Наполеону-императору и Наполеону-политику. Все они безоговорочно считали его величайшим стратегом в истории.

В эпоху Наполеона произошла революция в военной науке. На смену «компактным» армиям пришли огромные вооруженные массы людей, управление которыми само по себе требовало особого умения. Для координации действий корпусов и дивизий создается специальный орган – Генеральный штаб, где постоянно составляются приказы и собираются донесения от всех генералов. Наполеон, никогда не любивший чрезмерной бюрократии и штабной волокиты, тем не менее, всегда строго следил за четкостью исполнения приказов. В этом и заключалось главное отличие Наполеона от «штабных» генералов дореволюционной эпохи, которых французский император не раз с легкостью громил в открытом сражении.

Наполеон никогда не приветствовал жестокость, однако если он видел, что для победоносного исхода сражения необходимо в упор расстрелять противника картечью посреди узкой городской улицы, он без размышления отдавал такой приказ. Именно так он поступил, когда еще в чине генерала подавлял в Париже роялистский мятеж 13 вандемьера. Когда мятежники двинулись к Конвенту, дорогу им преградила артиллерия Бонапарта. Бонапарт приказал открыть стрельбу картечью в городе. К такому приему никогда ранее не прибегали при подавлении мятежа, он казался неоправданно жестоким. Но Наполеон знал, что делает. Накануне мятежа он добился полной свободы действий, сказав, что вложит шпагу в ножны лишь тогда, когда все будет кончено.

Очень скоро проявились и организаторские таланты Бонапарта. В 1796 году Конвент впервые выделил ему отдельную армию, которой предстоял поход в Италию. Армия эта находилась в самом плачевном состоянии: коррупция и казнокрадство процветали в ней, как нигде. Когда Наполеон прибыл к войскам, ему доложили, что один из батальонов отказался выполнить приказ о переходе в другой район из-за того, что у солдат не было сапог.

Сразу же по прибытии Наполеон начал наводить дисциплину. Он сумел себя поставить среди офицеров, которые были ниже его по званию, но имели больший военный опыт. В те дни по армии ходил слух, как однажды Бонапарт сказал, глядя снизу вверх на высокого генерала Ожеро: «Вы выше меня ростом на одну голову, но если вы будете мне грубить, то я немедленно устраню это различие». Наполеон сразу дал понять генералам, что не потерпит в своей армии пререканий и устранит всех сопротивляющихся, независимо от их ранга. Не чурался он и расстрелов, но всякий раз прибегал к ним не для запугивания, а для восстановления справедливости. Очень скоро эти меры дали ощутимый результат, казнокрадство было уничтожено на корню, и солдаты это прекрасно видели.

Солдаты искренне любили Бонапарта, так как он действительно в первую очередь заботился о нуждах армии. Умел он также и делить с солдатами тяготы армейской жизни. Ветераны часто вспоминали, как Наполеон подолгу шел пешком среди простых солдат и с ними же принимал пищу на биваках.

1812.nsad.ru

Свобода, равенство, братство: что еще подарила миру Великая французская революция

О наследии главного политического события конца XVIII века — в материале ТАСС

Сцена из оперы Сергея Прокофьева «Война и мир»

В субботу, 14 июля, Франция отмечает главный национальный праздник, хорошо известный и за ее пределами, — День взятия Бастилии. Штурм этой легендарной крепости-тюрьмы стал одним из центральных эпизодов Великой французской революции 1789−1799 годов, в результате которой был уничтожен Старый порядок с абсолютной монархией и провозглашена Первая французская республика. Значение этого события невозможно переоценить — как и наследие, которое революция оставила после себя во Франции и во всем мире.

Метр, туз, правые и левые

Лозунг «Свобода. Равенство. Братство», буржуа, «Марсельеза», крах абсолютизма и торжество парламентской республики. Вот приблизительный перечень того, что приходит на ум при упоминании Французской революции. Тем не менее мир продолжает пользоваться и другими ее достижениями.

• Политическое разделение на правых и левых, то есть на консерваторов и прогрессистов. Считается, что подобная терминология возникла благодаря заседаниям французской Национальной ассамблеи: справа от ее председателя располагались консервативно настроенные депутаты, поддерживающие монархию, в то время как сторонники революции, наоборот, занимали места слева от спикера. Первых называли «партией порядка», вторых — «партией движения».

Впоследствии промежуточная позиция между ними получила название центристской. К примеру, действующий президент Эмманюэль Макрон позиционирует себя как центриста, равноудаленного от обоих политических флангов.

• Правостороннее движение. Во времена революции в Париже был принят декрет, предписывавший двигаться по «простонародной» правой стороне дороги. Позже Наполеон Бонапарт утвердил эту схему перемещения и для солдат французской армии. Считается, что из-за этого в некоторых странах, поддерживавших политику Наполеона, закрепилось правостороннее движение, в то время как ее противники (к примеру, Великобритания) сохранили на своей территории левостороннее движение.

Франция отмечает День взятия Бастилии

На сегодняшний день 72% всех дорог правосторонние и лишь 28% — левосторонние. При этом 66% населения Земли ездят по правой стороне и 34% — по левой (связано это с растущим населением Индии, Индонезии и Пакистана — бывших доминионов, где в силу британского влияния движение было левосторонним). Австралия, Япония и добрая часть Южной Африки также ездят по левой стороне. Любопытно, что в правосторонних странах находится место для исключений. Так, на небольшой улице Генерала Лемонье (длиной 350 метров) в Париже машины двигаются по левой стороне.

• Привычные единицы измерения, в частности метр. В годы революции французские ученые озаботились разработкой универсальной системы измерений «для всех людей и времен». В качестве основной единицы длины был предложен метр, представляющий собой десятимиллионную часть ¼ длины парижского географического меридиана. Считалось, что подобная единица измерения максимально приближена к природе, т. к. основана на реальных размерах Земли. В 1799 году был изготовлен платиновый эталон метра. Единица массы (килограмм, определение которого было основано на массе 1 дм³ воды) тоже была привязана к определению метра.

В 1875 году 17 стран, в том числе Российская империя, подписали Метрическую конвенцию, тем самым признав действие метрических стандартов на своей территории. К концу XIX века из крупных стран только в Великобритании, США, России и Османской империи оставались традиционные меры длины. Современная Россия и Турция в итоге перешли на метр, Штаты и Соединенное Королевство сохранили свои единицы измерения.

• Вариативная роль туза в колоде. По-старофранцузски карта называлась «as» («единица») и считалась самой младшей. Как утверждается, именно революция «повысила» статус туза до главной карты, чтобы еще раз метафорически подчеркнуть превосходство обычного человека над королями. Сегодня в таких играх, как покер или блек-джек, игрок сам может выбирать значение туза — как самое старшее или как единицу. А само слово «ас» стало применяться и к людям, достигшим высшей степени мастерства в своей профессии.

Революция в картах коснулась не только роли туза. Вместо валета появилась карта «Равенство», вместо дамы — «Свобода», вместо короля — «Гений». Туз, старшая карта, получил наименование «Закон», так как он превыше всего. Впрочем, об этом нововведении сейчас никто уже не вспоминает.

Что еще не прижилось?

• «Десятичная» реформа календаря и единиц измерения времени. Первый год революции, 1792-й, был объявлен началом эры, при этом отсчет «от Рождества Христова» и начало года с 1 января упразднялись. Система, согласно которой месяцы делились строго на три декады (т. е. в них было не больше 30 дней), а сутки — на 10 «метрических» часов (соответствуют 2,4 обычного часа), была отменена Наполеоном в 1806 году, просуществовав 13 лет.

Календарь не прижился, так как был неудобен: отсутствовала заранее установленная система високосных годов, трудно давался переход от семидневной недели к декаде. Европа и Америка по-прежнему пользовались григорианским календарем, к тому же в заморских владениях Франции невозможно было установить систему исчисления времени, привязанную к климатическим и географическим особенностям самой республики. Испытать на себе особенности французского республиканского календаря вы можете в тесте ТАСС:

«С чистого листа»: сможете ли вы жить по календарю французской революции?

tass.ru

Внутренняя политика Наполеона.. «Свобода, равенство,собственность». — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемВсеволод Недомолвин

Похожие презентации

Презентация на тему: » Внутренняя политика Наполеона.. «Свобода, равенство,собственность».» — Транскрипт:

1 Внутренняя политика Наполеона.

3 Тайлеран-Перигор Шарль Морис, министр иностранных дел Его отличали большая проницательность, умение использовать слабые стороны своих противников и вместе с тем вероломство, крайняя неразборчивость в средствах достижения цели. Его отличали большая проницательность, умение использовать слабые стороны своих противников и вместе с тем вероломство, крайняя неразборчивость в средствах достижения цели.

4 Жозеф Фуше, министр полиции. Оказал поддержку Наполеону в осуществлении государственного переворота. Создал разветвлённую систему политической разведки, провокации и шпионажа.

5 Бертье Луи — Александр, военный министр Был министром при Наполеоне. До 1814 являлся бессменным начальником штаба. Наполеон высоко ценил Бертье за его работоспособность, точность и исполнительность. Был министром при Наполеоне. До 1814 являлся бессменным начальником штаба. Наполеон высоко ценил Бертье за его работоспособность, точность и исполнительность.

6 Лаплас Пьер-Симон, министр внутренних дел При всяком политическом перевороте Лаплас переходил на сторону победивших: сначала был республиканцем, после прихода к власти Наполеона – министром внутренних дел. При всяком политическом перевороте Лаплас переходил на сторону победивших: сначала был республиканцем, после прихода к власти Наполеона – министром внутренних дел.

7 Карно Лазарь –Николя – Маргерит, военный министр в1800, министр внутренних дел в 1815 году. Посвятил себя преимущественно вопосам военного дела.Вместе с Бонапартом выработал план похода в Италию. Был президентом Директории. Не всегда разделял взгляды и планы Наполеона.

8 Нормальная высшая школа.

9 Знаменитая высшая школа для подготовки инженеров, основанная французскими учёными Гаспаром Монжем и Лазаром Карно в 1794году. Девиз «За Родину, науку и славу» ( «Pour la Patrie, les Sciences et la Gloire)

10 Портали Жан – Этьен – Мари, министр исповеданий. Известный юрист и государстенный деятель, он был комиссаром по составлению гражданского кодекса, в котором он явился выразителем консервативных тенденций и настаивал на связи нового права со старым историческим развитием.

11 Годен Мартин — Мишель, министр финансов. Министр финансов отвечал за поступления в бюджет.

12 Молльен Франсуа — Николя, министр казначейства. Министр казначейства давал подробный отчёт о расходовании средств, его деятельность проверялась Счётной палатой из 100 государственных служащих. Она контролировала расходы государства, но не выносила суждения об их целесообразности.

13 20 Франков г. Золото. Портрет Наполеона Бонапарта 40 Франков г. Золото. Портрет Наполеона Бонапарта

www.myshared.ru

Новости районов

14 июля 1789 г. восставший народ Парижа взял Бастилию

Для народов Европы это, видимо, самый знаменитый день в истории. День падения Старого порядка и начала Нового времени. День, когда мир шагнул из феодализма в современность. Знаменитый французский историк-марксист Альбер Собуль утверждал, что «принципы 1789 года, права человека» невозможно понять, двигаясь туманными абстракциями от почтенных предписаний Десяти заповедей к Хельсинской декларации. «Понятие и понимание прав человека, в сугубо историческом смысле, принадлежит Новому времени, эпохе великих революций XVII и XVIII веков».

Взятие Бастилии и последовавшая за ним «Декларация прав человека и гражданина» совершили резкий разрыв со Старым порядком, основанным на сословном неравенстве и «власти милостию Божией». В основе провозглашенных в 1789 году «простых и неоспоримых принципов» лежали два взаимосвязанных понятия: независимость личности и договор, являющийся краеугольным аспектом буржуазной мысли и философии Просвещения. Убеждение в абсолютной ценности Личности, обладающей душой, противостояло теориям, так или иначе низводящим человека до роли винтика в коллективах – рода, племени, нации или государства. Логика торговли невозможна без сделки (договора) между независимыми, свободными и равными субъектами. Участники торговли, говорил Собуль, «должны быть свободными, поскольку иначе акт обмена недействителен, должны быть собственниками; они должны быть равными, поскольку отношения обмена предполагают паритет. . Свобода, равенство и собственность являются основными правами человека» (А.Собуль. О принципах 1789 года).

Мы, пережившие с 1989 г. очередную социальную революцию, знаем обманчивость слов. Под лозунгами свободы и равенства французы за четыре года после 1789 г. дошли до якобинского террора. Наполеон, разгоняя парламент и устанавливая Империю, говорил о «необходимости поставить свободу на незыблемые основания». Наша собственная Великая революция, загнавшая треть человечества в «социалистический лагерь», тоже проходила под скрижалями «свободы». «Во имя свободы христиане резали турок, Разин и Пугачев душегубствовали – но ее не было под солнцем» – мрачно констатировал Константин Леонтьев. История таких понятий, как «свобода» и «равенство» с 1789 г. по настоящее время хорошо иллюстрирует присказку современной лингвистики: «У слов нет значения, у них есть только употребления».

Конечно, принципы «Декларации прав» 1789 года – это слова-иллюзии. Однако они подняли Францию и весь мир, они будоражат его и теперь, придавая общественной жизни смысл. «Не в первый раз, мечтая о свободе / Раб строит новую тюрьму» (Максимилиан Волошин) – но и обманувшись в очередной раз в самых лучших побуждениях, человек продолжает мечтать о свободе. Мир был создан Богом за шесть дней – и создан свободным. Как небезосновательно утверждала «Декларация прав», «невежество, забвение и пренебрежение» к естественным правам человека являются «единственными причинами общественных бедствий и разложения правительств». Наша революция в 1917 г. доказала, что без собственности свобода и равенство быстро превращаются в свою противоположность. В 1992 г. мы взялись снова доказывать то же самое с другого конца: сосредоточив собственность в немногих руках олигархов и предоставив превращенный в «пролетариев» народ во власть новых имущих. Слова девальвировались. «Демократия» стало ругательством, свобода от прав, предоставленная нищим, – ловушкой. Но мы все равно наделены естественным (то есть природным, неотъемлемым и недевальвируемым) правом на «жизнь, свободу и стремление к счастью». И опыт истории не оставляет для лучшего общественного устройства иных принципов, чем «свобода, равенство и собственность».

Интересно, что «братства» в «Декларации прав человека и гражданина» нет. Знаменитая «треххвостка» Великой Французской революции сложилась позже под влиянием публицистики и революционных речей. «Братство» – категория нравственная, и к практическим принципам организации общества отношения не имеет. Опыт всех существовавших на Земле демократий – от Афин и Римской республики до США и Европейского Союза – доказывает, что третьим звеном, цементирующим свободу и равенство, является собственность. Демократия существует только там, где основная масса граждан является собственниками, и собственность обеспечивает экономический фундамент свободы и равенства прав.

С этих позиций, рассматривая новейшую нашу историю (в частности, итоги приватизации), невольно задаешься вопросом об исторической безответственности современного поколения россиян. Как известно, умные учатся на ошибках дураков, дураки – на своих собственных. А Россия идет и идет своим путем – не учится вообще.

Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 26 (41), 18-24 июля 2003 г.

www.nvsaratov.ru

Государство и право в новое время

2. Франция от Наполеона Бонапарта до конца Нового времени
Государственный переворот, совершенный 9 ноября (18 брюме­ра) VIII года республики при определяющем влиянии генерала Наполеона Бонапарта , произошел в обстановке широкого обще­ственного недовольства коррупцией, разгулом спекуляции, в кото­рые оказались вовлеченными члены правительства. Кризис созда­вал благоприятные условия для нового революционного взрыва либо для реставрации монархии. Само правительство совершило ряд непопулярных и ошибочных акций. Оно довольно непоследова­тельно то обрушивало преследования на якобинцев, то выступа­ло против дворян-эмигрантов и не присягнувших светскому режиму католических священников. Оно же пыталось отменить высокие налоги на богатых, уравняв при этом банкиров со спекулянтами. В силу этих явных промахов и непоследовательностей недовольство режимом выросло и упрочилось в самых различных общественных кругах, и в особенности в среде крупной буржуазии, желавшей более всего устойчивого и твердого режима властвования.

Переворот был произведен при содействии армии, которая затем стала стержневым элементом всей бюрократической и терри­ториально-административной иерархии. Наполеон в силу своих при­родных дарований и при стечении благоприятных политических обстоятельств сумел стать выдающимся военачальником и незаурядным политиком. Первым делом он позаботился о том, чтобы облечь свою личную власть и весь режим в конституционные одежды, в чем ему сильно посодействовал аббат Сиейес. Новая Конституция VIII года республики (1799 г.) была утверждена, как перед этим и якобинская конституционным плебисцитом от 13 декабря. В отли­чие от всех предыдущих эта Конституция не включала Декларацию прав, однако в самом тексте фиксировалась гарантия неотчужда­емости собственности, что сильно увеличивало поддержку режи­ма со стороны крестьян-собственников, нуворишей (новых богатев) и традиционных состоятельных людей из разряда торговцев, промышленников и банкиров. В целях упрочения поддержки армии Наполеон установил пенсии для раненых воинов, а также для сол­датских вдов и сирот. В армии он зарекомендовал себя радикальным и жестоким реформатором, что зафиксировано в его афоризмах «Дорогу талантам!» и «Каждого интенданта после трех месяцев службы можно смело расстреливать за казнокрадство».

Следуя формально одной из главных заповедей революции — принципу суверенитета народа, генерал фактически существенно снизил его значение и замедлил реализацию путем введения за­путанной и псевдодемократической системы организации государ­ственных учреждений власти. Был отменен непопулярный и откро­венно плутократический имущественный ценз для граждан и ос­тавлен только возрастной — 21 год для мужчин. Однако механизм выборности был сильно осложнен многоступенчатой (всего три ступени) системой выборов на департаментском уровне. Само ком­плектование учреждений включало механизм кооптации (попол­нения новыми членами без проведения выборов), назначения сверху и иных приемов конструирования состава правительствен­ных учреждений по-генеральски.

Высшая правительственная власть формально вручалась трем консулам (учреждение, заимствованное из опыта республиканского Рима). Фактически власть концентрировалась в руках первого кон­сула, т.е. Наполеона, который помимо обычно немалых полномо­чий по назначению и смещению высших бюрократических чинов мог еще назначать (и смещать) членов Государственного совета, префектов в департаменты и коммуны, а также «в случае необхо­димости» наделялся чрезвычайными полномочиями. Следует отдать должное созидателям этой новой бюрократической иерархии: не очень надеясь на добросовестность и безупречность администрато­ров, авторы Конституции (в первую очередь аббат Сиейес) предус­мотрели право Государственного совета издавать распоряжения, относящиеся к деятельности публичной администрации: «разрешать затруднения, возникающие в административной деятельности». Так было положено начало институту административной юстиции (суд для чиновников), когда судят правонарушителей — чиновников государства, держателей и носителей немалых властных пол­номочий.

Наполеоновская Конституция от 13 декабря 1799 г. оказалась самой краткой из всех. В ней всего 95 статей по сравнению с 377 ста­тьями и Декларацией прав и обязанностей термидорианской Консти­туции от 22 августа 1795 г., 124 статьями якобинской Конституции от 24 июля 1793 г. и весьма объемной первой Конституцией от 3 сен­тября 1791 г. с Декларацией прав и 230 статьями. Она была пример­но на 1/8 меньше термидорианской по общему объему.

Согласно комментарию М. Прело, наполеоновские институты непрестанно подвергались изменениям, на практике применялись весьма ограниченно и никогда не носили реального характера. Со­зданные сознательно в большом количестве, они не были обреме­нены делами, а требования, к ним предъявляемые, были и того меньше. Первоначально все учреждения государственной власти создавались без всякого участия избирателей. «Это была рыхлая и малоэффективная структура учреждений. По замечанию Тьера, в Трибунат вошли люди, любящие поговорить и склонные к шум­ливости, в законодательный корпус — утомленные жизнью и к тому же малоизвестные, а в Сенат — лица той же категории, только более высокого ранга». У всех участников этих учреждений наблюдалось, по словам Прело, какое-то ощущение ненужности выполняемой работы. Опираясь на армию, чиновничество и поддер­жку разбогатевших слоев общества, Бонапарт подготовил почву для еще большего упрочения своей личной власти. В 1802 г. в ре­зультате еще одного плебисцита (референдума), проведенного под контролем полиции, он был объявлен пожизненным первым консу­лом, а не на 10 лет, как значилось в Конституции.

В 1804 г. сенатус-консультом (решением сената от 18 мая) пер­вому консулу был присвоен титул императора Наполеона I. С это­го момента термин «республика», который оставался в официаль­ном употреблении («управление республикой вверяется императо­ру»), нес не больше смысла, чем в свое время в императорском Риме. 2 декабря Наполеон был увенчан короной императора.

К концу правления Наполеона возникло 12 министерств, при­чем большая их часть была связана с проведением фискальной, военной и карательной политики, Это правительство назначало префектов в департаменты и супрефектов и мэров в дистрикты и коммуны. Выборные местные советы (муниципальные, общинные, общесословные) имели лишь совещательные полномочия, их реше­ния подлежали визированию администратора соответствующего уровня,— чиновника из центра.

Так возникла и укоренялась высокоцентрализованная бюрок­ратическая иерархия современного типа. Определенную роль на этапе империи сыграло воссоздание аристократической титулатуры без воссоздания, правда, полагающихся привилегий. Новые маркизы, герцоги и графы образовали новоявленную клику под покровительством императора.

Наполеон включил в госаппарат и католическую церковь, по­заботившись еще в 1801 г. о подписании с папой римским особого соглашения, где было сказано, что католицизм является религией «подавляющего большинства французов». Государство взяло свя­щенников на свое содержание, а они присягали на верность пер­вому консулу, а затем императору французов.

Армия была превращена из национальной в корпоративную (профессиональную и цезаристскую). С 1800 г. введена система най­ма людей для службы в армии вместо богатых и знатных (уклоне­ние от налога кровью). За счет новой наполеоновской аристократии обновлялся офицерский состав — создавались привилегированные подразделения гренадеров, драгунов и др. С 1800 по 1815 г. на службу было призвано 3153 тыс., а погибло больше половины — около 1750 тыс. человек.

С именем Наполеона, а также его племянника Луи Наполе­она , правившего Францией под именем Наполеона III, связано происхождение термина бонапартизм, употребляемого для обо­значения режима личной власти, возникающего в обстановке об­щественного кризиса. С политико-организационной точки зрения бонапартизм есть режим личной власти в обществе с враждующи­ми политическими группировками и классами, который опирается в своем утверждении на поддержку армии и личный авторитет правителя, претендующего на роль арбитра и посредника во вза­имоотношениях между враждующими политическими силами (партиями, движениями).

В конституционном (общеустроителъном) плане режим бонапар­тизма характеризуется свертыванием роли республиканских (пред­ставительных и выборных) учреждений власти и переходом к цент­рализованному управлению с опорой на громадные отряды граждан­ских, военных и полицейских чиновников.

Как режим целенаправленной властной и одновременно идео­логической активности бонапартизм отличается повышенной дема­гогической активностью (популизмом) и прямыми обращениями за поддержкой к общественному мнению страны. Это обычно находи­ло выражение в проведении плебисцитов (голосование по конкрет­ным предложениям правителя). Термин «бонапартизм» имеет широ­кое хождение в политико-философской и публицистической литера­туре и тенденцию обрастать (вплоть до настоящего времени) самыми разнообразными и порой неожиданными истолкованиями. Наполеон и Луи Бонапарт были своеобразными республиканскими монархами французов. Однако уже феномен Бисмарка, «железного» канцлера, прусского монарха и строителя германской империи, привнес в бо­напартизм новые черты — черты жесткой исполнительной власти в условиях конституционной монархии, действующей при наличии известного партийного плюрализма. Многие новые элементы харак­теризуют бонапартизм в XX в., географические границы которого простираются далеко за пределы Европы и более всего ассоцииру­ются с военными режимами во многих государствах Арабского Во­стока, Азии, Африки и Латинской Америки.

Первая империя просуществовала до 6 апреля 1814 г. — до первого отречения Наполеона I от престола. Бурбоны снова заня­ли престол, но ненадолго. Людовик XVIII (1814—1824 гг.) даровал Франции Учредительную (конституционную) хартию от 4 июня 1814 г. В ней он в духе создаваемой после 1791 г. традиции консти­туционной монархии объявил равенство граждан перед законом, свободу совести (при статусе католической, апостольской и рим­ской церкви в качестве государственной), свободу устного и печат­ного слова в рамках законов и с одновременным запретом «всяких преследований за высказанные до Реставрации мнения», непри­косновенность собственности, «не исключая и той, которую имену­ют национальной» и др. Провозглашалось также, что «личность ко­роля священна и неприкосновенна. Его министры ответственны. Од­ному королю принадлежит исполнительная власть». Законодатель­ная власть исполняется коллективно королем, палатой пэров и па­латой депутатов департаментов. Король «предлагает законы», а па­латы имеют право просить короля об издании закона».

Кроме того, король провел вознаграждение эмигрантов из фонда нерас-проданного национального имущества, пытался ввести жесткую цензуру. Он настроил против себя армию, уволив по соображениям экономии офицеров и солдат, у которых еще живы были воспомина­ния о том, как заботился об их интересах прежний император.

Все это благоприятствовало возвращению изгнанного импе­ратора, но повлекло за собой многие утраты для страны и сторон­ников монархии. Союзные войска захватили Наполеона, вступили в Париж и навязали Франции возвращение Савойи и некоторых областей на Рейне, большую контрибуцию и пятилетний постой 150-тысячного войска во французских крепостях.

Следующим шагом восстановленной королевской власти яви­лась попытка воссоздать неограниченную королевскую власть, что стало главной заботой брата и наследника короля Карла, графа Артуа. Вокруг него сформировалась партия единомышленников, получившая наименование ультрароялистов (сверхмонархистов), которые во имя расправы с изменниками устроили «белый террор» (белый цвет имел в то время королевский флаг). Став королем под именем Карла X, монарх начал явно покровительствовать дворян­ству и духовенству, а также ордену иезуитов. Для подавления воз­никшей оппозиции он издал серию законов по ограничению свободы печати, сокращению избирательных прав, роспуску представитель­ного собрания и назначения ультрароялистов членами Государ­ственного совета. Обнародование этих законов вызвало революцию 1830 г., которая по имени месяца получила название Июльской.

Революционное временное правительство, возникшее в Пари­же, объявило короля низложенным и пригласило на престол гер­цога орлеанского Луи-Филиппа. После отречения короля от престо­ла представительное собрание выработало новую Конституцию, в которой уменьшались королевские полномочия в пользу нации: у короля изымалось право изменять основные законы, вновь вводи­лась ответственность министров перед парламентом, имуществен­ный ценз для выбора в палату был понижен. Председатель совета министров Гизо стал автором популярного лозунга тех времен, который звучал так: «Обогащайтесь, господа, и вы станете избира­телями!» При вручении короны Луи-Филипп был вынужден дать свое согласие на новых конституционных условиях, а весь режим правления, получивший название Июльская монархия , просуще­ствовал до нового подъема революционных выступлений в 1848 г.

Июльская монархия стала периодом экономического подъема, индустриализации и образования новых колоний. Вместе с тем это был период сильных социальных возмущений — восстаний в Лионе и Париже в 1834 г., голодных бунтов 1846—1847 гг. В респуб­ликанизме этих лет возникает наряду с реформистским также со­циалистическое учение, которое разрабатывали и проповедовали Сен Симон и Фурье. В эти же годы появились коммунисты, пос­ледователи философа уравнительного коммунизма гр. Бабефа, каз­ненного за свои взгляды и заговорщическую деятельность еще во времена термидорианской реакции.

Радикальные требования типа «Гизо в отставку или смерть» сопровождались устройством баррикад и республиканскими лозун­гами «Свобода, равенство и братство». Все это началось после зап­рета правительства на проведение банкета в пользу реформы из­бирательного права 22 февраля в Париже и затем переросло в кровопролитные столкновения манифестантов с войсками. Король отрекся от престола, а временное правительство под руководством А. Ламартина провозгласило республику.

Среди политических требований этого периода выделяются требования «права на труд» и вспомоществования беднякам, вклю­чая освобождение их от судебных расходов, что привело к созда­нию специальной правительственной комиссии под руководством социалиста Луи Блана и с участием члена правительства от рабо­чих Альбера. Число таких требований постоянно росло, а возмож­ности были более чем скромные. Частичный выход нашли в созда­нии «национальных мастерских», где не имеющие средств к жизни граждане могли найти себе работу.

2 марта был принят Декрет о 10-часовом рабочем дне. Декре­том 9 марта были отменены аресты за долги и долговые тюрьмы, которые воспринимались к этому времени не столько гарантией возврата долга, сколько удовлетворением чувства мести кредитора. Затем аресты за долги были восстановлены. Национальная гвардия сохранила право выбирать себе офицеров. Выдвигалось множество проектов по реформированию армии, включая превращение ее в национальную милицию (предложение Прудона ). Предложение Пьера Леру (предшественника позиции Льва Толстого о непротив­лении злу насилием и борьбе за дело не иначе как путем муче­ничества) об освобождении от военной службы лиц, отвергающих войны как варварство, противоречащее божеским и человеческим законам, а также требованиям исповедуемой ими религии, было встречено долгим хохотом.

Выработкой новой конституции занималось Учредительное собрание, большинство в котором получили республиканцы. Затем шли монархисты (легитимисты, орлеанисты, бонапартисты), мел­кобуржуазные демократы и совсем немного мест получили соци­алисты.

Временное правительство ушло в отставку, а на его место избрали исполнительную комиссию из пяти членов. По но­вой Конституции законодательная власть вручалась Законодатель­ному собранию, исполнительная — президенту. И депутаты и пре­зидент избирались на основе всеобщего (для мужчин) избиратель­ного права — с 21 года и с цензом оседлости не менее шести ме­сяцев. Право собственности включало право собственности на куп­ленные общественные должности. Богатые сограждане могли от­купить своих сыновей от службы в армии, поставляя в армию на­емников.

Конституция Второй республики от 4 ноября 1848 г. ничего не говорила о естественных правах и содержала множество деклара­тивных положений. Провоз­глашалось также, что свобода, равенство и братство — это прин­ципы республики, а основа республики — это семья, труд, соб­ственность и общественный порядок. Республика будет строиться без новых потрясений. Республикан­ские правительственные учреждения состояли из президента, из­бираемого на четыре года, Национального собрания с трехлетни­ми полномочиями и Государственного совета, избираемого на шесть лет и наделяемого совещательными полномочиями при под­готовке законопроектов и незначительными контрольными функци­ями.

Избранный 10 декабря 1848 г. президентом Луи Бонапарт осу­ществил через три года военный переворот и 2 декабря 1851 г. провозгла­сил восстановление империи и ряд других новаций, которые за­тем были одобрены плебисцитом. В Конституции от 14 января 1852 г. президент, избираемый теперь уже на 10 лет, возвышал­ся над всей пирамидой исполнительной власти и получал также возможность делать назначения в Государственный совет и восстановленный сенат, оставив избирателям только участие в форми­ровании третьего учреждения высшей власти — Законодательного корпуса. После реставрации империи президент уже председатель­ствует в сенате и Государственном совете.

Луи Бонапарт, коронованный под именем Наполеона III (1808—1873), был третьим сыном голланд­ского короля Людовика Бонапарта. Добрый и щедрый по натуре, он рано и фанатично поверил в свое особое призвание и всюду де­монстрировал романтическое преклонение перед дядей и свою пре­данность наполеоновским идеям. В молодости он увлекался социа­листическими и демократическими идеями. Полагая, что рабочий класс следует сделать собственником, он носился с фантастическим планом создания государственных ферм, где будут поселены не­имущие (пролетарии). Затем его идеалом стало полицейское госу­дарство, контролирующее печать, суды и парламентские выборы. На военном поприще ему вначале сопутствовал успех — в Авст­рии, Китае, Японии, Сирии, Мексике. В 1866 г. Наполеон III не­дооценил значение войны Пруссии с Австрией, закончившейся бле­стящей победой его будущей погубительницы. Развязав авантюр­ную войну с Пруссией в 1870 г., он потерпел сокрушительное по­ражение под Седаном, попал в плен и был быстро низложен воз­мущенными соотечественниками.

Один из ощутимых итогов второго бонапартизма — создание централизованной правительственной власти с гораздо более ши­рокими полномочиями императора и превращение «вечных прав человека» в единственное право правителя — повелевать, а всех остальных — повиноваться. Наполеон III стал учредителем еще одной разновидности правительственной власти, именуемой обычно «бонапартистским режимом». Для режима Второй империи стало характерным подчинение основных рычагов власти — армии, по­лиции, администрации — императору. Вместе с тем этот режим, выглядевший, по отзыву Ф. Энгельса, «шайкой политических и финансовых авантюристов», способствовал спекуляции, промыш­ленному развитию и вообще невиданному до тех пор экономиче­скому подъему и обогащению всей буржуазии, что сопровождалось продажностью и массовым хищничеством лиц, группировавшихся вокруг императорского двора и извлекавших «крупный процент из этого обогащения».

Революция до 2 декабря 1851 г. закончила половину своей под­готовительной работы, пишет Маркс, она «довела до совершенства парламентскую власть», а затем стала доводить до совершенства власть исполнительную.

Первая Французская революция должна была развить далее то, что было начато абсолютной монархией: централизацию, а вместе с тем объем, атрибуты и число прислужников правитель­ственной власти. Наполеон завершил эту государственную машину. Легитимная (1814 г.) и Июльская (1830 г.) монархии ничего не при­бавили, кроме большего разделения труда, увеличивавшегося по мере того, как разделение труда внутри гражданского общества создавало новые группы интересов, следовательно новые объек­ты государственного управления.

После поражения под Седаном и капитуляции 100-тысячной французской армии возмущенные парижане ворвались в Законо­дательное собрание и заставили декретировать упразднение им­перии и восстановление республики, что и произошло 4 сентяб­ря 1870 г. В январе следующего года было подписано перемирие, здесь же Бисмарк устроил коронование германского императора.

После выборов нового состава Национального собрания правитель­ство возглавил Тьер, начавший свою деятельность с непопулярных мер: отменил пособие национальным гвардейцам и отсрочку по квартирным платежам, возобновил выплату по векселям. Намеча­лась также тайная операция по разоружению Национальной гвар­дии (около 200 батальонов), созданной за шесть месяцев осады Парижа пруссаками. Все эти меры встретили сопротивление рес­публиканских антиправительственных группировок, которые спло­тились вокруг Центрального комитета Национальной гвардии, объявившего себя 19 марта 1871 г. Временным правительством. Он же провел выборы в Совет Коммуны по городским округам на ос­нове всеобщего избирательного права и свободного обсуждения кандидатов. В итоге был сформирован совет из 80 депутатов, по­ловину которых составили рабочие. Среди рабочих заметно пре­обладали последователи анархиста Прудона и ультрарадикала Бланки.

Парижские коммунары выдвинули и стали проводить в жизнь несколько новых для республиканской традиции лозунгов: дешевое правительство, новая форма организации законодатель­ной и исполнительной власти, отказ от постоянного войска, об­новление карательного аппарата и др.

Удешевление расходов на содержание правительства планировалось осуществить путем, приравнивания зарплаты государственного служащего к зарплате квалифицированного рабочего. Предполагался роспуск старой полиции, отмена содержания постоянного войска и замена пос­леднего вооруженным народом. Совет Коммуны подлежал превра­щению в совокупность комиссий, работающих совместно и не так, как в парламенте, «где каждый стремится сказать свое сло­во». Принцип сотрудничества был таков: обсуждение коллегиаль­ное — ответственность единоличная. Для координации работы 9 комиссий предназначалась так называемая Ис­полнительная комиссия, которая формировалась на паритетных началах всеми остальными комиссиями — финансовой, просвеще­ния, юстиции, внешних сношений, труда, промышленности, общественных служб, обороны, общественной безопасности. Во главе комиссий стоял делегат — член коммуны, наделенный широкими полномочиями.

Совет Коммуны сочетал высшие законодательные и исполни­тельные полномочия в одном учреждении. Комиссии в делах ис­полнительной власти заменяли министерства. Характерно, что в округах исполнительная власть вверялась особенно доверенным членам Коммуны, которым, согласно соответствующим законода­тельным установлениям, разрешалось «для ведения дел. взять себе в помощь комиссию по своему выбору и под свою ответствен­ность».

В области судопроизводства отдаленной задачей стало на­мерение «поднять существующее судопроизводство на высоту де­мократических и социальных учреждений» — очень туманная формула, оставшаяся без должных пояснений. Более приземлен­ной, но менее сложной стала реформа существующей системы образования. Здесь планировалось ввести специальным декретом «бесплатное, обязательное и исключительно светское образо­вание».

Уже декретом от 2 апреля 1871 г. был установлен макси­мальный размер зарплаты чиновника — 6 тыс. фр. в год. Предус­матривалось сокращение штатов разных ведомств на 75%. Вво­дился принцип выборности, подотчетности и сменяемости в лю­бое время всех должностных лиц. Для некоторых должностей предусматривалось либо конкурсное замещение должности, либо на основе экзаменационных испытаний, либо стажировки в должности.

19 апреля была выпущена Декларация Коммуны к француз­скому народу, в которой страна объявлялась республикой, где все самоуправление в городах и деревнях должно строиться по образ­цу Парижской Коммуны. Местные органы власти наделялись пол­номочиями утверждать местный бюджет и разверстку налогов, управлять всеми местными службами (суд, полиция, просвещение, управление местным имуществом). Каждой коммуне дозволялось иметь военную силу в лице Национальной гвардии, свободно из­бирающей своих офицеров. Коммуны объединялись в округа, окру­га посылали своих депутатов в национальную делегацию, заседа­ния которой должны проходить в Париже. Определяя характер движения 18 марта, Декларация объявляла республику «един­ственной формой, совместимой с правами народа, с правильным и свободным развитием общества», а в числе главных и перспектив­ных задач провозглашала задачу «сделать власть и собственность всеобщим достоянием».

Парижской Коммуне пришлось позаботиться о передаче по­кинутых владельцами предприятий в руки кооперативных рабочих обществ. Уставом Луврских мастерских вводился рабочий контроль за производством (21 мая). Вводилась отмена ночной работы булоч­ников, запрет штрафов и вычетов из заработной платы рабочего. Устанавливались льготы на возвращение заложенной в ломбарды мебели, одежды, белья и орудий труда.

Судейские должности заполнялись по назначению, что счи­талось временной мерой. Раздавались призывы поставить следствие под контроль гласности. Прокурор Риго категорически возразил против намерения депутатов посещать заключенных и беседовать с ними и пригрозил уходом в отставку. Коммуна не прибегала к казни военнопленных и заложников, и только в конце был осуще­ствлен в качестве чрезвычайной меры расстрел 64 из 240 залож­ников. Расправа правительственных служб была жестокой и мас­совой: 30 тыс. коммунаров были расстреляны, 50 тыс. отправлены на каторгу, в ссылку или тюрьму.

Классики научного социализма — Маркс, Энгельс, Ленин — расценили опыт Парижской Коммуны как образец высшего типа демократии, которую должен взять на вооружение борющийся за свое освобождение рабочий класс.

Первая республика просуществовала во Франции семь лет, Вторая — три года, а самой продолжительной оказалась Третья республика, просуществовавшая 70 лет с 4 сентября 1870 г. Сюда же входит и срок существования Парижской Коммуны — 72 дня начиная с 18 марта 1871 г.

Единой конституции в республике не было, а были Конституционные законы (три органических зако­на), регулировавшие организацию и деятельность учреждений го­сударственной власти: Закон об организации сената от 24 сентября 1875 г., Закон об организации государственной власти от 25 фев­раля 1875 г. и Закон об отношениях между государственными вла­стями от 16 июля 1875 г. Во всех трех законах насчитывалось всего 34 статьи, поэтому многие вопросы конституционного уст­ройства регулировались текущим законодательством. В это время происходила довольно напряженная борьба и соперничество меж­ду несколькими группировками — сторонниками восстановления монархии и республиканцами. Противостояние было примерно равным, и первый из названных законов принимался большин­ством всего в один голос (353 против 352).

Президент республики избирался на семь лет и обладал все­ми полномочиями, присущими конституционному монарху, — пра­вом законодательной инициативы, промульгации и контроля за законами. Он мог отсрочить заседание парламента и распустить нижнюю палату, его декреты подлежали контрасигнации одним из министров. Первым президентом Третьей республики стал маршал Патрис Мак-Магон.

Законодательство осуществлялось палатой депутатов, изби­равшейся на четыре года, и сенатом, составленным из 75 пожиз­ненных и 225 избиравшихся на девять лет особыми коллегиями вы­борщиков депутатов. В отношении министров действовал принцип: «министры солидарно ответственны за общую политику правитель­ства и индивидуально — за свои личные действия». Не избирали депутатов женщины, военнослужащие и лица мужского пола, не достигшие 21 года.

Период до начала Первой мировой войны обычно рассматри­вается французскими историками как расцвет либеральной демок­ратии и апогей парламентаризма. С 1893 г. в парламент входят со­циалисты. На следующий год в правительстве появляется новое министерство — по делам колоний. К началу Первой мировой вой­ны Франция делается второй державой-метрополией с населением колоний в количестве 55,5 млн человек.

Происходит усиление правительственной власти за счет пре­зидентской, но этот процесс сопровождается интенсивной мини­стерской чехардой: некоторые правительства существуют не доль­ше шести месяцев. За 39 лет правительства сменились 48 раз. К концу XIX в. сложилась доктрина и практика так называемой регламентарной власти. Согласно этой доктрине, правительство может издавать нормативные акты без специального делегирования ему законодательных полномочий от парламента. Формально эти акты должны по своему назначению лишь уточнять законы и носить подзаконный характер, но фактически это были «декреты-законы».

netref.ru

Смотрите еще:

  • Правим пупок Золотник-пупок Что такое золотник? В медицинской литературе опреде­ление пупка такое: «После рождения, когда начинает функ­ционировать легочный круг кровообращения и пупочный канатик перевязывают, происходит постепенное запустевание у пупочной вены, венозного и артериального протоков и дистальных отделов […]
  • Первый раз плачу налоги Лет 15 назад в Штатах я зашёл в забегаловку купить банку Колы. На ценнике было написано: «.99». Я протянул продавцу доллар. Он посмотрел на меня вопрошающе и сказал: «5 cents please». Тут я увидел, что на экране на кассе светилось «1.05». Дальше между нами произошёл примерно такой диалог: — But the price […]
  • Осаго проект ЦБ рассказал о новых тарифах ОСАГО ЦБ рассказал о новых тарифах ОСАГО Центробанк России обнародовал проект, определяющий порядок изменений предельных размеров базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО), а также механизм их […]
  • Токийские правила минимальные Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. N 45/110 "Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила)" Резолюция Генеральной Ассамблеи ООНот 14 декабря 1990 г. N 45/110"Стандартные минимальные правила […]
  • Отмена тахографов закон 1 января 2018 о тахографах Бесплатная консультация 8 800 550 27 17 Получите скидку на установку тахографа при звонке на горячую линию. Изменения в законе о тахографах 2017-2018 С 1 июля 2018 года по приказу №227 на всех работающих на пригородных перевозках автобусах и маршрутных такси должен быть […]
  • Приказ 36 минрегионразвития от 01042008 Приказ Министерства регионального развития РФ от 1 апреля 2008 г. № 36 “О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства” В соответствии с пунктом 5 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях […]